Н.Патрушев - "Крыша" шифером шурша... ФСБ помогла экспертами и специалистами расследовать Андижан (интервью) 10:54 27.08.2005
НА КАСПИИ ВЫСАДИЛСЯ СПЕЦНАЗ ФСБ Николай Патрушев активно вовлекает спецслужбы стран "большой восьмерки" в борьбу с терроризмом на территории СНГ Игорь Плугатарев
В середине августа в казахстанском портовом городе Актау на побережье Каспийского моря прошли крупные учения спецназа, организованные Антитеррористическим центром СНГ. Непосредственное участие в них приняли особые подразделения служб безопасности Казахстана, России и Украины, причем ФСБ РФ представлял отряд боевых пловцов Центра специального назначения этого ведомства. Итоги учений подводил лично директор Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев. По завершении всех мероприятий он встретился с журналистами. Ответы на вопросы получил и обозреватель "НВО". Из досье "НВО" Николай Платонович Патрушев родился 11 июля 1951 года в Ленинграде в семье военного моряка. Учился в 211-й средней школе в одном классе с нынешним спикером Госдумы Борисом Грызловым. Выпускник приборостроительного факультета Ленинградского кораблестроительного института. В 1975 году начал службу в органах государственной безопасности. После окончания Высших курсов КГБ работал в контрразведывательных подразделениях УКГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области. К 1991 году занимал должность начальника службы по борьбе с контрабандой и коррупцией этого управления. В 1992-м - назначен министром безопасности Республики Карелия. Через три года переведен в центральный аппарат ФСБ. С мая 1998 года - в администрации президента РФ, занимал должность начальника Главного контрольного управления, а уже в августе совмещал ее с работой в качестве заместителя главы президентской администрации. В октябре того же года возвращается в ФСБ. Директор Федеральной службы безопасности с 17 августа 1999 года. В октябре 1999-го избран председателем Совета руководителей органов безопасности и спецслужб (СОРБ) СНГ. Герой Российской Федерации. Генерал армии. Доктор юридических наук. Отец двоих сыновей.
- Николай Платонович, какова была цель учений "Каспий-Антитеррор-2005"? Достигнута ли она и как вы оцениваете качественную подготовку спецструктур различных стран? Насколько адекватно способны они отвечать на вылазки террористов?
- Мероприятия на территории Казахстана проходили лишь четыре дня, когда осуществлялась завершающая стадия учений. На самом деле они были начаты еще в июле и проводились в целом ряде государств СНГ. Наиболее активно - в России, Украине и Казахстане. В этот период действовали оперативные подразделения. Шел обмен информацией, вырабатывались единые планы, по накоплении и по анализу информации принимались решения. Вторая стадия, которая прошла здесь, в Актау, - это нейтрализация условных террористов и освобождение захваченных ими "заложников", в ней участвовали силовые подразделения. Наконец, завершающая стадия учений - это ликвидация последствий тех мер, к которым вынуждены прибегать спецназовцы.
Хочу отметить, что на всех трех стадиях работа проходила слаженно, грамотно. Дело в том, что подобные учения под эгидой Антитеррористического центра СНГ проводятся не впервые, и спецслужбы стремились избежать недостатков и недоработок, которые имели место на таких учениях, как "Азов-Антитеррор-2003" на Украине или "Запад-Антитеррор-2004" в Молдавии. При подготовке учений "Каспий-Антитеррор-2005" принимались в расчет и те реальные угрозы, которые исходят от террористических организаций, орудующих на территории СНГ.
Все мероприятия в рамках прошедших учений проводились в рамках Совета руководителей органов безопасности и специальных служб, который был создан по решению глав государств СНГ. Функционирует он регулярно, и встречи происходят не реже, чем два раза в год. Мы расширяем наши международные контакты. Ведь угроза терроризма характерна не только для СНГ, но и для большинства стран мира, независимо от их политического строя, уровня экономического развития. Поэтому на учения в Казахстан были приглашены наблюдатели от других государств, в частности США, Китая, Германии, Ирана, Пакистана. Они дали свою оценку учениям после их окончания, во время обмена мнениями.
И мы эту практику будем продолжать. Скажу больше: на предстоящий Совет глав государств, спецслужб и органов безопасности мы уже пригласили представителей ведущих европейских стран. В этом плане у нас достаточно большая открытость. Мы считаем, что именно вот в этом, практическом направлении борьбы с терроризмом, равно как и в целом ряде других направлений, мы должны взаимодействовать не только в рамках СНГ, а как можно с большим количеством спецслужб, органов безопасности, которые занимаются подобной деятельностью. Поэтому один раз в год мы и проводим подобные совещания, в ходе которых показываем возможности наших спецслужб.
Возвращаясь к итогам сбора в Актау, скажу, что и положительные результаты, и, безусловно, то, что еще надо шлифовать, мы будем обсуждать на Совете, который состоится в октябре. Представители государств СНГ выскажутся, в каком направлении нам надо продолжать работу, на территории каких государств и далее проводить учения.
- На территории СНГ был проведен ряд успешных совместных спецопераций, в результате которых удалось предотвратить теракты. Как в связи с этим вы оцениваете основные угрозы безопасности на пространстве Содружества, в частности, в Центрально-Азиатском регионе?
- Такие угрозы реально существуют. И мы не можем с этим не считаться. Наша задача - работать на упреждение. Чем более своевременно мы будем доводить друг до друга имеющуюся у нас информацию, тем больше шансов на успех. И эта работа должна совершенствоваться. Чем больше будет доверия между спецслужбами, органами безопасности различных стран, тем наша деятельность будет успешнее.
Конечно, очень много терактов предотвращается, и на территории Российской Федерации - тоже. К сожалению, все предотвратить не удается... И наша задача - еще раз повторю - делать так, чтобы мы получали упреждающую информацию.
Вот подобные сборы, подобные учения - они нам в этом весьма помогают.
- Едва ли не главная финансовая подпитка терроризма - это выручка с оборота наркотиков, в том числе афганского героина. Активное противодействие наркоторговцам в Таджикистане оказывали российские пограничники, которые войсковую охрану рубежа по Пянджу прекратили. Теперь, как утверждают эксперты, основной и очень большой поток наркотиков будет идти через Казахстан. Какие меры в связи с этим принимают ФСБ России и ее Пограничная служба?
- Угроза проникновения наркотиков и в СНГ, и в Россию, и в страны Европы - реальна. Российские пограничники действительно внесли большой вклад в борьбу с распространением афганского героина по миру, но говорить, что они ушли из Таджикистана, - это неправильно. Мы будем продолжать совместно работать с нашими таджикскими коллегами, консультировать и обучать их, поставлять им необходимую информацию. Вместе с тем, безусловно, будем выполнять те политические решения, которые приняты.
Одновременно, понимая реальность угрозы наркоэкспансии из Афганистана, мы усилили наше взаимодействие и с нашими казахстанскими коллегами. С обеих сторон будем - и уже начали - принимать конкретные меры по повышению эффективности нашей работы на границе. Причем эти меры принимаются как на внешней границе Казахстана, так и на внутренней, то есть на границе Казахстана и России. Все наши действия по предотвращению проникновения афганских наркотиков будем планировать совместно.
- В ходе сбора в Актау представитель Узбекистана поблагодарил российскую спецслужбу за помощь, оказанную в расследовании недавних событий в Андижане. В чем заключалась эта помощь и какова ваша оценка тех событий?
- Прежде всего это своевременный обмен информацией, которую мы предоставляли нашим узбекским коллегам. Кроме того, мы направляли туда экспертов и специалистов, они непосредственно работали с сотрудниками соответствующих структур в Узбекистане. В России есть опыт расследования терактов, и наши представители делились подобным опытом. Думаю, что благодаря этому целый ряд решений принимался в более сжатые сроки.
- Вы пытаетесь расширять контакты с западными спецслужбами. А обращалась ли Великобритания в ФСБ России в связи с терактами в Лондоне? Если да, то какая именно помощь была оказана?
- Что касается терактов в Лондоне, то я связывался с руководителями местной контрразведки, предлагал им помощь. Они поблагодарили нас, но от наших услуг отказались. В то же время они, конечно, заинтересованы в сотрудничестве, в плане информационного обеспечения. И мы будем предоставлять им информацию.
- А возможно ли участие спецподразделений по борьбе с терроризмом стран "большой восьмерки" в учениях, подобных тем, что прошли в Актау?
- Приглашать на такие учения представителей спецслужб государств "большой восьмерки" мы уже начали, и они уже принимают участие в подобных учениях - пока только в качестве наблюдателей.
- В последнее время много говорят о вероятности применения международными террористическими организациями биологического оружия. Насколько велика на сегодняшний момент эта угроза?
- Вероятность применения террористами биооружия мы должны оценивать следующим образом. Прежде всего надо констатировать, что у террористов есть стремление получить доступ и к биологическому, и к химическому, и к ядерному оружию. Мы обладаем такого рода информацией. Поэтому наша задача сделать так, чтобы этого доступа у них не было. Для этого должны быть выработаны предупредительные режимные меры. Мы реально проверяем соответствующие предприятия и на сегодняшний день предпринимаем реальные действия, чтобы те недостатки, которые существуют, - а они есть - устранялись. В связи с этим хочу отметить, что в настоящий момент террористы не получат оружие массового поражения, к обладанию которым они стремятся. Тем не менее, учитывая их нацеленность на решение данной задачи, мы будем совершенствовать нашу работу.
- Возвращаясь к учениям "Каспий-Антитеррор-2005"... В них были задействованы оперативные работники и спецназ трех стран, при координирующей роли Антитеррористического центра СНГ. Как вы, директор ФСБ России, оцениваете деятельность этого Центра? И, в частности, своих коллег из Комитета национальной безопасности Казахстана?
- На мой взгляд, Антитеррористический центр действует достаточно успешно, и то, что он не только планирует, но и проводит подобные мероприятия, - это вообще заслуживает всяческой похвалы. Причем каждый раз учения, в каком бы регионе они ни проводились, приближены к реальным условиям, что тоже очень важно.
Действия КНБ Казахстана также можно оценить исключительно положительно. Это не просто слова. Его готовность к сотрудничеству со всеми другими спецслужбами и предоставление всех возможностей для организации антитеррористических учений - это тоже говорит о том, что в Казахстане осознают опасность терроризма, понимают, что она характерна не только для отдельно взятых государств.
Актау-Москва
* 32(441) 26 августа 2005
|