Д.Петров > Китай приватизирует Восточное полушарие 08:50 03.10.2005
Многие российские эксперты считают, что > доклад Национального разведывательного совета США "Мир 2020 – контуры мирового будущего" тумана вокруг самого будущего не рассеивает. Хотя он и впечатляет масштабностью и комплексностью подхода, его выводы весьма спорны.
Так, в частности, считает директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин, предлагающий при оценке Доклада остановиться на ряде моментов, рассмотренных в документе неполно или с очевидным для эксперта смещением акцентов.
Г-н Шаравин отмечает, что, уделяя много внимания возможному будущему "взлету" Китая и Индии, рассматривая шансы этих стран на вступление в клуб мировых гигантов (возможно - опередив ряд "традиционных" великих держав), авторы Доклада почти совсем игнорируют колоссальные проблемы, стоящие перед этими странами.
"Прежде всего, - подчеркивает Александр Шаравин, - речь идет об экологических катастрофах, нехватке природных ресурсов и продовольствия, перенаселении, сепаратизме на национальной, конфессиональной и региональной почве. Все это угрожает самому существованию обеих стран, и, очевидно, что одним из путей решения указанных проблем может быть их внешняя экспансия, в том числе – силовая, с целью расширения территории и захвата ресурсов".
Однако, возможна ли такая экспансия для Индии? Директор Института политического и военного анализа отвечает на этот вопрос категорическим "нет". Она невозможна как по политическим (демократические страны обычно не совершают агрессию с целью захвата чужих территорий), так и по географическим (некуда наступать) причинам. Индии, считает эксперт, остается лишь постоянный "сброс" мигрантов в Европу и Северную Америку.
Ну, а как же обстоит дело с Китаем? Тут ситуация иная. Александр Шаравин подчеркивает, что для этой тоталитарной коммунистической страны экспансия является официальной составляющей внешней и военной политики. "У КНР, - полагает эксперт, - в отличие от Индии, есть изрядный "простор" для наступления – Россия и Казахстан. Этот процесс будет включать и экономическую, и демографическую составляющие - "привязку" экономик приграничных регионов России и Казахстана к экономике Китая и изменение национального состава этих регионов путем миграции этнических китайцев. Однако важным "подкреплением" экспансии может стать и военный фактор. Этот процесс окажет серьезное дестабилизирующее влияние на ситуацию не только в Евразии, но и в мире".
Станет ли предпосылкой для экспансии Китая на север и запад присоединение Тайваня? Рассматривая этот вопрос, авторы Доклада исходят из того, что и в 2020 будет сохраняться нынешнее status quo. Но, по мнению г-на Шаравина, это - маловероятно.
Не исключено, что Пекин решит "тайваньскую проблему" еще до 2010. И как сам факт ее решения, так и его способ, повлияют на мировые процессы. Не исключено, что присоединение Тайваня произойдет мирным путем (уже сегодня на острове наблюдаются признаки будущей капитуляции), и реализация "мирного" сценария присоединения автоматически сделает Китай державой, способной бросить вызов США, если, конечно, КНР захочет этого. В этом убежден г-н Шаравин.
Если же США попытаются силой предотвратить захват Тайваня, то исход конфликта будет в высшей степени "судьбоносным". Провал присоединения вызовет острейший кризис в Китае, который может иметь три исхода:
• приход к власти либералов, демократизация страны, отказ от экспансионистских намерений;
• приход к власти консерваторов, конфронтация с окружающим миром (возможна попытка Пекина взять на себя роль лидера всех "внесистемных" сил, включая исламский терроризм);
• развал страны.
Если КНР, несмотря на вмешательство США, все же займет Тайвань, то она станет абсолютным гегемоном в Восточном полушарии, а Америка будет вытеснена в Западное, и ее вес в мире резко уменьшится.
"Вообще, - отмечает Александр Шаравин, - развитие военных технологий и способов вооруженной борьбы в документе затронуты слабо. Подробно обсуждается лишь доступность оружия массового поражения и средств его доставки для более широкого круга стран, а также, для негосударственных (в том числе, и террористических) структур. Делаются не бесспорные заявления типа: "Северная Корея и Иран станут обладателями Межконтинентальные баллистические ракеты задолго до 2020".
При этом не затронуты другие важные аспекты развития в военной сфере:
• резкое уменьшение роли НАТО как военной силы и сокращение военной мощи европейских стран;
• технологический прорыв в ВС США при кризисе наемной системы комплектования и противоречии между требованиями стратегической мобильности и боевой устойчивости наземных подразделений;
• рост военной мощи Китая и Индии в области обычных, стратегических и ядерных вооружений;
• кризис в ВС и ВПК России.
"Любой из этих факторов, - считает директор Института политического и военного анализа, - может самым неожиданным образом повлиять на ситуацию в ключевых регионах мира и в мире в целом".
Как и другие эксперты, Александр Шаравин полагает, что России в Докладе места отводится мало. В лучшем случае она рассматривается как поставщик сырья и игрок на пространстве СНГ, в основном, в Центральной Азии. Однако, возможны и другие варианты. Авторы доклада не обсуждают ни возможность распада России, ни, наоборот, ее переход к интенсивному экономическому и социальному развитию. Между тем, любой из этих сценариев резко изменит расстановку сил в мире.
Действительно, представления авторов о нашей стране не свободны от штампов. Об этом говорит, например, фраза: "…у России почти нет опыта интеграции мигрантов из других культур". "Но, - подчеркивает Александр, - российское государство как раз построено на интеграции многих культур и этносов! Другое дело, что российский народ, похоже, утратил способность к такой интеграции. Более того, есть признаки дезинтеграции уже сложившегося социума".
Также поверхностны, по мнению эксперта, и представления авторов об исламе. Внук бен Ладена даже в частном письме никогда бы не назвал Халифат "империей". И не употребил бы применительно к терактам исламистов слова "убийство невинных". С точки зрения радикального ислама, невиновный, даже убитый случайно (что, по их мнению, маловероятно), немедленно попадет в рай, и, следовательно, проблемы тут нет. Наконец, внук бен Ладена не мог бы позиционировать себя как суннита, противостоящего шиитам, ибо он заведомо является ваххабитом – то есть, позиционирует себя как мусульманина, а всех прочих – как неверных.
"Доклад, - заключает г-н Шаравин, - предельно технократичен и, к сожалению, не свободен от "западоцентризма". Несмотря на попытки широко привлекать экспертов из ряда стран, Доклад отражает американо-западноевропейский взгляд на мировые процессы. Возможно, именно это помешало его авторам создать по-настоящему комплексный документ".
Дмитрий Петров - главный редактор журнала Со-Общение 30.9.2005
|