Аждар Куртов - Иракские всходы британских зубов дракона 10:10 30.08.2005
Иракские всходы британских зубов дракона
Аждар КУРТОВ
В воскресенье 28 августа в оккупированном силами проамериканского альянса Ираке произошло знаковое событие. Члены конституционного комитета – органа созданного избранным недавно парламентом закончили длительные и острые дебаты вокруг проекта новой конституции, подписали данный документ и передали его на рассмотрение законодательной национальной ассамблее. Формально этим завершился важный этап в подготовке нового Основного закона страны.
Однако на самом деле произошедшее не устранило, а лишь отсрочило очевидный кризис, который возник в связи с планами демократизации Ирака по американским лекалам. Содеянное американцами зло – агрессия против Ирака не могло остаться без последствий. Одним из таковых стало усиление разногласий между основными этно-религиозными общинами Ирака. То, что в период первой фазы военной оккупации страны Вашингтоном использовалось в качестве одного из средств устранения режима Саддама Хусейна, на сей раз обернулось против заокеанских дирижеров.
Более того, открытый американцами "ящик Пандоры" обострил весьма застарелые боли, с которыми жил Ирак на протяжении всей своей истории. Ведь это государство появилось на карте мира также по воле чужеземных "властителей судеб". После поражения турок в первой мировой войне политики Британии сочли, что часть провинций бывшей Османской империи следует сгруппировать в новые государственные образования. Так появились на свет многие современные арабские страны, в том числе и Ирак. К слову и первая конституция Ирака, принятая в 1924 году, также по сути деле была воплощением влияния внешней силы – колониальной Британской империи. Написанная по существовавшим в то время европейским стандартам эта конституция, как и сегодняшний проект Основного закона, была призвана показать "цивилизаторскую" роль Запада на других континентах.
Иракским курдам же тогда не повезло: британцы не вняли активным просьбам курдских лидеров, рассчитывавших на создание собственного государства. Причем не повезло не только собственно иракским курдам, курдское государство так и не возникло ни на территории Турции, ни на территории Сирии, ни на территории Ирана. Почему в начале 20-ых годов прошлого века британцы пошли на создание множества арабских образований, но отвергли чаяния курдов – об этом спорят историки до сих пор. Внятного объяснения этого так и не существует.
Но своим волюнтаризмом тогдашние политики Лондона посеяли зубы дракона, всходы которых мы сегодня, вероятно, и наблюдаем в Ираке. Иракские курды долго боролись за свою государственность. К сожалению, эта борьба очень и очень часто чередовалась с кровавыми распрями в среде собственно курдских племен. Внутренние раздоры искусно поддерживались заинтересованными кликами в Анкаре и Багдаде. В силу этого курды, насчитывающие сегодня не один десяток миллионов человек, лишены своей национальной государственности, хотя в той же Европе существуют государства с гораздо меньшей численностью населения.
Но теперь, возможно, у курдов появился реальный шанс достичь своих целей. В парламенте Ирака курды, совместно с иракскими шиитами составляют большинство депутатского корпуса. Третья же религиозно-этническая общность – арабы-сунниты, занимавшие при Саддаме Хусейне привилегированные позиции, сегодня отодвинуты на задворки большой политики.
Естественно, что в ходе обсуждения проекта новой конституции камнем преткновения стали не споры о форме власти (ее республиканский характер определила еще конституция Ирака 1958 года) и не противоречия во взглядах на права человека (хотя конфликты по поводу прав женщин все же возникали в ходе обсуждения проекта). Основными узлами противоречий стал вопрос о форме государственного устройства и месте религии в государственной жизни страны.
Суть разногласий по проблеме религии в основном касалась официального названия Ирака по новой конституции. Лидеры шиитов, составляющих около 60 % верующих Ирака, настаивали на том, чтобы, провозгласить Ирак исламской республикой. Прозападные политики (в основном – сунниты по конфессиональной принадлежности) из оппозиции прежнему режиму, приведенные к власти в результате оккупации Ирака американцами, естественно, упорствовали в том, чтобы Ирак остался светским государством. Кроме этого между суннитами и шиитами Ирака имелись разногласия и в отношении пределов действия шариата в правовой сфере. Курды, как менее ортодоксальная религиозная община Ирака по сравнению со своими арабскими соседями (иракские курды – в основном сунниты), в этом вопросе были склонны пойти на компромисс. В конце концов, победила позиция тех, кто настаивал на закреплении исламского характера иракской государственности, только сделано это было в смягченном варианте, где ислам именуется как основной, но не единственный фундамент законодательства.
Существенно более важный конфликт разгорелся по проблеме будущего государственного устройства страны. Курды и шииты настаивали на том, чтобы Ирак в новой конституции был превращен в федеративное государство. Их план состоял в том, чтобы страна состояла из трех основных частей: шиитской исламской автономии на юге со столицей в Басре, курдской автономии на севере со столицей в Киркуке и суннитской исламской республики в центре Ирака со столицей в Багдаде. Сунниты категорически воспротивились этому проекту федерализации страны и выступили за унитарное государство и сохранение сильной центральной власти. Опасения суннитов можно понять: их заботила не только возможность будущего раскола страны и, в частности, выхода из ее состава курдского государства, но и реальная перспектива остаться наиболее бедной территорией в составе одного государства. Ведь основные месторождения нефти и соответствующая инфраструктура в Ираке расположены в районах Басры на юге и Киркука на севере, то есть при федеративном устройстве они оказывались бы под контролем шиитских и курдских политиков.
Суннитов разработчики новой конституции пытались ущемить еще по одной линии. Было предложено включить в текст Основного закона норму о запрете партии "БААС" – ведущей политической силы режима Саддама Хусейна. Причем всем бывшим членам этой партии планировалось запретить занимать государственные посты. Такой иракский вариант денацификации.
Поскольку с мнением суннитов не посчитались и компромисс в спорах был достигнут только по частным проблемам, естественно, что суннитские лидеры отказались признать разработанный вариант проекта конституции. Ни один из 15 суннитов – членов конституционного комитета так и не поставил под ним свою подпись. С правовой точки зрения это пока не смертельно, сторонникам новой конституции, вероятно, удастся пройти и второй этап – обсуждение в парламенте. Шииты и курды вместе контролируют 225 из 275 мест в парламенте Ирака, а сунниты же – всего 17 мест. Но вот с окончательным принятием конституции может наступить фиаско.
Конституция должна быть ободрена большинством голосов на общегосударственном референдуме 15 октября этого года. Лидеры арабов-суннитов уже призвали своих единоверцев и сторонников голосовать против проекта. Не имея возможности получить большинство голосов в свою поддержку в целом по стране, сунниты, тем не менее, справедливо рассчитывают, что они добьются своего в четырех провинциях, где они составляют большинство. А по закону, принятому под диктовку тех же американцев, референдум будет провален, если против проекта конституции выскажется более двух третей населения хотя бы в трех провинциях Ирака.
В любом случае курды, надо полагать, останутся в выигрыше. При принятии конституции они смогут, хотя это и не стали четко прописывать в статьях Основного закона, претендовать в будущем на полную самостоятельность. При провале же референдума центральная власть в Ираке будет дискредитирована и это также усилит власть на местах, в том числе и власть курдских политиков на севере страны. Американцам же невыгодно как появление еще одной исламской республики, неважно – федеративной или унитарной, так и дестабилизация в Ираке, чреватая очередным всплеском терроризма. Вряд ли новая конституция Ирака станет стабильной. Напомним, что четыре предыдущие (1958, 1964, 1966 и 1970 годов) даже формально-юридически считались временными. В этом смысле зубья дракона уже прорастают.
29.08.2005
|