Ариэль Коэн - Военные учения закрепляют процесс китайско-российского сближения 01:05 28.08.2005
ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ ЗАКРЕПЛЯЮТ ПРОЦЕСС КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО СБЛИЖЕНИЯ Ариэль Коэн
Совместные военные учения содействуют сближению традиционных геополитических антагонистов – Китая и России. Намечающийся альянс заставил одного высокопоставленного чиновника Госдепартамента США признать, что баланс сил "в Евразии складывается против Соединенных Штатов".
Китайско-российские маневры под названием "Мирная миссия – 2005" должны закончиться 25 августа. В продолжавшихся неделю учениях приняли участие около 10 000 военнослужащих, маневры проходили на китайском полуострове Шаньдун, в Желтом море и вблизи российского тихоокеанского порта Владивостока. В дополнение к отработке совместных наземных и морских операций в учениях "Мирная миссия – 2005" приняли участие российские стратегические бомбардировщики.
Москва и Пекин заявляют, что маневры способствуют развитию сотрудничества в борьбе с "терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом". Однако западные военные эксперты считают официальные объяснения неискренними, учитывая характер примененных типов вооружений, включавших тяжелые бомбардировщики и подводные лодки. Такая техника плохо подходит для борьбы с небольшими партизанскими отрядами.
По мнению одних наблюдателей, Китай использовал военные учения для устрашения Тайваня, а другие считают, что Россия использовала маневры для демонстрации российского оружия, которое она хотела бы продать Народно-освободительной армии. Третьи интерпретируют "Мирную миссию – 2005" как послание Вашингтону, касающееся Северной Кореи и гласящее: "Мы можем заставить Ким Чен Ира подчиниться и без вашего вмешательства".
Маневры стали логическим продолжением китайско-российского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанного в 2001 г. Это также результат сближения мировоззрений в эпоху, начавшуюся после 11 сентября, а также налаживающихся экономических отношений. На момент подписания Договора многие вашингтонские аналитики полагали, что его значения не следует переоценивать. По их мнению, развитию стратегических связей между Пекином и Москвой препятствуют значимые для Китая экономические связи с Соединенными Штатами. С точки зрения американских экспертов, Россия также должна оказать предпочтение связям с США, рассматривая их как противовес растущей мощи Китая, особенно в Центральной Азии.
Причиной ошибочного геополитического анализа, проведенного американскими экспертами, стала недооценка отношения России и Китая к опасному росту в последние четыре года глобального стратегического влияния Вашингтона. Американские аналитики недооценили также то, до какой степени китайское и российское руководство было встревожено т.н. "цветными" революциями на территории бывшего СССР, которые привели к смене режимов в Грузии,на Украине и в Кыргызстане. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.]
В недавнем комментарии, размещенном на веб-сайте Pravda.ru, утверждается, что "восстановление отношений между Китаем и Россией обусловлено отчасти общим беспокойством в отношении растущего влияния США и страхом перед исламским экстремизмом в Центральной Азии".
Неуклонное развитие китайско-российского стратегического партнерства может серьезно ограничить способность США к геополитическим маневрам в Евразии. Узбекистан уже указал американским военным на дверь, дав им шесть месяцев на то, чтобы покинуть авиабазу "Карши-Ханабад". Американское руководство убедило Кыргызстан не закрывать авиабазу в Манасе. Однако российские аналитики прямо заявляют, что Москва с благословения, а то и при поддержке Пекина будет продолжать оказывать давление на Бишкек с тем, чтобы выдавить оттуда американцев.
После коммунистического переворота, который произошел в Китае в 1949 г., Пекин и Москва превратились на какое-то время в идеологических союзников. Но уже в 1956 г. они стали злейшими врагами после того, как тогдашний советский руководитель Никита Хрущев осудил перегибы тоталитарного сталинского режима. Отношения между Китаем и Россией начали постепенно улучшаться с середины 1980-х гг. Сегодня эти страны разделяют веру в многополярный мир, что означает необходимость борьбы со стремлением США к глобальному превосходству и американской риторикой демократизации. Китай поддерживает жесткую российскую политику в Чечне в обмен на поддержку Россией китайских требований, касающихся воссоединения Тайваня с континентальным Китаем.
Стремление Китая и России к дальнейшему развитию сотрудничества сделает 2005 трудным годом для американской дипломатии в Центральной Азии. На июльском саммите Шанхайской организации сотрудничества Россия при поддержке Китая провела резолюцию с требованием, чтобы США установили сроки вывода американских сил из Средней Азии. Вашингтон не дал официального ответа на это заявление. Китай и Россия, твердо поддержав действия узбекского президента Ислама Каримова во время андижанских событий, как считается, убедили Ташкент в необходимости выслать из страны американские войска.
Аналитики в Вашингтоне считают, что китайско-российское сотрудничество может привести к дальнейшим стратегическим осложнениям в Центральной Азии и районе Персидского залива. Твердая китайско-российская поддержка среднеазиатских диктаторов – в частности, былого союзника Вашингтона Каримова – может в долгосрочной перспективе дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии, считают американские аналитики. Поддержка диктаторских режимов, говорят они, усилит радикальный исламизм в регионе, в том числе в китайской провинции Синьцзян, и скорее всего приведет к активизации боевых действий.
Китай и Россия могут также помешать попыткам Запада остановить иранскую ядерную программу. Пекин и Москва наладили крепкие экономические связи с Ираном. Например, в конце 2004 г. Китай подписал договор сроком на 25 лет и стоимостью в 200 млн долларов об импорте сжиженного газа из гигантского месторождения в Южном Парсе. Между тем российский военно-промышленный комплекс заключил с Ираном выгодные контракты, в том числе на строительство атомной станции в Бушере и в перспективе еще нескольких реакторов.
США вместе с Великобританией, Францией и Германией пытаются остановить ядерную программу Ирана. Если Вашингтон и государства Европейского Союза поставят этот вопрос на обсуждение Совета Безопасности ООН, Россия и Китай, скорее всего, займут мягкую позицию по вопросу о вероятных экономических санкциях в отношении Ирана. Пекин и Москва, по-видимому, наложат вето и на любое предложение о применении силы с целью пресечения иранской ядерной программы, которая, по мнению ее критиков, нацелена на создание оружия массового поражения.
Важным фактором в китайской политике в отношении Соединенных Штатов является потребность Пекина в надежном энергоснабжении. С точки зрения Китая, Средняя Азия и бассейн Каспийского моря – регион, в котором уже закрепились американские и другие многонациональные нефтяные компании – представляют собой наилучший из имеющихся источников энергоносителей, необходимых для дальнейшего роста китайской экономики. Поэтому Пекин заинтересован в сдерживании, а то и в сокращении западного экономического влияния в регионе. Кроме того, Китай рассматривает Россию как ключевого поставщика энергоносителей – фактор, способствующий дальнейшему развитию двустороннего геополитического сотрудничества. В последние годы китайские компании подписали важные трубопроводные сделки с Казахстаном, проводя переговоры о покупке крупной газовой компании "ПетроКазахстан". В мае Китай подписал с Узбекистаном соглашение о поставках нефти стоимостью примерно в 600 млн долларов.
Последние дипломатические неудачи заставляют американских политиков пересмотреть геополитическую стратегию Вашингтона в Средней Азии с учетом растущего влияния Китая и России, а также вероятных совместных действий Пекина и Москвы, направленных на срыв американских инициатив в этом регионе.
От редакции. Ариэль Коэн – доктор философии, старший научный сотрудник Фонда "Наследие" и автор и редактор сборника "Евразия на перепутье" (Ashgate, 2005).
25.VIII.2005 © Eurasianet
|