Чингиз Айтматов: "Кыргызам пора понять, чего они хотят" (интервью) 10:09 07.09.2005
Чего мы хотим и - что умеем делать? Вот два ключевых вопроса, которые кыргызстанцы должны перед собой поставить и решить, чтобы выбраться из нынешнего состояния социально-политического безвременья и экономического упадка. Так считает Чингиз Айтматов.
Не только инаугурация главы государства стала поводом для прибытия Чингиза Торекуловича на родину. На днях состоялась презентация сборника молодых авторов "Семена яблока", выпущенного под эгидой Фонда Айтматова. В конце июля в Москве вышел первый номер нового журнала "XXI век: вызовы и угрозы", редактором которого является писатель. Наконец, весной Американский биографический институт удостоил Чингиза Айтматова престижного международного звания "Человеку за достижения в 2005 году", о чем кыргызстанской общественности стало известно только сегодня.
- Чингиз Торекулович, как продвигается ваш новый роман, каковы планы?
- Каждое время диктует свои правила. В советский период я сосредотачивался только на творчестве. На том же Иссык-Куле судьба позволила мне написать главные вещи - романы "И дольше века длится день" и "Плаха". Сегодня другая ситуация. Я считаю, что должен реагировать на общественно-политические события, нельзя оставаться в стороне. Так что в этом плане имеются определенные ограничения в творчестве. Тем не менее > Я продолжаю писать новое произведение, которое посвящено современным проблемам. Роман уже наполовину закончен.
- То, что вы сейчас здесь, внушает многим кыргызстанцам оптимизм и надежду...
- Мне тоже хочется верить в лучшее. Инаугурация главы государства, намерение двух ведущих политиков сплотить разных людей и различные общественные силы - дело благое. Это может дать толчок развитию страны. Во всяком случае, я надеюсь, что вслед за политическими декларациями последуют практические дела.
- Каковы ваши первые впечатления после прибытия на родину?
- Разные. Пока, к сожалению, каких-то заметных качественных сдвигов нет. Ничего нового и отличного от того, что уже знал, я не увидел. Но, слава богу, все события протекают мирно, поэтому жизнь рано или поздно, я думаю, нормализуется.
- В первые месяцы после революции многих вот что поразило: откуда столько злости, столько агрессии в обществе? Вопрос ставился буквально так: где ты был 24 марта, по какую сторону баррикад?
- Да это как раз объяснимо: довели, как говорится, народ до ручки - ведь сплошная же безработица, сплошная бедность. Поэтому, пока мы нищету не преодолеем, ничего не изменится. Это сегодня наипервейшая задача, и я лично об этом всюду говорю. Ведь источник терроризма - все в той же нашей бедности. И злость отсюда, и агрессия, и религиозная нетерпимость, которые охватывают умы и души людей.
- Сегодня период правления Аскара Акаева рисуется преимущественно в черных красках. Но ведь были и светлые стороны: демократия, свобода… Как вы считаете, могли бы нынешняя власть, народ простить первого президента?
- Сбрасывать со счетов то, что было достигнуто положительного, - благодаря ли, вопреки ли прежней власти - глупо. Но при этой самой демократии, как вы знаете, великолепно прижились и расцветали коррупция и трайбализм, а бедность и нищета поставили нацию на грань отчаяния. Можно ли простить Акаева? Наверное, правы те, кто говорит, что у него - драматическая судьба... Но о прощении, мне кажется, говорить пока рано. Не знаю, как власть, но, похоже, сам народ пока не готов к этому. Даже не поймет тех, кто пытается ставить данный вопрос. Большинство людей очень болезненно реагируют на любое упоминание о первом президенте. Слишком много негативного связывает общество с периодом его правления. И потом, прощай не прощай - ничего от этого в жизни кыргызстанцев не изменится. Хотя, говорят, время лечит любые раны.
- Год назад мы беседовали на побережье Иссык-Куля, и вы тогда сказали, что наше озеро можно сравнить с душой народа, в которой, как в зеркале, отражаются его сокровенные чаяния и устремления. А что сейчас в нем видно? Как к нам относятся за рубежом - не очень сильно напугали их там наши события?
- В мире говорят, что кыргызы сами должны определиться: настроить себя на лучшую жизнь, встать на созидательные рельсы. Мы должны наконец понять - чего мы сами хотим? Сегодня вся наша жизнь, в том числе литература и искусство, внутренние помыслы людей, так или иначе связаны с рыночной экономикой. Сумеем найти в ней свою нишу - что-то производить, чем-то привлекать к себе внимание, вырвемся из нищеты. А если нет, то будет продолжаться все тот же бесконечный грабеж и передел того, что еще не разграблено. Ведь революция почему произошла? Потому что довели общество до отчаяния, потому что начался страшный разлад в умах и душах людей. Я всегда говорю: давайте посмотрим на себя реально - что мы умеем делать? Освоить, как японцы, всю электронику и с этим выйти в цивилизованное мировое пространство, в рынок? Нет, этого мы не сможем сделать. Возрождать и развивать крупную промышленность - здесь, на мой взгляд, наши возможности также ограниченны. Остается мелкий бизнес, но и он вряд ли в состоянии стать двигателем отечественной экономики.
Мне кажется, мы должны заняться исконными традиционными отраслями. Мой близкий друг, известный французский бизнесмен Патрик Луи, который ведет бизнес по всему миру, предлагает развивать в нашей стране экспортное коневодство. В советский период это уже пытались делать. Но сегодня, чтобы возродить данное направление, для начала нужно создать кордоны или карантинные зоны. Ибо в мире, как вы знаете, очень чутко относятся к тому, в каком состоянии находятся животные, как они содержатся. Пройдет несколько лет, и мы сможем поставлять лошадей самолетами в Америку, Европу, арабские страны… Патрик предлагает построить на побережье Иссык-Куля несколько конезаводов - он уже сегодня готов создать до двух тысяч рабочих мест. Но это, безусловно, лишь одно из перспективных, на мой взгляд, направлений возрождения национальной жизни. Главное - без того, чтобы войти пусть маленьким, но своим делом в глобальное пространство международной рыночной экономики, невозможен качественный прорыв в нашем социально-экономическом бытии. Сможем себя найти в современном рынке - значит, выживем, преодолеем свою отсталость. Не сможем - будем, как и сегодня, пребывать на обочине. Геннадий ПАВЛЮК, Бишкек
АиФоризм Оптимизм - религия революций. Жак Банвий, французский литератор
6.09.2005
|