КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 19.09.2005
23:54  Выборы в Афгане прошли успешно: подкуп избирателей, подделка удостоверений, давление адмресурса...
22:44  Джизак: Узбекский спецназ и российские десантники начинают совместные военные маневры
21:35  Совершенно неожиданно отправлен в отставку ГенПрокурор Киргизии А.Бекназаров
20:25  Будут брать? Парламент Киргизии лишил Акаева-младшего неприкосновенности
17:36  Узбекистан: 20 сентября в Верховном суде начнется андижанский процесс (список обвиняемых)
17:00  Выборы в Германии: дадут ли лесбиянке сформировать правительство?
16:32  "Оранжевых" выбивают из Крыма. Истеричное воззвание премьера Матвиенко

14:28  Аскар Акаев: "За этот дом спрос должен быть только с меня..., сын - невиновен!"
13:20  Р.Акбаров > Ваше благородие, госпожа чужбина! Забугорное "счастье" узбекских беженцев в Румынии
12:16  Девлет Озоди > Азия опять становится центральной (мнения экспертов)
12:11  И.Валлерстайн > Гибель СССР - трагедия для Соединенных Штатов
12:00  Может хватит склочничать, сутяжничать, кляузничать? Обращение к коллегам киргизских энергетиков
11:40  А.Мурзабулатов > Да, азиаты, трайбалисты мы... Центральноазиатское политическое людоедство
11:38  "Мясо" для Ирака? Глава МИД Киргизии Отунбаева хочет увеличить число киргизских миротворцев
11:37  Gazeta.kz > Оружие в ЦентрАзии: спрос и предложение
11:29  Давай ням-ням, революцию - не надо? Э.Рахмонов провел в Нью-Йорке переговоры с Д.Соросом
11:18  Андерс Ослунд > "Цветные" революции. Промежуточный финиш
10:40  Э.Темир > Потерянный рай для Бакиева. Как долго Киргизия будет жить без правительства?
10:32  А.Асроров > События в Андижане. Крайней назначена Киргизия
10:12  "Спасти нацию еще можно...", - исповедь киргизского революционера, а ныне парламентария Д.Садырбаева
10:08  В Киргизии начал выходить журнал о деятельности местных НПО - "Третий сектор"
09:57  А.Дубнов > Талибы метили во власть. В Афганистане появился свой парламент
09:51  Р.Есембаева > Почему жемчуг не блестит? Иссык-кульские неурядицы
09:34  О.Сидоров > Оборонный Союз Пентагона США и минобороны Казахстана: кому что выгодно?
09:32  В Душанбе заложен первый в ЦентрАзии Исмаилитский центр в 60 тысяч квадратных метров
09:23  "The Guardian" > Косметика из кожи казненных китайских узников
08:56  Алматы: Из дела по убийству чемпиона мира В.Чиванина пропали важные улики
08:35  "Къ" > Афганистан проголосовал на глазок. Парламент страны выбрали по фотографиям
07:37  А.Пушков > Ядерная программа Ирана: у США есть цель, но нет средств
07:36  Наргиз Асадова > Президент Ирана собрал атом в кулак
06:30  Фергана.Ру > Расследуя события в Андижане, узбекское правосудие стремится заткнуть рот независимой прессе
06:29  Китай безвозмездно поможет Казахстанской армии на 16 млн. юаней
05:43  Между Россией и Молдавией... есть "территориальные споры", - геополитические тупизмы от "Financial Times"
05:42  К.Бакиев в Нью-Йорке встретился с диаспорой из "Кыргыз клаба"
05:37  Молдавский президент Воронин пытается реанимировать ГУАМ, как "альтернативную трубу"
00:56  Ай да Linux. Узбеки делают компьютер на узбекском языке
00:00  Узбекистан против создания Совета ООН по правам человека
Воскресенье, 18.09.2005
23:02  ИГНПУ > Андижанская история. За что пострадал О.Абдуллаев?
20:47  Буш, суши штаны. Нигерия подарила США $1 млн на восстановления Нового Орлеана
19:46  Организация демократов Узбекистана зарегистрирована в американском штате Нью-Джерси
17:23  Китай обещает удержать численность населения в пределах 1 370 000 000 человек
17:17  Выборы в парламент Афганистана проходят относительно спокойно
12:46  Минюст Киргизии официально разрешил партии "Эркиндик" сбор подписей за роспуск парламента
11:37  О.Попов > США и глобалистские концепции еврейского этноса
10:33  Хасан Ахмад (глава мусульман Пакистана) > "Народ отрекается от Мушаррафа перед Аллахом" (интервью)
09:53  Афганистан впервые за 30 лет выбирает парламент
05:48  А.Мигранян > "Я не очень уверен, что киргизам удастся преодолеть разрыв севера и юга" (интервью)
05:08  Саудиты хотят построить мечеть в честь казахского дипломата Н.Торекулова
04:44  "Изумруд" - разваливается, "Москва" - дала крен. Астанинские небоскребы валит "черный пиар"?
03:19  В.Ляганов > Валютная импотенция обменных пунктов Ташкента: "евро" хотим, но не можем иметь...
02:36  "Снайпер" по печени. Казахстанский профи-боксер Мазимбаев готовится к бою за 1-й чемпионский пояс
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Мурзабулатов > Да, азиаты, трайбалисты мы... Центральноазиатское политическое людоедство
11:40 19.09.2005

"Белых миссионеров не едят,
слишком солоны. Как острого
засола свинина".

Отрывок из романа Джеймса
Джойса "Улисс".

В 70-е годы прошлого века жил на свете человек по имени Бокасса. Он правил небольшим центрально-африканским государством, и был личностью во всех отношениях занимательной.
Чернокожий вождь решил сблизить обычаи своих соплеменников с цивилизацией Запада. Для этого Бокасса совместил местное людоедство с западным бонапартизмом. Действия нашего героя стали классическим примером дикости и невежества. Поэтому любое нелепое и бездумное соединение различных культур можно назвать "Бокассизмом".
Свои Бокассы и Бокассята есть и в Центральной Азии. В данном регионе земного шара обитает довольно большое количество людей, которые вознамерились приспособить местную азиатчину к заморской евро-американщине.

Стержень туземного общества
> Одним из ярчайших проявлений центрально-азиатского Бытия стала родоплеменная система. Родовые, клановые и племенные признаки играют чрезвычайно важную роль. Без их учета невозможно разобраться во всех тонкостях и перепитиях регионального политического процесса.
В Казахстане родоплеменные отношения тесно связаны с делением на так называемые "жузы". Большой, Средний и Младший жузы являются элементами общественного устройства казахов.

Во времена Советского Союза, а точнее в эпоху Кунаева, Больщой жуз занял господствующие позиции. При этом Средний и Младший жузы остались на обочине политической жизни. В настоящее время старшежузникам удалось отстоять свое преобладание, а среднежузникам вместе с младшежузниками остается довольствоваться второстепенным статусом. В журнале "Центральная Азия и Кавказ" №3, 2000г. помещена статья Нурлана Амрекулова, в которой приводятся любопытные сведения о жузовском происхождении казахской элиты.

В Киргизской республике также присутствует проблема родового деления. В советский период северные кланы во главе с первым секретарем ЦК туземной компартии Усубалиевым, прибрали к рукам все рычаги власти. Впоследствии президент Акаев, будучи выходцем из северных родов, продолжил дело Усубалиева. Однако доминирование северян не могло длиться бесконечно. Дискриминируемые южане в марте 2005 года выступили с акциями протеста, переросшими в "тюльпановую революцию".
В другом Центрально-Азиатском государстве - Таджикистане, родовые процессы тоже протекают весьма остро. Северные таджикские племена питают склонность к славянским обычаям. В то же самое время южные кланы остаются верными мусульманским традициям. Трения между южанами-исламистами и русифицированными северянами вылились в кровопролитную Гражданскую войну.
Родовой феномен имеет глубокие корни и в Узбекистане. Клановая и племенная принадлежность определяют жизнь тамошнего общества. Могущество узбекских кланов в полной мере было продемонстрировано в 1990 году. В то время московский Кремль занимался систематическими гонениями аборигенной элиты. Под видом борьбы с коррупцией, раскручивались "хлопковые дела", которые вели следователи Гдлян и Иванов. Эти уголовные дела привели к массовым репрессиям. Для того, чтобы выжить местный правящий класс инициировал столкновение узбеков с турками-месхитинцами и киргизами Ферганской долины. Драматический межнациональный конфликт был предостережением Москве о готовности к масштабному протесту. Кремль понял намек и прекратил репрессии, местная же элита смогла вздохнуть спокойно.
Опыт Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Казахстана показывает насколько значима родоплеменная система. Она превратилась в главный фактор региональной политики и выступает в качестве закулисного, теневого механизма социального устройства.
Центрально-Азиатский племенной уклад основывается на принципе "Большой Семьи". Лица, принадлежащие к одному племени, объединяются ради защиты своих интересов и борьбы с внешними угрозами. Сплочение людей по призна-ку кровного родства ведет к образованию устойчивых и эффективных общественных группировок. Формирование данных группировок сопровождается своеобразным разделением функций. Наиболее сообразительные и энергичные лица, вместе со старейшинами, берут на себя ответственность за судьбу сородичей. Лидерам кланов вменяется в обязанность обеспечение безопасности и отстаивание интересов своей группировки. Таким образом, ответственные родовые вожаки становятся покровителями простолюдинов, а родоплеменная структура получает наименование "патернализма" (от латинского слова "патер", т.е. отец и покровитель).
Родовые связи в виде патернализма, характерны для всех центрально-азиатских народов. Однако наиболее отчетливо патернализм развился в казахском обществе. В книге известного политолога Азимбая Гали "Контуры казахской национальной идеи" (Алматы 2004г. стр.45, 46) дается квалифицированное определение данному явлению.

К слову сказать, что традиции покровительства присущи не только нашим народам. В европейской истории можно отыскать множество примеров патернализма. В частности, в античном республиканском Риме всей полнотой власти пользовалась лишь родовая верхушка, которую называли "патрициат". Патриции угнетали лиц, не относящихся к римским фамилиям, которых называли плебеями.
У древних германцев - ALT DEUTSCH тоже встречался патернализм. В период разложения первобытнообщинного строя, германцы-тевтоны занимались разделением труда. Люди, готовые сражаться и проливать кровь, образовывали воинское сословие. Из этого самого сословия в более поздние времена возникла Всеевропейская аристократия. Лица, неспособные к ратному труду, просили защиты у класса воинов, взамен отдавая ему свои политические права.
Изучая историю римлян и тевтонов, можно понять, что патернализм был отнюдь не центрально-азиатским изобретением.

Родо-племенная система сыграла положительную роль в истории Центральной Азии. В эпоху колониализма патернализм был защитным механизмом для местных сообществ. "Образовывался своеобразный негласный национальный фронт Сопротивления" пишет Азимбай Гали ("Контуры казахской национальной идеи" стр.51). Произвол колониальной администрации, дискриминация коренного населения, разрушение традиционной культуры в значительной степени ослаблялись и сдерживались родовой солидарностью. Во многом благодаря кровным связям, нашим народам удалось выжить в условиях большевистского, коммунистического геноцида. Сохранение этнической идентичности и сопротивление колониальной экспансии было достигнуто за счет эффективности туземного патернализма.
Рассматривая феномен центрально-азиатского патернализма, нельзя не отметить его позитивный характер. Несмотря на все свои недостатки, родоплеменная система, в общем и в целом оправдала свое историческое предназначение.

Центрально-азиатский бокассизм
Местная родоплеменная система постоянно испытывала влияние извне. Под напором внешних обстоятельств, она была вынуждена меняться. Тем не менее, изменения коснулись лишь формы, содержание же оставалось незыблемым.
В советский период, архаичный патриархальный уклад продемонстрировал удивительную живучесть. Однако, в 90-е годы местный патернализм испытал на себе губительные разрушения.
В 1991 году канул в небытие Советский Союз. Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан стали независимыми государствами. Местные вожди устремили свои взоры в сторону Запада, надеясь получить там поддержку и обрести новых хозяев. Особенно сильно домогался западной помощи уже упомянутый нами Акаев, который небезрезультативно бил челом перед вашингтонским Белым Домом и брюссельской штаб-квартирой НАТО. Потому то "президента Киргизии западная печать окрестила "европейски мыслящим" лидером, с которым Запад может иметь дело - в отличие от "не совсем европейских" или "совсем не европейских" лидеров соседних стран" писал Александр Панарин в книге "Стратегическая нестабильность в XXI веке" (М.2003г. стр.273).
Америка и Европа действительно оказали помощь. Между тем, заморское вспомоществование было отнюдь небескорыстным. Взамен, лидеры западных держав потребовали открыть Среднюю Азию для своей культуры. Туземные вожаки ничтоже сумняшеся "распахнули двери" перед цивилизацией Запада. Евро-американские материальные и духовные ценности хлынули в регион. Однако нынешняя центрально-азиатская элита в лице родоклановой верхушки, в силу собственного скудоумия, не смогла заимствовать лучшие образцы западной культуры. Местная знать, отличающаяся непроходимым невежеством, была способна воспринимать лишь худшие стороны западного культурного достояния. Наиболее неприглядные свойства западной цивилизации, которые следует именовать "европейщиной" и "американщиной", утвердились в среде аборигенного правящего класса.
Царьки туземцев с большой охотой усваивали западный меркантилизм с его культом личного, но не общественного обогащения. Стремление к наживе и стяжательские инстинкты обуяли высшее общество. Ненасытная жажда денег неизбежно переросла в поклонение "Золотому Тельцу". Эта форма идолопоклонничества рельефно проявилась в Казахстане. В данной центрально-азиатской стране неофициальным государственным символом стали останки сакского вождя. Одеяния предводителя саков включали в себя драгоценные металлы. Поэтому его нарекли "Золотым Человеком". Превращение "Золотого Человека" в национальную эмблему нельзя оценивать иначе, как проявление поклонения "Золотому Тельцу".
Вместе с меркантилизмом с Запада пришел и либерализм. Это политическое течение проникло в регион в рамках процесса, который Фрэнсис Фукуяма в своем труде "Конец истории и последний человек" (М. 2005г. стр.80-97) характеризует, как "мировую либеральную революцию".
Заокеанский либерализм предстал перед нами в оболваненном и опошленном виде. Он был лишен собственного гуманистического начала, выраженного в идеалах Свободы Равенства и Братства. Выхолощенный и утративший собст-венное человеколюбивое содержание либерализм следует определять как "либертаризм".

В книге "Глобальное политическое прогнозирование", принадлежащей перу Александра Панарина дается исчерпывающая дефиниция феномена либертаризма. Московский профессор писал, что "либертаризм берет у классического либерализма одну составляющую - постулат об ограничении вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, другие составляющие либерализма, относящиеся к плюрализму, терпимости, консенсусу, оставленных в стороне" (А.Панарин "Глобальное политическое прогнозирова-ние" М.2002г. стр.38).
По мнению профессора Московского университета, либертаризм переплетается с социал-дарвинизмом. Данное идеологическое течение проповедует естественный социальный отбор, в котором побеждает сильнейший. "Победителю достается все и горе побежденным" таков девиз социал-дарвинизма с его античеловеческими законами джунглей.
Учение социал-дарвинизма нельзя рассматривать в отрыве от мальтузианства. Известный своими мизантропическими взглядами поп Мальтус, любил разглагольствовать о том, что неимущие слои общества тормозят прогресс. Потому то от бедняков следует избавляться..
Человеконенавистническая философия Мальтуса вкупе с социал-дарвинизмом были предтечами современного либертаризма.

Встав на позиции либертаризма, аборигенная знать, вытравила дух взаимопомощи и взаимной выручки из родоплеменной системы. Патернализм, утративший принцип Большой Семьи, стал разлагаться и вырождаться. Процесс деградации и разложения превратил патернализм в монстра. Лишенная человеколюбивых оснований родоплеменная система воплотилась в худшую форму азиатской культуры, имя которой "Восточный деспотизм", примером которого может служить тиранический режим Туркмен Баши.
Слияние восточного деспотизма, как вырожденной формой патернализма с либертаризмом Запада, стало образчиком соединения худших сторон двух цивилизаций. Такой поистине чудовищный синтез восточной и западной культур нужно называть не иначе, как "Центрально-Азиатский бокассизм".
Туземные вожди, принявшие бесчеловечные нормы либертаризма, оторвались от простых соплеменников. Жирующая родовая верхушка с безразличием взирает на тяготы неимущего класса. Простолюдины, лишенные опеки и защиты клановых лидеров, были брошены на произвол судьбы. Нищета и безработица, голод и социальные недуги в буквальном смысле привели бедняков на грань вымирания.
Поведение племенной знати, которая безучастна к бедам и невзгодам простых сородичей, нужно оценивать, как ЛЮДОЕДСТВО. Отказ бедным слоям общества в защите и покровительстве нельзя рассматривать иначе, как одну из разновидностей социального каннибализма.

Послесловие
Несколько лет тому назад в Центральную Азию хлынули легионы миссионеров. Среди них были и западно-христианские проповедники и пастыри-патеры либерализма. Чужеземцы весьма вольготно чувствовали себя в регионе. Однако такая ситуация не могла продолжаться долго. Европейских и американских патеров стали вытеснять из наших стран. В изгнании иностранцев опять таки отличился президент Акаев. Его поступки напоминали деяния персонажа романа "Улисс", о котором Джеймс Джойс написал следующий стишок: "Жил да был негритянский царек, скушал он патера в летний денек".

Ахмет Мурзабулатов

16.09.2005

Источник - dialog.kz
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1127115600


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх