Б.Аяган > Великий хан Абылай: объединитель казахских жузов (страницы истории) 09:46 23.09.2005
> Первая треть XVIII века была временем труднейших испытаний для казахского народа, его мужества, единства и сплоченности. Трагические годы великих бедствий сменила эпоха великих побед, которые казахские войска одержали над джунгарскими поработителями.
Сильные духом
Излишне говорить, в каком тяжелом духовном состоянии оказались казахи. Но подобные стрессы и порождают людей, сильных духом. Активное сопротивление джунгарам, начавшееся в 1724 году в казахских степях, постепенно становилось все более широким. В 1726 году в местности Ордабасы (современная Южно-Казахстанская область, недалеко от древней столицы Казахского ханства - Туркестана) состоялось собрание представителей трех жузов. "Опасность примирила внутренние междоусобия, - писал об этом событии видный исследователь истории казахов Алексей Левшин, - возродила общее согласие и направила всех к одному предмету". Общие цели были освящены клятвой в верности друг другу. По степным обычаям в жертву был принесен белый конь. Главным предводителем войск избран хан Абулхаир.
Но объединение трех казахских жузов, формирование армии защиты от джунгар и калмыков только заложили основы для освободительной борьбы, но в тот момент еще не решили главную задачу - устранение опасности новых джунгарских нашествий. И в течение следующих десятилетий казахскому народу пришлось вести долгую изнурительную борьбу за освобождение захваченных земель. Объединенные благородной идеей свободы люди массами вступали в ополчение, заново создавалась регулярная армия.
В казахском обществе возникла особая атмосфера духовного единения. Народные массы выдвинули из своей среды настоящих батыров, таких как Кабанбай (Ерасыл), Богенбай, Малайсары, Ер Жанибек. Но по степным обычаям главой государства мог быть только чингизид-торе. Ханы Абулмамбет и Абулхаир, сделавшие многое в организации защиты казахских земель, в силу особенностей своего характера такую задачу выполнить не могли. А обстоятельства требовали человека, который сумел бы восстановить полуразрушенную казахскую государственность.
Повторил путь далекого предка
И такой человек появился. Его звали Абылай (имя, данное ему при рождении, - Абилмансур). В многочисленных сказаниях об Абылае говорится, что он родился в 1711 году в семье чингизида султана Коркем Уали (Уали Красивый). Дедом Абилмансура был знаменитый воин-чингизид Абылай, который, как писал Чокан Валиханов, "прославился такими воинскими доблестями, что получил грозное и почетное звание Кан-Ичер (Кровопийца)". Прямой потомок Чингисхана и Джучи, Абилмансур повторил путь своего далекого предка. Как и Чингисхан, будучи выходцем из родовитой семьи, он рано стал сиротой. В тринадцать лет лишившись отца, будущий казахский хан в последний момент спасся с помощью верного слуги родителей - Ораза-аталыка.
Они ушли в Туркестан, но Абилмансур, отвергнутый знатными родственниками, скрыл свое происхождение. Он пришел в качестве пастуха к состоятельным казахам, по некоторым преданиям, к знаменитому Толе би, в других случаях говорят о Даулеткелди. В батраках Абылай в полной мере познал нищету и унижение. Плохо одетого и отощавшего мальчика люди прозвали Сабалаком. Но Абилмансур, несмотря на бедность, всегда держался с достоинством и любил одиночество, чем привлек к себе внимание окружающих. Мудрые аксакалы степи принялись за воспитание Сабалака.
В совсем еще юном возрасте Абилмансур-Сабалак принял участие во всенародной борьбе с джунгарскими завоевателями. "Участвуя во всех набегах, - писал о нем Чокан Валиханов, - сначала как рядовой воин он показывает подвиги необыкновенной храбрости и хитрости. Полезные советы его и стратегические соображения упрочивают за ним имя мудрого".
Особенно прославился Абилмансур в двадцатилетнем возрасте во время крупного сражения с джунгарами близ горы Улытау. В традиционном единоборстве батыров перед началом битвы он убил предводителя джунгар, наследника Галдан Цэрена - Шарыша. Ойраты потерпели сокрушительное поражение. В этом сражении Абилмансур бросился на врага с кличем "Абылай!", призвав на помощь дух своего деда, за что его самого прозвали Абылай батыром. Там же и выяснилось, что он был утерянным когда-то сыном Коркема Уали. С тех пор Абилмансур-Сабалак стал Абылаем.
Храбрый воин
и мудрый политик
Имя Абылая, храброго воина и мудрого политика, становится чрезвычайно популярным в народе. Через некоторое время его признали бии и батыры, а затем избрали предводителем одного из многочисленных и сильных родов. Ставка его располагалась у Кокшетауских гор, где сейчас находится курортная зона Бурабай.
Абылай перед лицом опасности совместно с Толе би и наиболее здравомыслящими политиками предпринял попытки заново создать распавшееся централизованное казахское государство. Но не так-то просто собрать воедино кочевое общество. И здесь Абылай, умело используя древние кочевые, степные традиции, пытался укротить центробежные силы и немалого добился. Более того, в 1743 году он заключил долгожданный мир между Джунгарией и казахскими ханствами. При этом Абылай сумел договориться со знаменитым Галдан Цэреном и даже женился на его племяннице.
Здесь уместно сделать одно отступление. До сих пор было принято считать, что отношения джунгаров и казахских ханств были тотально враждебными. Очевидно, в этом сказалось влияние советской школы фальсификации - рассматривать историю не так, как было на самом деле, а как идеологически удобно. Да, казахи и джунгары жестоко воевали, но также нередко между ними заключались и мирные соглашения. Например, проигравшие в междоусобицах джунгарские князья нередко бежали к казахам и находили здесь приют.
Поражает и то, что обе стороны аккуратно обменивались пленными, причем ни в коем случае пленный не мог быть обменен на золото и иные сокровища. Человеческая жизнь ставилась выше всех драгоценностей (чем, кстати, не может похвастаться наш просвещенный век). Даже Абылай, уже будучи известным военачальником, в 1741 г. был пленен джунгарами, но Галдан Цэрен, продержав больше года, отпустил его. В 1755 году Абылай во главе своих войск выступил на стороне джунгар против Цинской империи, а когда национально-освободительное движение джунгар против китайцев потерпело поражение, то их предводитель Амурсана скрывался у Абылая и получал поддержку.
Можно предположить, что Абылая в тех условиях гораздо больше устраивало существование на границе Казахстана ойратского государства, нежели непосредственное соседство с Цинской империей. Но так или иначе казахско-джунгарские отношения были многомерными. Возможно, Абылай явственно ощущал уже наступившую слабость и безысходность последних кочевых государств, какими были Казахстан и Джунгарское ханство, их промышленную и военную отсталость перед Россией и Китаем.
Будучи в 1771 году избранным ханом Среднего жуза, власть которого распространилась практически на всю казахскую степь, Абылай стремился к поддержанию мирных отношений как с Россией, так и с Цинской империей, нередко идя при этом на крупные политические уступки. Такая политика в то время была, видимо, единственно правильной, она позволяла казахам сохранить национальную независимость. А перед Абылаем постоянно маячил скорый крах могущественной Джунгарии, погубленной из-за борьбы князьков за престол. В 1757 году практически все население ослабленной Джунгарии было вырезано китайцами.
Централизованное государство, гибкая внешняя политика позволили Абылаю в тех условиях не только сохранить свой народ, но и способствовали возвращению ранее отнятых у казахов земель. При его участии восстанавливалась экономическая жизнь степи, наладились отношения со Средней Азией, Россией. Под его руководством были разбиты вторгнувшиеся в степь китайские войска.
Абылай скончался в 1780 году. Умирая, он завещал похоронить себя в Туркестане, древней столице Казахского ханства, рядом с прадедами. Его могила сейчас находится у мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Когда перед смертью у него спросили, что не удалось ему сделать в жизни, о чем он жалеет, Абылай хан ответил: "Во-первых, пришлось много крови пролить, но время было такое, надо было народ свой спасать. Во-вторых, не успел для казахов побольше городов построить. В-третьих, не сумел объединить все племена, прежний наш путь исчерпал себя". Судя по ответам, Абылай явственно ощущал наступившую бесперспективность кочевого образа жизни, его слабость перед промышленно развитыми цивилизациями. Но смерть помешала ему осуществить задуманное.
У нас нет желания идеализировать Абылая. Он был человеком, и поэтому мог ошибаться, быть порою немилосердным и жестоким. Но в степи существовал свой "народный контроль" в виде акынов и жырау, и промахи Абылая не оставались без внимания. Демократизм кочевников позволял подвергать сильнейшей обструкции любой его неверный шаг.
От Абылая осталось тридцать сыновей, от которых произошли и бунтарь Кенесары, и царский офицер, блистательный ученый Чокан. А уцелевшие после чисток 30-х годов прошлого века потомки живы и поныне.
Последним кочевникам Азии - казахам - в XX веке предстояло пережить мучительные годы советской коллективизации и индустриализации. За этот эксперимент они заплатили дорогую цену.
Буркитбай АЯГАН , доктор исторических наук
№179 (15837) от 23 сентября 2005
|