Холодное оружие туркмен: принадлежность к племени определяется способом повязывать саблю 14:48 17.09.2005
Часть I
Сабли
Коллекционеры и просто собиратели раритетов холодного оружия всегда с особым трепетом и почтением относятся к туркменскому холодному оружию. Это связано с ограниченным количеством имеющихся экземпляров в частных коллекциях, а также незначительным упоминанием в литературе. Это наложило отпечаток таинственности и загадочности на туркменское холодное оружие. Мы знаем, что появление сабли напрямую связано с возникновением стремян и жесткого седла, сочетание которых позволило не только крепче держаться на коне, но и наносить сильные рубящие удары. Эти изменения в немалой степени активизировали процессы развития оружия, предназначенного для ведения ближнего боя, следствием чего стало появление сначала палаша, а затем сабли. Устойчивое положение на коне предоставляло воину больший простор для действия. Теперь всадник имел возможность не только приподниматься на стременах и рубить с оттяжкой, но и, откидываясь назад, держась за луку седла или высвободив руки, управлять конем при помощи ног. Этому способствовали также значительное уменьшение веса данного оружия по сравнению с тяжелым мечом, достигавшееся за счет сужения полосы, и устранение второго лезвия, открывавшие широкие возможности для ведения более оперативных действий в ближнем бою.
Туркменские сабли (гылыч) однотипны. Клинки сабель стальные (полат), кованые, однолезвийные, в сечении подтреугольные, от пяты до одной трети длины лезвия практически прямые, с изгибом к острию. Отсутствуют отработанная режущая кромка, елмани, долы. Декоративное оформление на клинках практически отсутствует. Рукояти сабель (тутай) образованы двумя железными (демир) полосами, скрепленными по бокам деревянными, обтянутыми кожей или костяными с железной заклепкой накладками. Железные головки рукоятей с заклепками расположены перпендикулярно по отношению к вертикальной оси рукоятей. Перекрестья и крестовины железные, прямые. Черенки клинков фиксируются в рукоятях пастой и обмоткой серебряной проволокой у основания крестовин. Длина лезвия стандартной сабли в ножнах составляет от 93 до 95 см, длина лезвия - от 76,5 до 83 см, кривизна - от 9,1 до 12 см.
В военной практике туркмены широко использовали сабли местного производства. И.В.Виткевич, совершивший путешествие в 30-х годах 19 века в Бухару, рассказывая о вооружении хивинских воинов, в "Записках о Бухарском ханстве" отмечает: "…Сабли были у всех, сабли туркменской и своей работы…". Немецкий исследователь В.Кениг в своей монографии о текинцах Ахала сообщает, что местная металлообработка ограничивалась, главным образом, изготовлением простейшего сельхозинвентаря и холодного оружия: наконечников пик, сабель и ножей. Многие исследователи вообще отрицали факт производства туркменами собственного оружия. В этой связи стоит отметить, что туркмены наряду с оружием местного производства широко использовали и привозные (трофейные) сабли. Тем не менее сабли неместного производства должны были соответствовать требованиям, предъявлявшимся туркменами к холодному оружию. Следует отметить также, что ярким этническим признаком являются элементы декоративного оформления туркменских сабель и ножен. В пользу этого свидетельствует сравнение последних с аналогичными видами оружия соседних народов.
Широкого распространения шашки и слабоизогнутые сабли, одинаково эффективные при нанесении колющего и рубящего ударов, у туркмен не имели. Это оружие одинаково пригодно для боя и в конном, и в пешем строю. Крутой изгиб клинка туркменской сабли с полным основанием позволяет рассматривать это оружие как приспособленное для рубки с коня.
Туркменское оружие – это всегда предмет гордости его владельца. Ножны для холодного оружия можно рассматривать и отдельно изучать как предмет самостоятельного декоративного высокохудожественного искусства. Поражают их разнообразие и великолепие отделки.
Ножны сабель (гын, гылычин, ганы) деревянные, обтянутые крашеной кожей, нижняя часть покрытия усилена куском кожи, сшитым на тыльной стороне, на концах ножен – кожаная бахрома (сечек). На ножнах - по две металлические обоймицы, к ушкам которых крепятся коричневые кожаные ремни (кемер) портупеи. Ножны от устья винтообразно обкручены кожаным ремнем, местами захватывающим обоймицы.
Туркмены носили сабли на левом боку. Ремни портупеи перекрещивались, соединяясь серебряной бляхой-распределителем или сплетаясь. Портупея перекидывалась через правое плечо, соединяясь на груди декоративной бронзовой литой застежкой и двумя приемниками из аналогичного материала. При этом одно окончание застежки было фиксированным, а другое оставалось свободным. Окончание застежки оформлялось в виде головы птицы. Как отмечал в 1883 г. генерал Н.И.Гродеков, "сами туркмены определяют принадлежность того или иного индивидуума к тому или иному племени по неуловимым отличиям в способе повязывать саблю…"
О принадлежности владельца к той или иной социальной группе можно судить по его оружию, в декоративном оформлении которого отражались могущество его владельца и его знатность. Надо отметить безукоризненный вкус, даже изысканность старых мастеров при оформлении туркменских сабель, сделавших каждую неповторимым произведением искусства.
Декоративное оформление туркменских сабель можно условно разделить на четыре группы.
К первой группе относятся накладные серебряные штампованные наконечники, украшающие рукоятки и ножны, а также ремни портупеи. К ним же относятся накладные серебряные элементы на ремнях портупеи. Можно выделить два типа накладных бляшек – округлые и сердцевидные. По рельефу поверхности первый тип подразделяется на два варианта – с гладкой внешней стороной и стороной, разделенной на выпуклые секторы. Пластины представлены одним типом - прямоугольным.
Во вторую группу входят узоры трех типов: штампованный растительный на одной из обоймиц, гравированный геометрический (фон золоченый) на одном из распределителей ремней портупеи и S – видных застежках последней, а также золоченый растительный орнамент на рукояти сабли, выполненный в технике насечки.
В третью группу включаются вставки, украшающие распределитель ремней портупеи (красный сердолик, бирюза) и S-видную застежку портупеи (красное стекло).
Четвертую группу образуют детали сабель, которые имеют декоративно-практическое назначение. В данном случае к ним относятся бахрома на концах ножен, а также серебряная проволочная обмотка на рукоятях сабель.
Часть II
Ножи
Невозможно представить туркменский мужской костюм без обязательного дополнения – ножа (пычак,пчак,корд) в ножнах (гын). Клинки (тыг) имеющихся в коллекциях ножей стальные, кованые, однолезвийные, в сечении подтреугольные, прямые, к верхнему концу сужаются, образуя острие. Отработанная режущая кромка, желобки, а также декоративное оформление на ножах отсутствуют.
Можно выделить три основных варианта ножей туркменского типа: сарыкский (салыро-сарыкский), текинский, йомудский.
Сарыкские ножи, совпадающие по форме с салырскими, отличаются от текинских и йомудских менее длинным по отношению к длине рукоятки и более широким лезвием. Стальные лезвия ножей скованы с железными рукоятями (сап), к рукоятям тремя заклепками крепится галстук с выделенным каблуком, а также деревянные, костяные, пластмассовые (инновация) накладки. По некоторым источникам, галстук и каблук ножей, называемых сарыками - гюльбенд, а текинцами - яглов, должны были быть изготовлены из меди (мис) или бронзы (бурунч). Такие ножи считались ритуально чистыми.
Для окончаний рукоятей сарыкских ножей характерно треугольное в сечении углубление. По ряду источников, удар ножом наносился сверху вниз, при этом лезвие ножа было обращено к наносившему удар, а большой палец руки последнего упирался в выемку. Подобные ножи с выемкой сарыки использовали также в качестве подставки для ствола ружья (тупен). Лезвие при этом втыкалось в почву или переднюю луку (гаш) конского седла (зер).
> У йомудского ножа галстук и каблук отсутствуют, накладки крепятся к рукояти двумя заклепками. На рукоятях этих ножей имеются прокладки из цветного металла. Думается, что наличие описываемых конструктивных деталей указывает на веру в очистительные свойства меди и ее сплавов. На железной части рукояти йомудского ножа различим золоченый геометрический узор-насечка. Учитывая наличие узора, выполненного в технике насечки, можно с уверенностью утверждать, что для туркмен в прошлом было характерно украшение рукоятей холодного оружия золотой насечкой.
Следует отметить, что клинки некоторых туркменских ножей изготавливались из дамаскированной стали (джовхер). По представлениям туркмен, этот вид стали обладал магическими свойствами. Нож-джовхер у туркмен-текинцев, йомудов и сарыков считался оберегом. Джовхер постоянно находился в доме, передавался по наследству от отца к сыну, его клали под подушку, желая отогнать плохие сновидения или снять головную боль, использовали для защиты от демонологического персонажа ал-арвах. Человек, увидевший ал-арвах, направлял на него острие ножа-джовхера. Считалось, что лезвие при этом удлинялось, и ал-арвах - исчезал. Именно верой в способность ножа-джовхера невидимо удлиняться объяснялся запрет направлять нож на человека, а также передавать его лезвием вперед. Раньше существовал оригинальный способ определения сорта стали - дамаскированные клинки выявляли, разрезая бахчевые (арбузы, дыни). Под воздействием сока лезвие ножа темнело, и на нем проступали узоры, характерные для дамаскированной стали.
Популярные в XIX-XX вв. булатные клинки, под названием джовхер-пычагы, представлены в Туркменистане парадными клинками. Эти клинки, лезвия которых богато украшались золотыми насечками или изысканной планировкой, а в некоторых случаях арабскими надписями, не были предназначены для боевых действий, они скорее являлись атрибутом власти и показателем материального достатка его владельца. Ножи имели костяные рукоятки, состоявшие из двух половинок. Ножны металлические, орнаментированные, рукоять ножа входит в них на значительную глубину.
Подчеркивая особое отношение к ножу, обязательное владение которым составляло честь и достоинство каждого взрослого мужчины-воина, необходимо отметить, что мастера не обошли своим вниманием и оформление ножен. Они изготовлялись из темно-красной кожи (телетин), сшитой по тыльной стороне вертикальным швом (тикин), устье и окончание ножен усилены дополнительными кусками кожи (беркитме), предохраняющими ножны от разрывов. У устья ножен имеется съемное кожаное кольцо (халка) для подвешивания к поясу. Петля фиксируется кожаными шнурами, продетыми сквозь восемь парных отверстий в кольце и ножнах. Ножны украшены тисненным прокрашенным темно-коричневым геометрическим орнаментом (нагыш). В верхнем слое кожи у устья ножен имеется прорезанный ромбический узор, фоном для которого служит красная хлопчатобумажная прокладка (гызыл мата). У устья и на концах ножен бахрома из кожаных ремешков. Встречаются образцы и отличающиеся от описанных форм – жестким креплением поясного кольца и отсутствием орнамента. На первый взгляд может показаться, что ножны туркменских ножей однотипны, а между тем это уникальные этноопределяющие изделия, неповторимые по самобытным элементам декора.
Часть III
Технология изготовления холодного оружия
Доступность сабель и их широкое распространение среди туркмен были обусловлены относительной простотой изготовления при достаточно высокой степени развития деревообрабатывающего, кожевенного, ювелирного, литейного и кузнечного ремесел.
Самые дешевые клинки вырабатывались из обыкновенной полосы стали (полада). Лезвие таких клинков представляет собою обыкновенную серо-блестящую поверхность, присмотревшись к которой можно увидеть продольные параллельно идущие полосы.
Другой сорт полада изготавливался из подковных гвоздей, бывших в употреблении. Железо этих гвоздей от частой ходьбы лошади, особенно по каменистым дорогам, приобретает особенную вязкость и плотность. Поэтому клинки сабель и ножей, сделанных из такой стали, при внимательном рассматривании кажутся покрытыми мелкими точками.
Рассмотрим клинки, выработанные из стальной крученой проволоки (байза). Изготовление этого рода оружия требует большой опытности и сноровки от мастера, ибо металл должен сохранять при окончательной выработке необычайную вязкость и упругость. При окончательной отделке клинки сабель и ножей представляют блестящую поверхность, покрытую темно-синими, параллельно идущими змееобразными извилинами (байза). Такое оружие после неизбежной полировки смазывается чистым куриным или фазаньим салом, которое, как говорят, обладает свойством поддерживать красоту рисунка проволочных линий на клинках.
Самый высокий и дорогой сорт клинков изготовлялся из стальных, переплетенных между собой кривых проволок, называемый особым термином гульдари или панар (то же, что у нас букетный дамаск). Байза, гульдари или панар называют на мусульманском Востоке общим термином джоухари или джоухар, и в европейских словарях эти слова обычно неверно переводятся как блеск меча.
Чем мельче узоры проволоки на клинке, тем выше его достоинство. На древних клинках Персии, Бухары и Хивы этот узор напоминает муар. Клинки особо тонкой работы украшались близ гарды насечкою червонного золота в виде изящной орнаментации или же здесь золотом высекалось имя мастера или какое-либо изречение, вроде: "Покоритель мира", "Избави Бог тебя погладить этот клинок – ослепнешь" и т.п., а также высекались стихи, разбрасывавшиеся в особых виньетках по клинку.
На современных клинках джовхери с крупными узорами (и часто по клинку) встречаются расщепы металла, что происходит от несовершенной и торопливой работы мастера (древние мастера на ковку одного сабельного клинка употребляли месяцы упорного труда).
Оба вида проволочных клинков (байза и гульдари) иногда носят общее название испагани.
Неверно считать, что туркменским мастерам было неизвестно производство сабель высокого качества.
Например, известны многочисленные факты изготовления высокого качества оружия у туркмен-сарыков Марыйского велаята. В памяти представителей старшего поколения сохранились рассказы о высокой степени профессионализма местных кузнецов (демирчи, демир-усса).
При изготовлении высококачественных сабель полосы железа для очистки от примесей помещали в конский навоз сроком до трех лет, после чего заготовки закалялись. Для дальнейшей обработки использовались части полос, устоявшие против воздействия коррозии. Несколько полос сковывались, образуя вместе клинок сабли. Откованные клинки закалялись на воздухе. Для закалки выбирали время, когда влажность воздуха была максимальной, обычно весной в хмурое туманное утро. Сидя верхом на лошади, мастер наносил удары по воздуху раскаленным клинком. Процесс длился вплоть до полного охлаждения изделия. На клинках подобного типа мастер ставил клеймо, означавшее, что он несет ответственность за качество данной сабли. Сабли с клеймами назывались сен талак - "дать развод", так как в случае их поломки наказанием для мастера являлся развод с женой.
В традициях сарыков считалось несовместимым со статусом мужчины-воина вынимать хороший клинок из ножен и вкладывать его обратно, не нанося удара.
Обращение с саблей также регламентировалось рядом правил. Считалось, что оружие должно висеть в доме на стене, обращенной к Каабе. Без разрешения хозяина дома никто, включая родственников, не должен был прикасаться к сабле. Друзья же могли рассматривать оружие хозяина, если тот, сняв саблю со стены, подавал ее в ножнах гостям.
Александр КОСТЕНОК, Украина 14-16.09.2005
|