КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 03.10.2005
23:02  И.Каримов в Малайзии договорился совместно разрабатывать узбекскую нефть
22:57  Эльчин Гасанов > Я поражаюсь нашей азербайджанской оппозиции...
22:11  Globe And Mail > Грустные мысли об Оранжевой революции. Это похороны политики Ющенко
20:52  Киргизская юстиция вышла на след "золота Акаева" в Цюрихе
19:56  По предварительным данным коллега Б.Марипов ("Общественный рейтинг") избран в Киргизский Парламент
19:23  Близ Душанбе взорвался работавший на газе автобус: 21 погибших
12:12  Ноутбук с ручкой для подзарядки - для самых диких стран...

12:10  Российская база в Таджикистане с 1.10 вернула свое славное старое имя - 201-я Гатчинская дважды Краснознаменная...
11:50  Журналисты попали в заговорщики. Узбекская пресса судит иностранных корреспондентов
11:18  Исполняющим обязанности главы МВД Афганистана стал Ахмад Мокбал
10:56  А.Чекошев > Дела в Киргизии должны пойти на лад... в правительство не взяли женщин
10:47  "Очень хороша!", - Катрин Денев понравилась казахская кухня
10:38  Eurasianet > "Обидовцы" против "бегалиевцев". Андижанская бойня связана с борьбой за власть местных кланов
10:21  14 экс-советских солдат до сих пор живут в Афганистане. 15-й Оленин вернулся в Самару с женой афганкой
10:09  Как фабрикуют дела в Узбекистане, - доклад Т.Якубова на Совещании ОБСЕ в Варшаве
09:54  И.Шевченко > В Кыргызстане наметился дипломатический кризис
09:47  М.Кошоев > Киргизские тайны. Зять Акаева А.Тойгонбаев развернул информационную войну?
09:35  Узбекским процессам не хватает... Вышинского, - диалог экспертов на "РС"
09:09  Ф.Исхаков > Зачем сдавать в макулатуру учебники? Узбекистан: официальные оценки и реалии
09:01  "Суфия можно определить по мягкости характера", - рассказывает мюрид тариката Кадири из Кыргызстана
08:54  ЗАО "Оранжевая революция". "Мутим воду, ловим рыбу. По предварительному сговору. Дорого"
08:50  Д.Петров > Китай приватизирует Восточное полушарие
08:32  "Лукойл" купил казахстанскую нефтекомпанию "Нельсон" на $1 млрд. дешевле стоимости?
08:24  А.Гурьев > Курдские повстанцы из РПК-НКК возобновляют войну с правительством Турции
08:21  "DW" > Сборщики оптимизма. В Узбекистане в самом разгаре хлопковая страда
08:16  В.Третьяков > "Всемирная демократия" Абу-Грейба. США усиленно ищут схемы изменения мирового порядка
08:11  В.Колесников > Ягодки "цветочных" революций: Эксперимент "садоводов" зашел в тупик, виноваты подопытные?
07:05  Н.Назарбаев начал визит в Грузию с Батумского порта. Хочет купить?
07:02  И.Торбаков > Внешняя политика США придерживается тактики... Коминтерна: дружить и пакостить, одновременно
02:54  "Мне тренироваться в кайф!" - Алина Кабаева вернулась в большой спорт
01:52  А.Сарбонов > Читая узбекские СМИ. "Подвиги" Г. Каримовой вызывают слезы умиления...
00:58  С.Абдылдаев > Черная кошка... Киргизской революции
00:43  Непрозрачность узбекского законодательства порождает коррупцию, - доклад С.Туляганова на Совещании ОБСЕ
00:39  Россию "не затрагивает и не волнует" эмбарго ЕС на поставки оружия Узбекистану
00:28  Выброс. Китайские нефтяники безнаказанно травят жителей Актюбинска
00:02  Кадры И.Каримова. Государственный преступник - майор Искандар Давлатов
Воскресенье, 02.10.2005
20:59  Теща православного мистера Карр. На свадьбу дочери Юлия Тимошенко расплела косу
19:36  Президент Ирана не давал интервью, в котором грозил остановить экспорт нефти (опровержение)
18:31  В Караганде освящен первый в ЦентрАзии католический кафедральный собор
15:01  Сурхандарьинская Агробиржа пробивает торговую дорогу в Афганистан
14:08  Как фабриковались дела на андижанцев. Расследование ИГНПУ. Часть 2-я
13:32  "Правда Востока" > "У меня тоже было оружие, но я не мог его использовать" (рассказывают суду пострадавшие)
11:23  Обновился управляющий совет МАГАТЭ. "Запад" уступает позиции?
10:43  "Лукойл" купил за $2 млрд. 100% акций казахстанской нефтяной компании Nelson Resources Limited
10:28  Таджикистан заказал Украине 9-ть генераторов для Нурекской ГЭС
10:19  П.Синовец > Иранский кризис: повлечет ли новая резолюция МАГАТЭ за собой эскалацию конфликта?
09:15  Адекватный ответ. Иран угрожает прекратить экспорт нефти Западу, если от него не отстанут с "ядерным досье"
08:03  Она его за муки полюбила... Жена расстреляла "оранжевого" депутата Грузинского Парламента Чахвадзе
06:37  Х.Худойберди > Всем, Всем, Всем! Отправьте это письмо премьер-министру Малайзии, куда едет с визитом И.Каримов
02:40  Б.Сейдахметова > Андижанское дело №... Халифат не пройдет!
01:11  "Мы с Бакиевым - два полюса в одной стране", - московская пресс-конференция Ф.Кулова (текст)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
"Суфия можно определить по мягкости характера", - рассказывает мюрид тариката Кадири из Кыргызстана
09:01 03.10.2005

Путь дервиша
Курманбек уулу Кадыр более 10 лет прожил за пределами Кыргызстана, постигая знания в различных исламских университетах. Он проучился год в Пакистане, 6 лет в Иордании и два года в Испании. Постоянно пребывая в духовном поиске, он нашел наконец своего наставника - суфийского шейха.
-Каким образом вы приобщились к суфизму и что можете сказать о вашем наставнике–мастере?
- К суфизму я пришел не очень давно - лет пять назад, обучаясь в Иорданском национальном университете на факультете шариата.
У меня был доктор Абдул–Джалил, очень известный ученый и толкователь Корана. Он большой шейх суфийского тариката - духовной школы Кадири и шейх целого направления Шазули внутри тариката. Сейчас братство Кадири представлено во всех регионах мира, по численности своих приверженцев данный тарикат является одним из самых распространенных в мусульманском мире.

Здесь, в Центральной Азии, есть последователи суфийского братства Накшбандий, но я лично пока не встречался с ними.
- Как произошел процесс посвящения в мюриды - ученики?
- Без тариката суфием не станешь. Муршид - суфийский наставник - должен направлять мюрида. Он видит его проблемы и слабые стороны, ведет по пути, который сам прошел.
Сначала я начал знакомиться с учением теоретически, по толкованию Корана, Хадисов, через жития знаменитых имамов. Мы ходили на лекции, знакомились с основными направлениями ортодоксального ислама. На занятиях все садились вокруг шейха, читали молитвы.
После этого я приобщился к участию в "зикрe" - это особый обряд поклонения и повторения имен Бога. Он может быть очень продолжительным, по нескольку часов.
Затем мой наставник Абдул– Джалил давал конкретные упражнения с использованием дыхательной техники.
Зикр можно совершать по ритму сердца, распевая вслух или про себя "Аллах... Аллах... Аллах...", ритмично раскачивая головой. Таким образом вы поклоняетесь не только душой, но и телом, под биение сердца вы входите в состояние единения с Божественным. Суфии также выполняют упражнения "муракаба" - созерцание, бдение, концентрация помыслов - это как бы особая медитация. Есть также "мухасебе" - самоанализ.
Самая главная и постоянная практика суфия - это "махабба" - проявление любви и доброты по отношению к Божьему творению.
- Вы поддерживаете контакты со своим шейхом сейчас, когда находитесь вдали от него?
- Я переписываюсь с шейхом Абдул–Джалилом по Интернету постоянно. Иногда бывает связь во сне. Учитель достигает такой сильной концентрации через Аллаха, что может передавать свои мысли ученикам!
- Чем вас еще привлек суфизм?
- Главное, суфизм нельзя отделять от ислама, рассматривать его как отдельное философско– мистическое учение. Суфий - прежде всего мусульманин, твердо исполняющий предписания шариата.
Вся теория суфизма основана на любви через Бога, на познании самого себя, борьбе с самим собой, любви к ближнему, независимо от расы, национальности и религиозной принадлежности.
Суфия можно определить по мягкости характера, нежному отношению к женщинам и детям. Все связи строятся на доверии и взаимопонимании. В суфизме меня привлекает практика духовного очищения человека. Это лекарство для души и сердца.
Мир любви очищает вас от мирских болезней, как духовных, так и телесных, дает смысл, надежду и мудрость. Кстати, многие европейцы сейчас приходят в ислам именно через суфизм. Он является одним из мостиков в диалоге цивилизаций.
- Насколько серьезно суфизм может противостоять радикальному исламу?
- Не совсем правильно ставить вопрос, называя ислам "радикальным" или "нерадикальным". Ислам есть ислам. Обычно за спинами крайних течений стоят силы, которые не имеют отношения к исламу.
Можно сказать, что суфизм сегодня реально противостоит таким фундаментальным течениям, как ваххабизм и политизированная партия "Хизб ут–Тахрир", фактически являясь единственной сдерживающей силой.
Сегодня у нас, в Центральной Азии и Кыргызстане, одной из противостоящих религиозному фанатизму групп является "Дават таблир" ("Исламский призыв"), которая пришла к нам из пакистанского города Райвана. Ее местные приверженцы, может быть, отпугивают своей мусульманской одеждой, у них несколько консервативные методы работы, но, несмотря на это, никто не может так противостоять ваххабизму, как "Дават таблир" - их основателями были суфийские шейхи ордена Накшбандий из Индии.
Это мирное течение, которое проповедует любовь, а не политизированный ислам, они могут оказать помощь, чтобы оживить исламскую ойкумену и добиться духовного возрождения.
- А что же наше официальное духовенство, не может справиться с этими задачами?
- Оно, как мне кажется, все еще продолжает линию "казенного" ислама. А параллельно идут совсем другие процессы в духовной сфере, и преобладает так называемый "народный ислам".
Откровенно говоря, у нас мусульманская община живет сама по себе, поскольку нет духовных авторитетов–наставников, признанных шейхов. Это создает благоприятную почву для таких организаций, как "Хизб ут–Тахрир", имеющих большую поддержку. А члены муфтията не предлагают альтернативы. У хизбутовцев есть программа - утопия о создании халифата, есть идеологический потенциал, грамотность и активность сторонников. А простым народом это востребовано.

> Нам нужно проповедовать современный, модернизированный ислам, построенный на классических основах, не противоречащий законам шариата.
Да и нашему государству нужно серьезно помогать духовному возрождению, как, например, в России. Сегодня нужна поддержка на государственном уровне духовного потенциала, заложенного в мягком, толерантном, мирном исламе, в том числе и суфийской направленности.

***

Танцуй, пока молодой...
Вот сладкие струны,
играй песню, мой друг,
чтобы мы хлопали и пели,
теряя свои головы в танце.
Хафиз.

Пожалуй, никакая другая сторона суфизма не вызывала такие споры и одновременно не была столь популярной, как музыка и танец.
Своим признанием суфизм обязан этим искусствам, которые значительно ближе нашей массовой культуре, чем молитва и метафизика.
Пакистанский певец Нусрат Фатех Али Хан, обученный ритуалу "каввали" ордена Чишти, делал записи по всему миру и сотрудничал с американскими музыкантами при создании музыкального сопровождения к кинофильмам. Как следует воспринимать подобные современные явления с точки зрения той роли, какую играли музыка и танец в старой суфийской традиции?
В XII веке Аль–Газали в своем трактате о суфизме написал, как надо правильно вслушиваться в музыку и как впадать в транс.

Обычно в суфийских текстах утверждалось, что музыка никогда не была позволительна всем, и тем самым признавалось, что к музыке нужно подходить с позиции исламского закона, ее, подобно всему прочему, следует оценивать по нравственному звучанию.

Другим образцом суфийской музыки, который пленил жителей Запада, была музыка маулавитов для ритуала "сама", из–за которого их окрестили "вертящимися дервишами". Теперь эта некогда закрытая практика вынесена на эстрадные подмостки.

Дервиши появляются в белых продолговатых колпаках из войлока, имеющих среднеазиатское происхождение, и с черными накидками; они сбрасываются во время танца, и суфии предстают в белых одеяниях. Такая смена одежд символизирует смерть и воскрешение. При вращении дервиш держит правую руку обращенной к небу, а левую - к земле. Движения поначалу медленные и величавые, с постепенным ускорением в такт музыке, но они никогда не становятся бесконтрольными. И как итог - состояние экстаза.

Бермет МАЛИКОВА
29 сентября 2005 года. №186

Источник - Вечерний Бишкек
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1128315660


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх