В.Третьяков > "Всемирная демократия" Абу-Грейба. США усиленно ищут схемы изменения мирового порядка 08:16 03.10.2005
Плавильный котел
Главная проблема для США – невозможность увеличивать экспансию, им уже с трудом хватает на это материальных средств, и возникают проблемы с людскими резервами. Это объективные причины. Нельзя сказать, что политолог и журналист Виталий Третьяков ждет с нетерпением краха супердержавы. Крушения империй никогда не происходили безболезненно для всех "неимперий". Однако для кого-то глобальный катаклизм может оказаться и отправной точкой в возрождении.
– Я задавал вопрос Бжезинскому: "США – это империя?" Он ответил: "Конечно". История же знает: все империи когда-нибудь рушатся. Особенно – такие всемирные, как Америка. Происходит это потому, что они захватывают больше, чем могут проглотить. Но и по-другому империи просто не могут себя вести. > Если не наращивать экспансию, то придется ужиматься под натиском других империй. Господин Бжезинский видит выход из тупика таким: за оставшееся до крушения время Соединенным Штатам нужно превратиться из всемирной империи во всемирную демократию под американским флагом. Поэтому в Штатах усиленно ищут схемы видоизменения мирового порядка – для собственного сохранения. Положение действительно серьезное, весь мир уже так или иначе находится под протекторатом Вашингтона. Но для этого нужны неимоверные силы. В том числе и военные, так как не все безропотно терпят создавшуюся ситуацию. Нарастает сопротивление в отдельных регионах мира. Тем более что сейчас еще и весьма далек от стабильности Ирак, где Белый дом, скорее всего, завяз надолго. Кстати, сегодня для поддержания своего имиджа Вашингтон уже серьезно занижает потери – и людские, и финансовые. Настоящие цифры скрываются. Сейчас убитыми и ранеными объединенная группировка теряет больше, чем Россия на Северном Кавказе.
– Известный американский политолог Эриэль Коуэн, будучи в Алматы сказал, что уже вот-вот в Ираке будет наведен порядок. Причем, по его словам, это сделают шииты и курды, усмирив суннитов. Можно ли стабилизировать ситуацию чужими руками?
– Это одновременно самоуверенность и самообольщение. Кстати, американские политологи и политики очень часто желаемое выдают за действительное. Потому положение действительно очень тревожное, и, наверное, лучше говорить о том, что все будет хорошо. Тогда, может, этот сценарий и сбудется. Но я не думаю, что тот же Коуэн столь же оптимистичен, когда находится в кругу американских политологов, занимающихся иракской проблемой. Американцы – не все, наверное, но в большинстве своем – в разных местах говорят совершенно непохожие вещи. Коуэна я знаю очень давно и вместе с ним участвовал в различных политических тусовках – в США, в Европе, в Москве и даже у вас, в Казахстане. Снобизм американских политологов и политиков обыкновенно увеличивается по мере удаления от Вашингтона. Здесь они позволяют себе говорить такие вещи, которые бы никогда не сказали в Америке или Европе. Их довольно интересно слушать в разных местах. Во всяком случае, загадкой остается то, где же они наиболее правдивы.
– Вы хотите сказать, что Америке не удастся сыграть на внутренних противоречиях, существующих в Ираке?
– Американская нация сложилась по принципу гигантского плавильного тигля. Они считают, что это самый универсальный принцип, позволивший за двести лет сознательной политики создать единую американскую общность. И теперь думают: почему нельзя таким же способом навести порядок еще где-либо? Но забывают о том, что тот же Ирак существовал тысячелетия до того, как на карте появились Соединенные Штаты. И в этой стране почему-то данный плавильный принцип не сработал до сих пор. А они пытаются реализовать эту идею за месяцы. Американскую нацию история создала такой, но еще раньше возникли нации, которые свою национальную особенность, вот эту национальную самость, никогда не позволяющую до конца смешаться с другими, до сих пор сохранили. Никакие американцы не смогут перебороть данный уклад жизни. Я не специалист по Ираку и не могу настаивать на том, что абсолютно прав, но есть универсальные законы развития мира, которые не подвластны человеческой воле.
Тем более что и "плавильный котел" в самой Америке сейчас начинает давать сбои. Кто часто бывает в США, согласится со мной, что так называемые китайские кварталы существуют десятилетиями, не теряя своей самобытности. Эти районы не контролируются ни правительством, ни полицией, и конституция США там мало действует.
Районы, где до сих пор не встретишь ни одного негра, существуют. Я сам гостил в одном из самых дорогих на Атлантике мест. Для меня снимал дом мой друг – профессор Гарварда. Мы поселились семьей и неделю находились только там, а через неделю поехали в другой район пообедать в ресторане, и я впервые увидел что-то такое, на чем остановился взор. За столиком сидела черная пара. И тут только я понял, что за целую неделю не встретил ни одного темнокожего.
Мне друг объяснил, что я гостил в таком районе, где "цветных" не может быть в принципе. Для того чтобы снять мне дом, уважаемый профессор, сам много лет проживающий неподалеку, заручился согласием всех соседей. Объяснил им, что приезжает белый человек из Москвы, главный редактор уважаемой газеты, нескандальный журналист, хорошо обеспеченный и имеющий достойное образование. После таких рекомендаций соседи дали "добро" хозяину особняка на то, что он может сдать мне его в аренду. Конечно, его могли сдать и негру, закона, запрещающего это, нет. Но после такой "самостоятельности" хозяин вынужден будет продать свою собственность и переехать в тот район, где его никто не знает. А внешне все благополучно. Здесь не существует никаких заборов. Но каждый знает, где кончаются границы дозволенного. Так что при всей своей консолидированности американская нация не такая единая, как хотели бы считать за океаном.
А мексиканцы? Статистики считают, что к семидесятому году этого столетия около 40–50 процентов американцев не будут знать другого языка, кроме испанского. Сейчас на юге США есть целые районы, где вообще не учат английский. Там никто не собирается говорить на государственном языке. Так что пресловутый плавильный котел – тоже не универсальный способ единения наций. Во всяком случае, если он действует, то лишь какое-то время. В будущем такой подход, возможно, породит большие и даже очень большие конфликты. Это одна из главных проблем, в том числе и России.
Игорь НЕВОЛИН, Алматы
02.10.2005
|