КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 12.08.2005
23:30  М.Ахмадинежад и У.Чавес подтвердили братские связи Ирана и Венесуэлы
19:40  Резкая реакция Ирана на резолюцию Совета управляющих МАГАТЭ
18:12  В Казахстане прошли экспериментальные выборы 4-х районных акимов
17:09  Шпионить и патрулировать. Пентагон приступает к реализации программы "Инициатива по охране Каспия"
13:54  М.Венедиктова - На Иссык-Куле не стреляют, но туристов мало... Заметки отдыхающей
12:53  Gazeta.kz - ГУАМ-2005: пациент скорее мертв, чем жив
11:48  В США вышла "Сражающаяся вера. Путешествие на передовую ислама: от Багдада до Тимбукту" Я.Трофимова

11:41  Гамсахурдиа-2 против Саакашвили-1. В Грузии нашли кем "задвигать" бесноватого Мишу
11:15  Возобновился суд. Таджикского оппозиционера М.Искандарова обвиняют по всем статьям
11:07  Збиг Бжезинский неожиданно возлюбил Ильхама Алиева. Американцы не будут менять власть в Баку?
11:04  Х.Гаджизаде - Возможен ли либеральный ислам и чем он отличается от "народного"?
10:57  Мироходы. Казахстанские и узбекские верующие отправились в "Марш мира" Шымкент-Алматы
10:47  Найден ген плова. Ученые помогут резко увеличить урожаи риса
10:19  Д.Верхотуров - Придут ли восточные инвестиции в Россию?
10:11  За что боролись? Генпрокурора Киргизии А.Бекназарова обвиняют в безудержном пиаре
09:54  Г.Бендицкий - Офшор национальной безопасности. Казахстанские спецслужбы "горят" на липовых тендерах
09:30  "ВБ" - Эпидемия обещаний. Новые власти Киргизии оказались не менее говорливыми, чем старые
09:14  Джессика Тейчер - В отличие от узбечек у меня не было золотых зубов. Хорезмские записки волонтера Корпуса Мира
09:11  Еurasianet - "Тактика на запугивание".... Интерньюс в Ташкенте готовится к новым искам
09:04  Asia-Plus - "Джамал и Ко": два года спустя. Куда девались миллионы бисерных аферистов?
08:59  Стахановки... Две немки, одна - экс-казахстанка, на спор за раз переспали с 116 мужиками
08:46  С.Строкань - Милость Аллаха большого радиуса действия. Исламский мир получил 1-ю крылатую ракету
08:41  "Къ" - Тегеран бряцает ядерным циклом. Европейцы обиделись на вероломство иранцев
08:40  "Иран-Ходроу" может занять львиную долю авторынка Афганистана
08:37  Бомбардировка ВВС США в Афганистане: есть жертвы среди населения
08:36  В китайский порт Циндао прибыл отряд российского Тихоокеанского флота
07:34  "НГ" - Только с одобрения спецслужб. Узбекистан ужесточил режим пребывания иностранцев
07:30  "ВН" - Совет Безопасности подождет. Тегеран отверг резолюцию МАГАТЭ
07:13  Инаугурировать Бакиева можно скромнее, а 18 млн сомов раздать инвалидам
02:46  М.Розенберг - Лондон и Вашингтон надеются раздуть пожар исламского Джихада по всему миру...
00:56  Яна Амелина - Прыжок звездно-полосатого тигра. США в Прикаспии
00:11  США еще не решили, куда деть самолеты, выгоняемые из Узбекистана
00:01  Взвейтесь беркуты орлами. На Иссык-куле готовится фестиваль ловчих птиц
00:00  Укололся и забылся... Карзай лично возглавил "рабочую группу" по борьбе с наркоугрозой
Четверг, 11.08.2005
22:36  Суд Шымкента вернул квартиру семье сжегшего себя в знак протеста М.Тотымбаева
20:18  На круги своя... В Казахстане новые-старые: глава МЧС - Шалбай Кулмаханов и аким Алматинской области - Серик Умбетов
20:01  Свежее мясо. НАТО дополнительно ввело в Афган 2 тысячи "миротворцев"
19:55  Облучился? Трех месяцев не прошло, как мэр урановой столицы Киргизии Майлуусуу Т.Акамбаев отправлен в отставку
16:25  ROMIR: Чем занимаются российские интернетчики в Интернете
12:10  "ВечБишкек" - "Махнокуловщина". Киргизии наиболее подойдет анархия, как способ государственного устройства
12:07  Таджикистан: Живой товар возвращен из ОАЭ
12:06  Узбекистан хочет восстановить свой погранпост на трассе Баткен-Ош. Возобновляется "анклавная война"?
11:58  Салман Рушди: Ислам нуждается в Реформации
11:41  "НВ" - Бесправные и униженные. Афганских женщин продолжают менять, как товар
11:34  Не Верка, но Сердючка. В Бишкеке пропала правозащитница-железнодорожница, угрожавшая самосожжением
11:31  И.Рустамбек: Курманбек Бакиев - ставленник Москвы или Вашингтона?
11:20  IWPR - В Туркменистане идет искоренение исламского образования
11:08  "Новая газета" - Власть в Узбекистане перешла к председателю СНБ Р.Иноятову
11:00  "Financial Times Deutschland" - Доктрина Путина: Россия стремится к гегемонии в СНГ
10:33  Т.Ансари - Иран провалил "ядерный экзамен". Очередь за ООН, ЕС и США
10:30  Баку. Посольство Польши обвинено в подготовке "демократического" госпереворота
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Х.Гаджизаде - Возможен ли либеральный ислам и чем он отличается от "народного"?
11:04 12.08.2005

Что происходит в мусульманском мире
и будущее религиозной свободы в Азербайджане

Х.ГАДЖИЗАДЕ

Взрывы в Лондоне в очередной раз потрясли нас и хотя подобные трагедии после событий 11 сентября стали происходить регулярно, примерно раз в год, привыкнуть к ним невозможно. Не могу забыть один из июльских дней 2003 года: ночью зашел в Интернете на страницу Google News, и руки у меня опустились. Все главные мировые новости были о терактах, так или иначе связанных с исламским регионом: теракт в Тушино - погибло 14 человек, в Ираке взрывом убиты 7 полицейских, в Пакистане взорвана шиитская мечеть, погибло 47 человек, в Палестине взрывом убиты мирные граждане. И все это лишь за один день. Пока, слава Богу, нет новостей с терактами в Азербайджане, и мы не должны допустить такого развития событий...

* * *

В глобальном масштабе такие явления и события, как распространение исламского фундаментализма, события 11 сентября и далее события в Афганистане, Ираке, Турции (я имею в виду приход к власти АКП), Иране ясно указывают на то, что во всем мусульманском мире происходит некий единый процесс. Этот процесс я бы назвал процессом нового самоопределения мусульманских народов.

Вследствие распространившейся грамотности и расширившегося доступа к исламским первоисточникам мусульмане во всем мире начали заново осмысливать свое нынешнее печальное социально-политическое положение и искать пути выхода из него. Процессы нового самоопределения после массового подъема образования на новый уровень в мировой истории уже наблюдались - сходный процесс происходил в период протестантской реформации и последующих за ним демократических революций в XVII и XVIII веках и, конечно же, в XX веке в период распространения левых идей - марксизма, анархизма троцкизма, маоизма. Оба эти процесса после кровопролитных гражданских и международных конфликтов завершились в конце XX века победой идей демократии, свободного рынка и международного сотрудничества. Так что нам остается надеяться, что нынешние волнения, охватившие мусульманский регион, в итоге выльются во что-то позитивное.

Народный ислам

К сожалению, на протяжении своей прошлой истории ислам, в том виде, в котором он был зафиксирован в Коране, - то есть как моральный договор между Аллахом и людьми, так и не был воспринят широкими массами верующих. Как ни пытался пророк Мухаммед заменить поклонение людей всевластным и безразличным к морали идолам на поклонение Аллаху, который требовал от верующего честности, справедливости, борьбы со злом и социальной ответственности, большинство верующих, лишь формально став мусульманами, продолжали поклоняться силе, а не стремиться к справедливости. Суть такого "народного ислама", "ислама нижнего уровня" - это покорность любой превосходящей человека силе, будь то отец или муж в семье, начальник, правитель или всесильное имморальное божество. Превосходящую силу следовало терпеть и приносить ей жертвы, чтобы она по своей прихо- ти тебя не замучила. Отголоски борьбы с таким "исламом нижнего уровня" мы находим и в Коране.

Не в том добродетель, чтобы кланяться на Восток или на Запад. Но тот добродетелен, кто, возлюбив Аллаха, дает деньги в помощь близким, сиротам, нуждающимся, путникам, на освобождение рабов, хотя эти деньги и дороги ему, кто верен в своей клятве и терпелив в лишениях и битве (2:177).

"Ислам нижнего уровня" на протяжении истории активно поддерживался всевозможными правителями, нашедшими в нем удобный инструмент для управления своими подданными. "Народный" ислам, а фактически новый тип идолопоклонства, усердно обслуживался целой армией духовных деятелей, посвятившей бесчисленные тома рассуждениям о том, какие позы при молитвах верны и как правильно поститься, чтобы не прогневить Аллаха. Кроме этого распространилось огромное количество просто шарлатанов от религии, не имеющих никакого понятия об исламе и пользующихся суеверием населения в корыстных целях.

Конечно же, в исламском мире имелось определенное количество интеллектуалов, приверженцев "высокого ислама", верно понимавших моральные требования Корана и призывавших верующих поменьше обращать внимания на формальные религиозные обряды, а, отвергнув ложь и насилие, заняться полезным для общества делом. Однако в силу отсталости мусульманского общества, слабости его социальной организации призывы этих интеллектуалов не находят отклика в широких массах верующих.

(Почему восточные общества начали отставать от западных, доподлинно неизвестно. Единственным убедительным объяснением тому продолжает оставаться идея географического детерминизма, о котором писал Тойнби).

Неизвестно, сколько могло бы продолжаться такое положение с религией в ближневосточных странах, однако уже с позднего средневековья наметилось все увеличивающееся отставание Востока от Запада. Прогрессивные представители мусульманских элит пытались провести всевозможные реформы, способные преодолеть это отставание. Одним из основных тормозов на пути развития личности и общества мусульманских стран считался полный суеверия и мракобесия "ислам нижнего уровня". К сожалению, провести реформу "сверху" в умах безграмотного населения не удавалось. Тогда было решено поставить религиозную сферу под полный контроль.

Обозревая за последние 150 лет все эти попытки контролировать религию, поражаешься их схожести. Недавно я перечитывал известную сказку классика азербайджанской литературы XX века Мирзы Фатали Ахундова "Обманутые звезды" и наткнулся там на проект реформы религиозной сферы, предложенный Ахундовым от имени своего литературного средневекового героя Юсифа Сарраджа (седельника). Этот проект, к сожалению, надолго пережил своего автора и применяется сегодня в Турции, Азербайджане и странах Средней Азии.

"Юсиф шах повелел, чтобы всякие бездельники не смели зачислять себя в ряды духовенства и чтобы каждое лицо, желающее иметь духовный сан, получило бы на то особое разрешение от главного муллы; еще было постановлено, чтобы повсюду число духовных лиц соответствовало нуждам и потребностям населения. На содержание духовенства шах назначил определенную сумму из государственной казны; этим он ставил духовенство в зависимость от правительства и зажимал рты муллам, которые называли паразитами живущих на жалование чиновников. Затем он исключил из ведения ученых богословов судебные дела, входящие в компетенцию государственной власти, и передал их особым правительственным судам. Этим он добивался того, чтобы население не чувствовало себя в судебных решениях зависимым от духовных лиц, не обращалось к ним со своими спорами, а шло в государственные органы.

Он приказал также, чтобы пожертвования и другие средства, собираемые в пользу беднейшего населения, поступали в ведение четырех наиболее честных горожан, которые должны отпускать деньги соразмерно нуждам каждого бедняка, и об израсходованных суммах ежегодно представлять отчет в государственную канцелярию; это давало возможность равномерно распределить средства между всеми нуждающимися.

Отменена была выдача пятой части дохода на содержание духовенства и потомков пророка - сеидов. С тем, чтобы потомки пророка, да будет благословенно имя его, отрешились бы наконец от попрошайничества и занялись, как народ, честным трудом.

Авторитетные ученые богословы отыскали в священных книгах соответствующие указания, на основании которых и была проведена отмена налога"...

Итак, перед нами программа отделения религии от государства и установления полного контроля над религиозной сферой. Из текста видно, в каком состоянии находилась религиозная практика, как в позднем средневековье, так и в XIX веке при жизни Ахундова. Печально, но в этом же состоянии находится религиозная сфера и сегодня. И нынешнее правительство почти в точности проводит программу Юсифа шаха в жизнь. Скорее всего и правительство демократов, будь они у власти, также придерживалось бы этой программы.

Новые мусульмане

Ситуация с пониманием ислама широкими массами верующих начала меняться во второй половине XX века и она была связана, как я отметил выше, со всеобщим распространением грамотности в мусульманском регионе. Широкие массы верующих, впервые получив доступ к первоисточникам ислама, равно как и к другой литературе, открыли для себя новый мир. Люди начали читать, росло самосознание, начало распространяться понятие о достоинстве и правах человека и далее человек начинает самоопределяться.

Готовые раньше без лишних вопросов подчиняться любой превосходящей его силе, будь то в семье, обществе или государстве, мусульмане обнаружили, что их вера требует не показной, но истинной морали, она требует постоянных усилий на поддержание общества и еще она требует борьбы со злом. В первоисточниках ислама было написано, что не всякой власти следует подчиняться. Власть должна быть справедливой. А чтоб она была справедливой, она должна опираться на шариат. Образно говоря, если раньше, размышляя на тему власти, мусульмане обычно повторяли формулу: "На небесах - Аллах, а на земле - падишах", то сегодня они говорят "Мы хотим, чтобы нами управляли справедливые законы, установленные нашим справедливым Богом, то есть мы хотим исламского государства".

Итак, кажется, что в сознании большинства мусульман в конце XX века произошла религиозная реформа снизу, она заключалась в том, что описываемый нами выше "народный" ислам, полный идолопоклонства, стал уступать свое место "высокому" исламу, основанному на Коране и деяниях пророка...

Произошедшая реформа в сознании мусульман, безусловно, есть шаг вперед на пути общественного развития, однако эта реформа принесла с собой и огромные проблемы. Подобно тому, как левое движение породило красный террор, сталинизм и движение Пол Пота, новые мусульмане явили нам пример ужасов и иранской революции, движение "Талибан" и широкую сеть террористических организаций и террористических сетей вроде Аль-Гаэды.

Как это обычно бывает с неофитами, обретя новую истину, некоторым мусульманам показалось, что это и есть истина в последней инстанции, другие мировоззрения вредны и должны быть уничтожены.

Отдельно хочу остановиться на требовании "новых" мусульман о строительстве исламского государства. Сегодняшний Азербайджан, хоть и формально, но живет по законам либеральной конституции, основанной на принципе, что "все люди, мужчины и женщины, верующие и неверующие, рождаются равными в правах и достоинстве". Но мы теперь сталкиваемся с тем, что каждый "новый" мусульманин согласно своей вере требует создания шариатского государства, государства, в котором мужчины имеют больше прав, чем женщины, верующие имеют больше прав, чем неверующие, мусульмане имеют больше, прав чем немусульмане.

Вспомним, что Мирза Фатали Ахундов с таким феноменом не сталкивался, он выступал лишь против "ислама нижнего уровня". Однако нынешние азербайджанское политическое сообщество вынуждено теперь решать две большие проблемы - это борьба с мракобесьем "народного" ислама и борьба с "высоким" исламом, более известным всем нам под именем "фундаментализм", сторонники которого требуют введения шариатского законодательства.

Если "народный" ислам рассматривается как тормоз для успешного развития страны, то "фундаментализм" несет явную угрозу самому существованию демократического государства, основанного на личной свободе человека и равенстве его гражданских прав. Как говорил в беседе со мной один из лидеров Исламской партии Азербайджана: "Конечно же, мы за демократию, но я просто хочу, чтобы когда я начинал говорить, моя жена замолкала и сидела на своем месте". В этой ситуации на ум многих "ответственных лиц" не приходит ничего другого, как установить тотальный контроль, как над "старыми" так и над "новыми" мусульманами. Этим и занимается нынешний Государственный комитет по работе с религиозными образованиями. Но будь наши демократы у власти, они, скорее всего, делали бы то же самое. Так в своих опубликованных концепциях по регулированию религиозной сферы партии "Мусават" и НФА почти в точности (вероятно, сами не зная того) повторили программу, проводимую в жизнь сказочным Юсиф шахом. Кажется, что пока у этой программы нет альтернативы.

Возможен ли либеральный ислам?

Я думаю, что возможен. В Библии, например, также указано, что мужчина имеет больше прав, чем женщина, и нет в этой священной книге христиан никакого упоминания о запрете рабства и говорилось, что "Богу богово, а Кесарю кесарево". Однако христианские демократы, впервые заявившие о себе еще в XVII веке, смогли преодолеть противоречия между своей священной книгой и принципом о том, что "все люди рождаются равными в правах и достоинстве". Вот как выражал свои идеи один из первых христианских демократов, активный участник английской революции XVII века Ричард Овертон:

"Мы посланы в этот мир десницей Господней, и каждому от рождения даны свобода и право на собственность (слова эти как бы начертаны в человеческих сердцах, дабы никогда не стереться). И всякий по природе своей для себя и правитель, и пастырь, и пророк, и никто другой не может взять такое право над ним иначе как по его собственному свободному волеизъявлению"...

Христианские демократы победили, парламент стал выше короля, рабство было запрещено, женщины получили равные права с мужчинами, и государство перестало вмешиваться в дела религии.

Есть ли мусульманские демократы, способные на такой же подвиг? На протяжении XX века такие мыслители появлялись, имеются они и сегодня. В этом ряду следует отметить таких выдающихся и, следует особо отметить, мужественных мыслителей, как Али Абдерразиг (1888-1966), Фазлур Рахман (1919-1986), Абдул Маджид Шарфи (1946), иранец Абдул Карим Сорош. Предлагаемые ими либеральные реформы в исламе основаны на тезисе о том, что ни в Коране, ни в Сунне нет подробных указаний на то, каким должно быть политическое устройство государства, в первоисточниках лишь указаны общие моральные правила, которыми должны руководствоваться правоверные мусульмане. Строительство политической и общественной системы Коран поручает людям, которые, используя свой разум, должны сами обустроить свою жизнь. Здесь часто упоминается следующий айят Корана.

(3:110) - "Верующие сами устанавливают то, что есть благо, и запрещают то, что есть зло".

Либералы подчеркивают, что шариат в том виде, в каком он распространился сегодня, это не требование Аллаха, а лишь правовая система, построенная людьми и она также может быть изменена в сторону гуманизма, личной свободы и равенства прав.

К сожалению, призывы этих либеральных ученых не находят большого отклика среди большинства мусульман, которые, только что овладев грамотностью, стали приверженцами "фундаментализма". Но не будем терять надежды, нынешнее стремление к либеральным реформам в Иране показывает, что очередная волна самоопределения мусульман не за горами.

Либеральный ислам в Азербайджане

Что же касается Азербайджана, то здесь ситуация во многом отличается от ситуации в странах Ближнего и Среднего Востока. 200-летний опыт секуляризма и высокий уровень образованности населения позволяет надеяться на то, что наше религиозное сообщество быстрее воспримет либеральные ценности. В стране много самостоятельных религиозных общин и организаций, но , пока мы не слышим от их представителей ясных заявлений о том, что "да, все люди рождаются равными в правах и достоинстве".

Однако мы видим то, как многие из религиозных активистов проявляют активный интерес к демократическим преобразованиям в стране, многие из них принимают активное участие в демократических акциях, некоторые из них являются даже членами правозащитных организаций.

Мы должны помочь этим людям, которых на Западе называют Agents of Change (инициаторами перемен). Мы должны сделать все, чтобы демократически настроенные религиозные активисты стали частью демократического движения страны и мира.

Кроме того, мусульмане должны видеть положительный пример демократического государства. Пока же, глядя на коррупцию и насилие в нашем, так называемом демократическом государстве, они неизбежно будут искать ему фундаменталистскую альтернативу.

Наше светское сообщество и правительство, а конкретно азербайджанский Госкомитет по работе с религиозными образованиями должен понять, что одними репрессивными мерами бороться как с мракобесьем, так и фундаментализмом не удастся. Если то или иное проявление религиозности не несет в себе явной и непосредственной угрозы обществу, то его не следует репрессировать.

Все мы ждем от мусульманских активистов ясной позиции в вопросе о независимости и демократии в стране. Но в то же время демократы страны и мира должны помочь этим религиозным людям понять и принять либеральные ценности. Следует поддерживать религиозных активистов, тянущихся к демократии и стремящихся разобраться в том, что происходит в стране и в мире.

Если мы этого не сделаем, то вынуждены будем вновь и вновь проводить в жизнь программу сказочного Юсиф шаха, которая сегодня может закончиться ростом террористической активности, как это и происходит сегодня в мире.

№ 153(1142) Пт., 12 Августа 2005

Источник - Эхо
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1123830240
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 24 июня 2019 года №29
- Сенаторы со скорбью восприняли события в г.Арысь Туркестанской области
- Восстановление жилого фонда и инфраструктуры г. Арысь будет проведено в кратчайшие сроки - А. Мамин
- Мажилисмены перечислят однодневный заработок в помощь жителям города Арысь
- Реализация Плана действий предвыборной программы Президента является основной задачей Правительства РК
- Кадровые перестановки
- Военные саперы Минобороны РК работают в Арыси по разминированию
- Постановление ЦИК РК
- В Алматы планируют в 4 раза увеличить количество автобусов
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх