В верховьях Эмбы (Казахстан) найдены уникальные фаллические петроглифы 01:59 27.09.2005
Святилище Эмбы Зара Адамова
Будущее - несомненное продолжение прошлого. Костные останки носорога, стратифицированные памятники (погребения) - все это осколки зеркала жизни, запрятанные веками в толщу земли и разбросанные на ее поверхности.
>Самым уникальным событием за последнее время стало исследование археологами петроглифов в верховьях реки Эмба в Мугоджарских горах. О деталях этого открытия поведал нам Жакен Таймагамбетов, декан исторического факультета КазНУ имени аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор
- Первоначально о гроте возле полевого стана Телеубулак, расположенного у ключа с пресной водой, сообщили местные жители Ерболат Насенов и его сын Медет. По их словам, там были какие-то знаки.
- Предпринятое нами обследование этой местности, - говорит Жакен Кожахметович, - показало, что грот эолового происхождения содержит значительное число петроглифов, расположенных на полу, кроме того, здесь же располагались еще три группы рисунков вне грота. Этот комплекс получил обозначение как святилище Эмба 1. Оно расположено примерно в одном километре на север от уже упомянутого бригадного стана в самом высоком скальном останце кремнистого песчаника. Координаты местонахождения следующие: N - 49°14’54,3"; Е - 58°34’39,2".
Центральный грот Эмба 1
При дальнейших поисках в скальной гряде, расположенной несколько севернее на расстоянии около 400м от Эмбы 1, найден еще один грот также эолового происхождения с петроглифами. На внешней стороне скалы в непосредственной близости от грота под навесом найдена еще одна группа изображений. Это святилище обозначено нами как Эмба 2. На северном склоне этой скальной гряды в ста метрах на запад от грота на отдельной глыбе найдено еще несколько фигур (верблюд, лошадь, антропоморфные изображения), сделанные путем выбивки. Местонахождение получило индекс Эмба 3. Безусловно, наиболее выразительным и интересным является самый крупный - центральный грот святилища Эмба 1. Он расположен в западной части скальной гряды, вблизи вершины. Грот открыт своим широким входом на юг, он образован процессами выветривания. Его площадь небольшая - около 20 квадратных метров, высота крайне незначительна - до 0,7 м в самой высокой части на выходе. Рисунки практически занимают весь пол.
- Что вы можете сказать о технике выполнения рисунков?
- Техника выполнения рисунков резная, с последующей пришлифовкой некоторых наиболее углубленных фигур. Рисунки выполнены в одном стиле. И хотя среди изображений наблюдается случай палимпсесте, возникает ощущение гомогенности изобразительного комплекса в целом. Если считать, что верх композиции находится в верхней части пола, наклоненного ко входу, то можно выделить три зоны, примерно равных по площади и объединенных одними и теми же изображениями. Итак, верхняя часть занимает ряды резных линий параллельного и субпараллельного характера, иногда они пересекаются горизонтальными линиями. Вторая группа - круги, часто незамкнутые, с линиями внутри. Третья группа - это чашевидные углубления. Основная техника нанесения также резная, реже с пришлифовкой.
- Что вы можете сказать об Эмбе 2?
- Вторая зона состоит из хорошо сохранившихся фаллических фигур, переходящих друг в друга и уменьшающихся сверху вниз, которые свидетельствуют о существовании в каменном веке культа плодородия. Здесь же - большое количество чашевидных углублений. Техника нанесения рисунков резная, много изображений с пришлифовкой.
Третья же зона представлена крупными изображениями "бобовидных" фигур сложной конфигурации (женское начало). Рисунки прорезаны с последующей пришлифовкой. Примечательно, что фаллические фигуры и "бобовидные" имеют между собой промежуточные формы, что указывает на единство этих двух образов (мужское и женское). Затрагивая тему семантики, еще раз подчеркнем единство композиции по организации пространства, технике и стилю исполнения.
Основными ведущими чертами данного панно являются отсутствие реалистичных изображений, преобладание линейно-геометрических фигур, чашевидных углублений. Основная идея отражения в композиции - это идея плодородия (взаимоотношения мужского и женского начал). Все остальные группы рисунков Эмбы 1 близки к рисункам основной группы центрального грота.
Свидетельство культа плодородия
- К какому периоду времени вы относите происхождение петроглифов?
- Проблема, связанная с датировкой изображений, сложна для разрешения. К сожалению, никаких объективных данных для установления возраста у нас не имеется. Эту проблему можно решить лишь путем аналогии. В святилищных комплексах эпохи бронзы и железа, как и в эпоху средневековья, где имеются петроглифы на территории Казахстана, Средней Азии, Алтая, Сибири, Монголии, ничего подобного нет.
Аналогию можно усмотреть в материалах гротов Каменная Могила с реки Молочка, возле Мелитополя в Северном Приазовье. Этот уникальный памятник по своему топографическому положению близок к святилищам Эмбы 1, 2. Имеется определенное сходство и по отдельным изображениям и композициям, в частности, параллельные и субпараллельные группировки разных линий, чашевидные углубления. Как известно, в датировке рисунков Каменной Могилы наметились две тенденции...
- Какие?
- Ученые считают, что здесь имеются рисунки разных эпох: от мезолита до раннего железного века. В.Н.Даниленко, опираясь на геометризм рисунков, датировал их в основной своей массе энеолитом. Таким же образом, видимо, можно датировать и рисунки святилища Эмба 1, хотя, вероятнее всего, они хронологически более локализованы и относятся к раннему времени, возможно, первой половине голоцена.
|