В Меркенских горах (юг Казахстана) обнаружен буддийский храм. Голова Будды торчит из земли... 09:52 16.09.2005
Реликвии Меркенского святилища
Сохраняя прошлое, мы прокладываем мост в будущее. Фото автора Таится в дымке синегорье Киргизского Алатау. Невдомек проезжающим по трассе Тараз - Алматы вдоль Великого шелкового пути, что скрывается за этими вершинами. "Когда-то в Меркенском районе планировалось создать ботанический заказник", - говорит наш спутник Михаил Афанасьевич Фомичев, главный специалист отдела экологической экспертизы областного территориального управления охраны окружающей среды. Не случайно он оказался в составе небольшой экспедиции, отправившейся в живописные горные ущелья Меркенского района по приглашению известного казахстанского археолога Айман Досымбаевой. Дело в том, что в результате многолетней научно-исследовательской работы в районе Меркенского святилища Айман Медеубаевна пришла к выводу о необходимости создания в этих местах природно-исторического парка или музея-заповедника под открытым небом с целью развития экотуризма, сохранения биоразнообразия и средневековых святилищ.
Благодаря ее усилиям объект был включен в государственную программу по сохранению культурного наследия. Специалисты едут сюда, чтобы предварительно оценить экологическую ситуацию будущей заповедной территории. Уникальность района в том, что он сохранился почти в первозданном виде, потому что до сравнительно недавнего времени передвигаться по горам можно было только на лошадях. Да и сейчас дороги здесь - сплошь ухабы да валуны, крутые подъемы и спуски.
Первый день посвятили обследованию Меркенского ущелья. Дорога увела нас почти до перевала Кумбель. Справа - ущелье Кашкасу, где на самом верху средневековые святилища. Добираться туда надо несколько часов. Стелющаяся арча - признак того, что мы поднялись на высоту более 2 500 метров над уровнем моря. Земля здесь во многих местах напоминает мокрую губку: ступишь - и по щиколотку оказываешься в воде. На просторных зеленых до конца лета жайляу пасутся стада овец, коров и лошадей. По ущельям разбросаны юрты чабанов. Михаил Афанасьевич негодует: "Ну что это за безобразие?". Он указывает на юрту, расположенную у самой реки с чистейшей горной водой. Трава на берегу вытоптана скотом, почва изрыта копытами... Конечно, людям удобно держать бидоны с продуктами в холодной реке, и воду брать для хозяйственных нужд близко, но в русло попадают бытовые стоки. "По правилам, юрты должны устанавливаться за пределами санитарной и водоохранной зон рек, здесь - примерно метрах в двухстах", - говорит эколог.
Хозяева другой юрты, расположенной не так близко к речке, устроили мусорную свалку прямо на берегу. Вот почему Айман Досымбаева бьет тревогу. В Меркенском ущелье живут не только чабаны, оно привлекает сюда своими целебными радоновыми источниками. Но туристы и паломники ломают и вырубают деревья, разводят костры, мусорят... Традиция завязывать ленточки на так называемых деревьях желаний, которые имели несчастье вырасти у родников, приводит к тому, что зеленый наряд их усыхает, и они тихо умирают, "задушенные" тугими узелками на ветках.
Неожиданно прогремел гром, заглушив шум реки. Не успели опомниться, как хлынул дождь, еще через минуту сыпанул град.
Переждав грозу у гостеприимной чабанской семьи, на машине начали спускаться по Меркенскому ущелью. Там, у левого притока реки Меркенки, между урочищами Кашкасу и Муйзе, увидели два средневековых святилища с изваяниями. Они отличаются от тех, что стоят у ритуальных оград на Жайсане, что в Шуском районе, недалеко от Чатыркульского рудника. Минуту поколебавшись, по скользким камням мы перебрались на другой берег, чтобы поближе разглядеть исторические памятники.
Здесь нет ритуальных оградок. Изваяния возвышаются на выложенных из камней курганах. Позади гранитных статуй по камням свои бархатные лапки во все стороны раскинула стелющаяся арча. Сходство с икебаной ей придают фиолетовые цветы, которые нашли себе убежище в зеленых зарослях крепкого растения. Лица гранитных изваяний отрешенно "смотрят" на противоположный склон за речкой, поросший арчой пирамидальной и стелющейся.
- У тюрков есть легенда о горе, которая в союзе с небом их породила. Пожалуй, этим можно объяснить тот факт, что все святилища расположены на возвышениях, - рассказала нам Айман Досымбаева. - Изваяния, как правило, располагались так, что их можно было увидеть издалека. Вообще в традиционном мировоззрении тюрков все объекты и явления природы - живые.
В этом что-то есть... Поднявшись на следующий день на перевал Талдыбулак на высоту 2 881 метр над уровнем моря, откуда открывается вид на долину реки Каракыстак, мы долго любовались тем, как через соседний хребет переползают мохнатые тучи, похожие на добродушных великанов.
Альпийские луга кочевники выбирали местом проведения ритуальных церемоний. Десятки святилищ разбросаны по высокогорным плато Арал тобе, Бельсаз, Сулунсай, Сулысай, Шольсай, Карасай, Кашкасу. Но большую их часть можно увидеть на плато Сандык. Гармонично вписавшиеся в пейзаж святилища, юрты, всадники, скачущие по склонам, пасущиеся стада овец и табуны прекрасных лошадей - все здесь будто живое воплощение средневековой эпохи. Святилища почти не пострадали от времени. К тому же ученые ведут здесь комплексные работы по их реставрации. Упавшие балбалы поднимают и устанавливают на место. Отбитые части изваяний обрабатываются химическим составом и соединяются специальным раствором.
- Вот здесь должен стоять музей-заповедник! Фото автора - Найденные в могилах предметы после изучения мы возвращаем, - говорит Айман Медеубаевна. - Встречаются наконечники стрел, сосуды, украшения, а также другие артефакты, предназначение которых из-за плохой сохранности установить невозможно. Гранитные статуи, скорее всего, пострадали от рук людей. Возможно, их разрушали (преимущественно отбивали головы женских изваяний) из религиозных соображений или оскверняли враги. Немало могил было разграблено. Тюрки на святилищах совершали жертвоприношения. Путники по традиции оставляли здесь монеты, кумыс в чаше, а если ничего не было, то прядь конских волос.
В иконографии статуй существует некая схематичность изображения. Как правило, передняя верхняя часть их хорошо прорисована: глаза, нос, рот, бородки, головные уборы, иногда украшения, свидетельствующие о социальном статусе похороненных. Крайне редко можно встретить изваяния с рельефным рисунком на обратной стороне. Такой мы видели на Жайсане-14 в Шуском районе. Почти для половины меркенских, да и жайсанских изваяний характерно изображение чаши в руках. Айман Досымбаева полагает, что сосуд является признаком жреческого назначения статуй. Вообще чаша очень широко трактуется в мировой культуре. У индусов она является символом чакры жизни. По легенде, записанной еще Геродотом, золотая чаша для скифов и прототюрков была символом солнца, царской власти, а круг чаши - символом вечного движения.
Давно замечено, что традиции многих древних культур на Великом шелковом пути оставляли неожиданные следы. Так, высоко в Меркенских горах были найдены остатки буддийского храма. "Чтобы приступить к археологическим раскопкам и принять меры по сохранению этого ценного исторического памятника, нужна помощь специалиста по архитектуре, - говорит Айман Медеубаевна. - Сейчас из-под земли видны лишь фрагменты храма да голова Будды. > Несомненно, этот объект будет вызывать особый интерес туристов и ученых".
На плато Сандык мы осмотрели несколько святилищ. Возле одного из них заметили беркута. Непуганая птица с минуту наблюдала за нами, а мы - за ней, боясь от волнения шелохнуться. Обычно пернатые обитатели гор предпочитают следить за местностью с вершин и используют для этого головы изваяний (об этом можно судить по характерным следам на камнях). Этот же беркут сидел на земле. Он неспешно расправил крылья, взмахнул ими и спланировал под гору. Также мы успели заметить в горах симпатичного серого зайца, одну из самых красивых птиц Казахстана - райскую мухоловку. Животный мир и растения здесь систематически давно не изучались. Но известно, что есть эндемики - абелия, жимолость, растущая в кустах арчи. Насчитывается около 400 видов сосудистых растений.
Травяной ковер мягким войлоком стелется по земле. Весной землю украшают королевской красоты тюльпаны, скромные эдельвейсы... Шампиньоны и пухлые пыльники растут здесь целыми семьями. По старым сведениям, здесь водились такие редкие представители животного мира, как красный волк, снежный барс, архар, бурый медведь, красный сурок, индийский дикобраз, каменная куница... Может быть, и сейчас где-нибудь их можно увидеть.
Низкие тучи быстро плывут над головой. В лучах закатного солнца черными слезами блестит "плачущая" гора (выступающие черные породы на ней издалека похожи на капельки горячей смолы).
Небо потемнело, и вдруг с противоположной стороны плато заклубился, пополз по земле густой туман. Считаные минуты - и уже ничего не видно.
А впереди - еще одна встреча с прошлым. На западном склоне ущелья Тогансай археологи обнаружили петроглифы. На скалах кочевники оставляли изображения тамги, которые воспринимались как обереги и в то же время являлись своеобразными маркерами территорий. В основном мы увидели наскальные изображения диких животных и людей. Водитель Калыс Шерматов прокомментировал одно из них: существует легенда, что теги приносили на своих рогах солнце. Здесь как раз изображен этот сюжет.
В старинных письменных источниках есть интересное упоминание о буддийском монахе Сюань-цзяне, в 629 году посетившем место тысячи родников Цянь-цюань (Айман Досымбаева уверена, что это бывшее название Меркенских гор, действительно изобилующих чистыми родниками). Тюркский каган, укрывавшийся от летней жары в местном высокогорье, альпийские луга которого и сейчас весной подобны цветущему шелку, очень любил оленей и запретил своим подданным их убивать. Олени были тотемными животными. На них было принято надевать колокольчики, а за их убийство можно было самому лишиться жизни. Считалось, что в своих рогах олень несет Солнце, от которого и происходят тюркские каганы.
Мы спросили у Айман Медеубаевны, будет ли учитываться, что по новым правилам, прежде чем изымать земли в государственный заповедный фонд, надо проводить публичные слушания с населением, интересы которого могут быть затронуты в результате, скажем, сокращения пастбищных земель...
- Да, мы учтем это, - ответила она. - Но особенность природно-исторического парка заключается в том, что совсем выпас скота здесь запрещен не будет. Нужны меры по сохранению средневековых памятников и биоразнообразия региона, по предотвращению перевыпаса скота, чтобы флора могла самовосстанавливаться и травяной покров бы не деградировал. В чем преимущества открытия парка? Чабаны смогут свои экологически чистые продукты - масло, сметану, курт, айран, молоко, кумыс - продавать туристам, знакомить их со своим бытом, развивать национальные ремесла, зарабатывать на организации конных прогулок по горам.
Вопрос о создании национального парка на территории Меркенского святилища еще в стадии обсуждения. Сначала предстоит оценить его воздействие на окружающую среду, определить границы, количество отводимых под него земель, потом - получить положительное заключение экологов и одобрение Правительства... Но информацией о высокогорных святилищах в Меркенском районе уже заинтересовались туристические фирмы и клубы, изъявившие желание поработать на этих маршрутах... А поскольку парк планируется открыть природно-исторический, они надеются на сотрудничество со всеми, кто смог бы содействовать подготовке гидов по сакральной земле предков...
Елена ЕФИМОВА, Жамбылская область № 248-249 (24858-24859) 16.09.2005
|