Прикуп для Абрамовича. BMB сидела на трубе… Казахстанской 05:44 01.10.2005
Почему Казахстан меняет шило на мыло?
Пока на политическом небосклоне Казахстана бушуют нешуточные страсти, вызванные грядущими президентскими выборами, кое-кто, используя благоприятный момент, собирается под шумок сколотить приличный капитал, в очередной раз пустив с молотка основное богатство страны - нефть. Явно топорную работу пытаются оправдать притоком якобы необходимых республике инвестиций, не забывая упомянуть о том, что как только заинтересованные господа договорятся и ударят по рукам, для всех казахстанцев наступит эра благоденствия.
Сначала национальная компания "КазМунайГаз", имеющая государственную форму собственности, заявила о продаже 49% активов своей "дочки" на иностранной фондовой бирже. Потом разгорелся скандал вокруг канадской компании PetroKazakhstan, владельцем которой теперь намерены стать китайцы. А совсем недавно намерение закинуть удочку в казахстанский бизнес выразил Роман Абрамович. Аффилированная с ним Millhouse Capital собирается прикупить маленькую нефтяную компанию на Каспии.
На первый взгляд – звенья разрозненной цепи, но уже всерьез можно говорить о переделе собственности в нефтяном секторе Казахстана.
BMB сидела на трубе…
> В спектр интересов господина Абрамовича попала небольшая компания BMB Munai, принадлежащая американцам. По 18% акций - на руках у трех ее основателей: гендиректора Бориса Чердабаева, председателя Совета директоров Caspian Servises Миргали Кунаева, председателя Совета директоров казахстанского банка "Центркредит" Бахытбека Байсеитова. Остальные акции обращаются на рынке.
Конкурировать с такими "монстрами" нефтегазовой отрасли, как BG, PetroKazakhstan или "Тенгизшевройл", компания, естественно, не может, ее капитализация по итогам торгов составляет всего лишь 255 млн. долларов, но кое-какие перспективы все же имеет. Запасы компании оцениваются в 109 млн. баррелей (14.6 млн. тонн) нефти. Добыча составляет 1 тыс. баррелей в сутки. Более того, в прошлом году BMB Munai консолидировала 100% Emir Oil, и получила в разработку месторождение Аксез-Долинное-Эмир, расположенное в 50 км от нефтеналивного порта, что стало для компании своеобразным козырем. Еще один плюс в том, что себестоимость одного барреля BMB Munai оценивается всего в 3 доллара, в то время как на том же PetroKazakhstan цена за баррель доходит до 8 долларов.
Но вряд ли именно это обстоятельство обратило на себя внимание Романа Абрамовича.
Так что вопрос, почему ему приглянулась именно BMB Munai, так и остался за кадром, тем более, что аналитики скептически расценивают намерение российского олигарха ввязаться в эту затею. Российские эксперты называют сделку "слишком дорогой" и даже "неразумной", мотивируя свои слова тем, что компания пока что пробурила всего две скважины, а следовательно, на сверхприбыль и грандиозные перспективы пока что рассчитывать не приходится: объем добычи и выручки оставляют желать лучшего.
Впрочем, неразумной покупка BMB Munai выглядит лишь в том случае, если одной этой компанией интересы Millhouse Capital на Каспии и ограничатся. Но что-то подсказывает, что сотрудничество Абрамовича и Казахстана обещает быть долгим и тесным. Уже прошла информация, что Millhоuse рассматривает Каспийский регион как место, куда можно вкладывать деньги, полученные от продажи активов в России. И, вроде бы, переговорный процесс уже начался, загвоздка лишь в цене. Более того, поговаривают, что нацелился господин Абрамович ни много ни мало, а на одну из крупнейших компаний - PetroKazakhstan, судьба которой до сих пор остается не совсем ясной. Вроде бы китайцы, изгнав канадцев, и пришли к власти, но…
Недавно дочь президента Дарига Назарбаева с парламентской трибуны заявила о том, что "необходимо инициировать иск по отзыву лицензии на право недропользования у компании "ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз", расторгнуть в порядке, установленном законодательством страны, контракт на недропользование с названной компанией и принять меры по возмещению экономического и экологического ущерба". Свою убежденность в необходимости такого шага она обосновывает тем, что многочисленные проверки государственных органов выявили факты нарушения компанией норм по недропользованию, экологических требований, антимонопольной политики, несоблюдения условий подписанных контрактов. Только в текущем году, по информации генеральной прокуратуры, в отношении должностных лиц ТОО "ПетроКазахстан Ойл Продакс" открыто пять административных производств по фактам нарушения законодательства об охране окружающей среды. Агентством по борьбе с коррупционной и экономической преступностью возбуждены уголовные дела в отношении продажи горюче-смазочных материалов компаниями группы PetroKazakhstan.
Не лучшего мнения о сделке между PetroKazakhstan и китайской CNPC придерживается и оппозиция. Движение "За справедливый Казахстан" удивлено тем, что государство не использует в этом вопросе все имеющиеся законодательные рычаги для обеспечения национальных интересов страны. Но, даже если сделка и будет осуществлена, считают члены оппозиционного блока, государство должно выставить свои условия. Предложения оппозиционеров сводятся к тому, чтобы стопроцентно государственная Национальная компания "КазМунайГаз" в целях своевременного и бесперебойного обеспечения отечественного рынка нефтепродуктами (бензин, дизельное топливо, мазут, газ, масла и пр.) выкупила у PetroKazakhstan имущественный комплекс Шымкентского нефтеперерабатывающего завода (ШНОС). Это во-первых. Во-вторых, НК "КазМунайГаз", считают они, должна выкупить не менее 50 процентов акций + 1 акция компании PetroKazakhstan. "Мы считаем, что для этого у государственной компании имеются все необходимые возможности, - говорят оппозиционеры. - По официально опубликованным данным, по состоянию на 1 июля 2005 года только свободные остатки наличности НК "КазМунайГаз" составляли 258.693.069.000 тенге (то есть порядка двух миллиардов долларов США)".
Как расценит эти заявления правительство Даниала Ахметова, предугадать сложно. Вполне возможно, что очередная порция нареканий по поводу китайской экспансии в Казахстан, которая, как многим кажется, осуществляется под чутким руководством самого Даниала Ахметова, будет просто прослушана, но, что вероятнее всего, расклад изменится с точностью до наоборот – в борьбе за "черное золото" Казахстана верх одержат… россияне.
Не так давно вице-президент НК ЛУКОЙЛ (которая, кстати участвует в разработке крупнейших казахстанских месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кумколь) Леонид Федун сообщил, что российская компания рассматривает возможность увеличения своей доли в казахском ЗАО "Тургай Петролеум" с 50% до 100% за счет реализации преимущественного права на выкуп доли, принадлежащей канадской PetroКazakhstan. По словам господина Федуна, ЛУКОЙЛ уже направил уведомления властям Казахстана, PetroКazakhstan и китайской CNPC. Россияне, как выясняется, вполне согласны выложить за долю более 1 млрд. долларов.
Даже навскидку похоже, что в Казахстане наблюдается экспансия отнюдь не китайского, а российского капитала – ЛУКОЙЛ, Millhouse Capital, плюс "Роснефть", имеющая долю на Карачаганаке. И глупо было бы в данной ситуации предполагать, что господин Абрамович слету решил прикупить BMB Munai. Просто так в нашей республике даже кошки не родятся, не говоря уже об операциях с деньгами, причем совсем не малыми. Значит, все было предрешено на высшем уровне, и думается, что обмен был равноценным. Если учесть, что Казахстан вступил в выборную пору, можно предположить, в чем состояла суть договора. Хотелось бы заранее знать ответ, какую конкретно выгоду Казахстан и казахстанцы получат от такого небольшого, но все же передела собственности.
Не мудрствуя лукаво, мы решили "допросить" экспертов. Итак…
Надир Надиров, профессор, академик, заместитель директора Института нефти и газа РК:
- Способен ли приход Абрамовича обернуться благом для Казахстана?
- Я вообще ярый противник прихода "прославленных" бизнесменов в Казахстан. Хотя, ничего плохого про Абрамовича сказать не могу, даже напротив, учитывая, как он повел дела на Чукотке, ему можно только поаплодировать. Но в тоже время заметно и его метание из стороны в сторону: то дворцы покупает в Лондоне, которые по карману лишь единицам, то футбольные команды, то яхты… Такой обширный круг интересов, начиная от политики, экономики, и заканчивая жизненными удовольствиями, мягко говоря, настораживает. Но это одна сторона вопроса. Если брать в общем, то скажу, что лично я против того, чтобы основной пакет акций нефтяных компаний находился в руках иностранцев. И это не просто предубеждение. Приведу простой пример. Цены на бензин взлетели до заоблачных высот, вы это сами прекрасно видите. У нас в республике три нефтеперерабатывающих завода и все они находятся в руках иностранных компаний. Они как хотят, так и управляют предприятиями. Стоит лишь начаться севу и уборке урожая, как заводы становятся на капитальный ремонт. Парадокс, скажут многие, а на самом деле ничего парадоксального в этом нет. Все до банальности просто – хозяева предприятий решили таким образом извлечь дополнительную прибыль, взвинтив цены на имеющийся в резерве запас. Я смело могу утверждать, что ни один иностранец не приезжает в Казахстан для того, чтобы оказать помощь республике, всех интересуют лишь деньги, вернее, скорейшее наращивание вложенного капитала. Это видно даже на примере все тех же НПЗ, которые используются на половину своей мощности. Естественно, рано или поздно, особенно в сезон, начинает ощущаться нехватка горюче-смазочных материалов, бизнесмены вынуждены завозить ГСМ втридорога из-за рубежа, результат сего процесса мы ежедневно наблюдаем на автозаправках. Но это так, небольшое отступление. Что же касается прихода Абрамовича, то не думаю, что это принесет ощутимую пользу республике. Знаете, как-то мне довелось побывать на семинаре юристов нефтегазового сектора. Меня поразило, что они с гордостью говори о том, что, например, помогли заплатить "Тенгизшевройл" на 300 млн. тенге налогов меньше, чем было запланировано изначально… Возникает вопрос, кто же будет защищать интересы Казахстана?
Еще один нюанс заключается в том, что если в советское время все крупные предприятия предусматривали в своей смете средства на науку, то сегодня в компаниях с иностранным участием эта графа отсутствует вовсе. Даже если наши ученые и разработают какую-нибудь новую технологию, нефтяники отказываются от ее внедрения, безапелляционно заявляя – "Нам это не нужно. Мы приехали добывать и увозить". Этим переговоры обычно и заканчиваются. Получается замкнутый круг.
Я, конечно, не отношу себя к сторонникам требования пересмотреть уже заключенные контракты, но считаю, что впредь нам надо с большим умом подходить к потенциальным партнерам – большая часть акций нефтяных компаний должна находиться в руках казахстанцев.
- А как вы относитесь к смене собственников в нефтяной отрасли, в частности, к приходу на "ПетроКазахстан" китайцев?
- Я думаю, идет обмен шила на мыло. Я не понаслышке знаю, как работают китайцы в Актюбинской области, увы, положительно отозваться об их деятельности не могу. Но и в "ПетроКазахстан" было не лучше. Был там такой господин Томас Дворжак… Несмотря на то, что я лично его знал, решить с ним какой-либо вопрос было практически невозможно. Легче слетать в Канаду и договориться с кем-то из руководства там, нежели отыскать господина Дворжака здесь…
- То есть, можно предположить, что эти сделки нацелены на одно – извлечь выгоду, не считаясь с интересами Казахстана?
- Я убежден в этом.
Другой наш собеседник Ораз Жандосов, экс-вице-премьер РК, сопредседатель партии "Нагыз Ак Жол":
- Как вы относитесь к приходу Абрамовича в Казахстан?
- По большому счету, никак. У него, наверное, много свободных денег, вот он и смотрит, куда их можно вложить, кроме России.
- А вам не кажется, что тихой сапой в нефтяной отрасли начался передел собственности? Изгоняем канадцев, пускаем китайцев, россиян?
- Прецеденты существуют, но явной тенденции, говорящей об этом, я не вижу.
- Но нужны ли Казахстану деньги Абрамовича?
- Я давно говорю том, что нам в сырьевых отраслях нужно увеличить долю государства и национального капитала в течение предстоящих пятнадцати лет. Процесс длительный и стоит больших денег, но очевидно, что пришло время собирать камни. Впрочем, это касается только сырьевого сектора. В других отраслях мы должны становиться на колени перед иностранными инвесторами, в том числе и перед Абрамовичем.
- Но его интересы пока что ограничиваются только нефтью...
- Что тут скажешь, значит, правительство наше неправильно работает.
27.09.2005
|