"The Herald" > Позор ВВС. Фильм о Беслане - хуже детской порнографии 22:27 01.09.2005
Фильм ВВС о Беслане - хуже детской порнографии ("The Herald", Великобритания) Эмоциональный фашизм
Мелани Рейд (Melanie Reid), 31 августа 2005
Рецензия на фильм "Дети Беслана" [Children of Beslan, ВВС-2] и передачу из серии "Не провоцируй меня!" ["Don"t get me started!"], где Рози Бойкотт [Rosie Boycott] анализирует феномен "фальшивой скорби" [Пятый канал]
Увидев, как на телеэкране маленький мальчик бесстрастным тоном профессионального экскурсовода объявляет: "А вот здесь они убили моего отца", я больше не могла сдерживать ярость. Да как они посмели! Как посмели эти зажравшиеся, наглые телевизионщики ВВС из сытой, самодовольной Британии так эксплуатировать трагедию уцелевших детей-заложников Беслана!
Это было отвратительно, как будто эти мастера "порнографии на скорби" попросили детей раздеться перед камерой и принять откровенные позы. Нет, снимать на пленку, как несчастные малыши вновь переживают свою ужасную трагедию - пожалуй, даже хуже!
Чем, скажите на милость, это отличается от детской порнографии в чистом виде? Детей Беслана использовали для того, чтобы пощекотать зрителям нервы: чужое горе должно было сыграть роль эмоционального стимула. Уверена, телевизионные боссы были страшно довольны собой, когда додумались до такого! Вижу это как наяву: вот они сидят вокруг стола на "летучке", и вдруг какой-нибудь "гений" произносит: "Слушайте, скоро годовщина бесланских событий, давайте пошлем туда группу побеседовать с детьми, которым удалось выжить! Уж это точно выжмет из зрителей слезу".
И эти нахалы отправились в Северную Осетию, разыскали нужные семьи (точнее, остатки разрушенных семей), и убедили их позволить детям принять участие в "отличном, трогательном, тактичном документальном фильме о сентябрьской трагедии". Убедили их в том, что дети просто обязаны вернуться на руины школы *1 - и на руины собственной памяти - потому что ВВС хочет сделать материал "для истории".
Денег никто никому не платил - боже упаси, но я уверена, что на этих нищих людей все же оказывалось какое-то давление, чтобы вынудить их поставить детей "под прицел". Ведь именно так действуют порнографы, "убеждая" людей соглашаться с их предложениями, разве нет? Даже несмотря на то, что всем ясно: это явно противоречит подлинным интересам семьи.
Конечно, как и обещали телевизионщики, фильм отличался безупречным вкусом. Кто бы сомневался! Все атрибуты первоклассной манипуляции эмоциями были налицо. Блистательно выстроенные мрачноватые кадры в заваленных цветами руинах спортзала. Изысканные ракурсы детских лиц. Тревожная музыка. Никаких имен. Отсутствие навязчивого дикторского текста. Умелое использование пауз. О, на ВВС мастерски умеют делать такие вещи.
Я не стала бы смотреть этот фильм ни при каких обстоятельствах, если бы не должна была его рецензировать. Он привел меня в ужас. Ощущение было такое, будто меня вываляли в грязи. Авторы надругались не только над детьми, и без того настрадавшимися от ужасов, которые им пришлось описывать перед камерой, но и над нами, зрителями. Ведь любая порнография интерактивна. Если ты наблюдаешь, как издеваются над другими, ты невольно становишься соучастником.
Создание такого фильма не оправдаешь никакими аргументами: напротив, по тысяче очевидных причин его нельзя было снимать ни в коем случае. "Дети Беслана" - это худшая разновидность "эмоционального фашизма": авторы вынуждали зрителей проявлять показные эмоции, и попутно зарабатывали высокие рейтинги. Телевизионщикам, задумавшим и снявшим этот фильм, следовало бы, пряча глаза от стыда, задать себе вопрос, и попытаться искренне ответить: если бы такое случилось с их собственными детьми, они решились бы поставить их перед камерой? То-то и оно!
По странному совпадению, в тот же вечер на другом канале Рози Бойкотт анализировала феномен "фальшивой скорби" и публичного траура по поводу смерти совершенно незнакомых людей. По ее словам, начало этому "сопереживанию напоказ" положила гибель принцессы Дианы, и с тех пор оно превратилось в разновидность туризма. Для СМИ же оно превратилось в одну из форм коммерческой деятельности.
Зачем, спрашивает автор, кому-то посылать цветы незнакомцам, или являться на похороны человека, с которым вы ни разу не встречались? Распространенное выражение "хочу разделить вашу скорбь", по мнению Бойкотт, несет в себе оттенок хищного эгоизма. Это была жесткая, будоражащая передача. Подытожим вывод Бойкотт: в следующий раз, когда вы будете рыдать из-за смерти незнакомца, или даже из-за горя бесланского ребенка, подумайте, о ком вы на самом деле плачете. Ответ вам может не понравиться.
|