А.Мигранян > "Я не очень уверен, что киргизам удастся преодолеть разрыв севера и юга" (интервью) 05:48 18.09.2005
Жесткий бархат
О "бархатно-цветных" революциях написано много разного и противоречивого. И все же: что это за явление на постсоветском пространстве? Об этом поговорил корреспондент "НП" с известным российским политологом, профессором Андраником Миграняном
- Для "цветных" революций необходим целый букет факторов. Как правило, лидеры подобных режимов разлагаются со временем. Их семьи, в прямом и в переносном смысле, заполняют едва не все "золотоносные" поры жизни. Вторгаются в политику и экономику. Агрессивно участвуют в приватизационных делах. Это было в Кыргызстане, Украине и Грузии... Есть мнение, что "бархатные" революции проходили едва не по указке "заокеанского обкома партии".
- > Элементы внешнего воздействия на осуществление революций чрезвычайно важны. Без столь активного фактора они просто были бы невозможны. Надо иметь в виду, что такие страны, как Грузия и Украина, традиционно занимали важное место в американской стратегии. Оказывая давление на Украину, на Западе стремились не допустить, чтобы она дрейфовала в сторону России. Отколоть от прежнего "советского материка", побудить к интеграции в западно-европейские политические, экономические структуры, в НАТО. Для этого страны Запада где больше, где меньше вовлекались в бурные внутренние процессы в республике.
Можно однозначно говорить, что маятник качнулся в сторону Ющенко под жестким, очень энергичным воздействием внешних сил. Это относится как к Брюсселю, так и к США. В качестве эмиссара Вашингтона в Киеве выступал польский лидер Квасьневский, которого в Белом доме характеризуют "как близкого друга, которому можно доверять".
Были "целеуказания" по телефону из госдепартамента. Старую Европу, ее внешнеполитический, оборонный комплекс представлял Хавьер Солана. Скажу больше, имело место запугивание президента Кучмы. Дескать, если применит силу, то его, как и Милошевича, ждет гаагский трибунал... Совершенно ясно, что люди, вовлеченные в коррупционные дела как в администрации, так и в других властных структурах, наверняка имеют валютные счета за рубежом. И очень уязвимы к внешнему воздействию. Так что было достаточно рычагов для того, чтобы их держать в узде.
И здесь можно сделать несколько принципиальных обобщений. При созревании "цветной революции" коррумпированная власть теряет бразды управления. Политическое безволие усиливается не только снижением рейтинга поддержки в стране. Легитимность власти оказывается оспоренной извне. А до недавних пор на постсоветском пространстве, чтобы заручиться международным признанием, власти нуждались в одобрении Вашингтона и Брюсселя. Потеря такого благословения приводит автоматически к краху этих режимов.
- Как-то в интервью Владимиру Познеру вы сказали, что Кыргызстан лучше разделить на две части. Одну отдать Узбекистану, вторую - Казахстану...
- Так мне после этого звонил какой-то человек, представился помощником президента, а я спросил, какого президента? Тогда еще был Акаев. Он ответил, что помогает Бакиеву. Очень возмущался, сказал, что устроит демонстрацию...
Я думаю, что ничего неожиданного не сказал. В том, что я сказал, есть глубокая логика. Я бывал в Кыргызстане, и сами киргизы говорили мне, что не имеют контроля над югом, в Ошской области, что там сильные исламские тенденции. Я подумал, что слабая власть, имея внутри себя такие дестабилизирующие части, постоянно держит республику в состоянии полураспада.
Я не очень уверен, что киргизам удастся преодолеть разрыв севера и юга. Этот тактический альянс из Кулова и Бакиева служит конкретным интересам конкретных людей, но выражает ли это глубинный интерес юга и севера - вопрос. Уживутся ли два медведя в одной берлоге, не будет ли личной конкурентной борьбы за ресурсы, возможности и власть и сколько времени в таком случае будет действовать это хрупкое равновесие?
- Оправдан ли, на ваш взгляд, переворот в Кыргызстане?
- В Киргизии не было никакой цветной революции. В Киргизии была вакханалия, которой воспользовались некоторые политические силы. Там не было революции, там было мародерство. При таком президенте, который убежал, политические силы просто взяли власть. Власть там валялась в грязи...
- Ваша гражданская позиция?
- Я придерживаюсь элитарной теории, в соответствии с которой демократию нужно защищать от народа. В принципе, народ напрямую не вершит власть, вершит через своих избранных представителей. Многое зависит от того, что это за представители, руководствуются ли они интересами народа.
- Не секрет, что после легкой удачи "цветной революции" новую власть подстерегает искушение "лукавыми истинами". Велик соблазн безграничных экономических интересов...
- Мы это видим повсеместно. Абсолютно позорные вещи наблюдаются и на Украине. Идет "охота на ведьм", преследуются губернаторы, которые поддерживали в предвыборную кампанию оппонента нынешнего президента. Дошло до таких скандальных вещей, как фактическое изгнание Олега Блохина, национального героя, легендарного футболиста, вытеснение "в тень" руководителей ТВ, театра, спорта... Впечатление такое, что проводится мелкая, мстительная политика, которая лишь дискредитирует власть.
А пересмотр приватизационных сделок, передел собственности? Это происходило в Грузии, в Украине, можно ожидать и в Киргизии. А ведь новые люди выступали под флагом борьбы с коррупцией, за свободу и очищение.
- Андраник, что вы думаете о последствиях революций?
- На этот вопрос прямого ответа нет. Ведь в культурно-цивилизационном и в политическом плане революции могут восприниматься в обществе как "очистительные". Прежние режимы себя дискредитировали. Происходило безумное разложение - моральное, политическое, духовное. И вся эта грязь всплывает наверх, потому что происходят грабеж, коррупция. Но мы знаем еще с советских времен о революциях в "третьем мире". Когда власть захватывали военные, недовольные плутократическими режимами. Приходили с идеями справедливости, перераспределения богатств страны. Но блеск "золотого тельца" ослепляет даже мудрецов. И все возвращалось на круги своя, рушились надежды, на волне которых те или иные лидеры приходили к власти. Ничего нового сегодня я не вижу.
Алматы-Москва-Алматы
Анна Шелепова 16 сентября 2005 №37 (381)
|