"Мусульманский аналог" Барби вызывает горячие споры 01:53 30.09.2005
"Столкновение цивилизаций" на рынке кукол "Мусульманский аналог" Барби вызывает горячие споры Д.КАСИМЗАДЕ
Как стало известно газете "Эхо" из заслуживающих доверия источников, в обозримом будущем в магазинах игрушек >в Баку может появиться последняя сенсационная новинка кукольного мира - одетая в абайю и мусульманский платок темноглазая куколка Фулла, "мусульманский аналог" всемирно известной Барби.
"Кукольная новинка" уже удостоилась внимания солидных изданий, включая и суперавторитетную The New York Times. Фулла, выпущенная сирийским концерном NewBoy Design Studio и названная в честь одной из разновидностей левантийского жасмина - это уже не первая попытка создать "мусульманский вариант" куклы Барби. Компания Mattel продает "марокканскую Барби" и Лейлу - наложницу турецкого султана, в Иране уже несколько лет усиленно продвигают "мусульманку" Сару. Однако Фулла - это уже нечто иное. В отличие от Сары, она по своим пропорциям полностью повторяет Барби. У нее разнообразный и богатый гардероб, продающийся отдельно, в продажу запущена целая серия товаров для юных хозяек Фуллы: как отмечает NYT, "невозможно зайти ни в один магазинчик в Сирии, Египте, Иордании или Катаре, чтобы не обнаружить там хлопья к завтраку "Фулла" или жевательную резинку "Фулла", по улице нельзя пройти, чтобы не увидеть девочку на велосипеде марки "Фулла в розовом". Девочки без ума от Фуллы, а их консервативные родители, которые и подумать не могли о том, чтобы купить ребенку Барби, счастливы, что могут отдать деньги за "скромную" куклу, у которой даже есть собственный крохотный молитвенный коврик из розового войлока. Девочки, которые хотят одеваться как их любимая кукла, могут купить такие же, как у нее, коврик и шарф соответствующего размера - и то и другое розового цвета." "Мало просто надеть на Барби хиджаб, - говорит Фауаз Абидин, брэнд-менеджер NewBoy. - Надо создать характер, с которым родители и дети смогут ассоциировать себя. В нашей рекламе подчеркиваются позитивные черты характера Фуллы: она честная, любящая и заботливая, уважает отца и мать".
По мнению многих экспертов, "мусульманская Барби" - такое же проявление пресловутого "синдрома гетто", как "мусульманский фаст-фуд" - сеть кафетериев быстрого питания, где готовят пищу "халал", "мусульманские" прохладительные напитки, вроде "Земзем-колы", "мусульманских" бутиков и т.д., в результате чего мусульманские общины живут в собственном замкнутом мире.
Однако немало и тех, кого не устраивает именно созданный авторами Фуллы образ. Так, Маан Абдул Салам, сирийский адвокат по правам женщин, предостерегает: Фулла является символом тенденции распространения консервативных взглядов на Ближнем Востоке. Число женщин, которые носят хиджаб, возросло, некоторые девочки делают это добровольно, но немало и тех, кого заставляют одеваться "по-мусульмански".
Споры вокруг "мусульманки Фуллы" стали очередным проявлением "внутриисламской войны" между клерикалами-консерваторами и сторонниками модернизации. Формы тут, конечно, могут быть самыми разными: в Саудовской Аравии женщины добиваются права украшать традиционную абайю вышивкой, а в Сирии возмущает реклама куклы, изображающей "консервативную мусульманскую девочку". Однако, так или иначе, в то время, как исламские радикалы предпочитают говорить о противостоянии "мусульманского мира" и "христианского Запада", на самом деле наиболее жесткое сопротивление их идеи встречают именно в тех странах, где большинство населения составляют приверженцы ислама.
Особенно остро эти дискуссии разгорелись в Турции. Так, американская The Washington Post рассказывает о "столкновении цивилизаций" в рамках одного города, соединяющего Европу и Азию, - Стамбула, где уже давно продолжается "тихая война" между консервативными выходцами из анатолийской глубинки, приехавшими в крупнейший турецкий мегаполис, и жителями европейской части страны. "Война" выплеснулась на городские пляжи Стамбула, где с некоторых пор введены новые правила, запрещающие появляться здесь без купальных принадлежностей. Под запретом оказалось купание в хлопчатобумажных трусах для мужчин и в платьях для женщин. "Купальные принадлежности и их отсутствие этим летом стали в Стамбуле предметом горячих споров, в которых отразилась классовая война и политическая перестройка. На пляжах мужчины и женщины в футболках с надписью Security высматривают не только мужчин, на которых слишком мало одежды, но и женщин, на которых ее слишком много. Женщин больше не пускают на пляжи с закрытыми ногами. По мнению некоторых жителей, это попахивает политикой," - отмечает WP. Кроме того, The Washington Post цитирует статью, опубликованную в газете Radical. Журналистка Мине Кирикканат рассказывает, как она гордится международным аэропортом Стамбула, "огни которого освещают неарабское лицо Турции". Но поездка по городу вызвала у нее иные чувства. В парках вдоль прибрежного шоссе "мужчины в нижнем белье и женщины в черных чадрах или платках раздували кебаб", и эта сцена "повторялась на каждых 10 квадратных метрах". Картину эту Кирикканат назвала "плотоядный Исламистан". Как поясняют сведущие люди, кебаб - любимое лакомство в анатолийской глубинке, в то время как в Стамбуле и его окрестностях предпочитают рыбу и морепродукты. В результате в современной Турции многие проявления "менталитета сельской глубинки": от религиозного консерватизма и появления на пляже в неподобающей одежде до кулинарных пристрастий - уже соединяются в некий общий и далеко не привлекательный образ "неотесанного провинциала" со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Однако, в то время как в большинстве мусульманских стран растет сопротивление тем, кого можно назвать и "хранителями устоев ислама", и "мракобесами" - кому как нравится, в Азербайджане антиклерикального движения практически не заметно. А вот экспансия радикалов заметна, что называется, невооруженным глазом. И хотя их воззрения разделяют далеко не все, пока что радикалы не встречают никакого сопротивления. И вот это по-настоящему опасно. Мы, может быть, и можем признать за женщиной право выбирать, носить ей хиджаб или нет, но "они" права не носить хиджаб точно за нами не признают.
|