Д.Хелмер > Борьба за ТаджАЗ: российские алюминиевые боссы попали в челюсти правосудия 00:06 06.10.2005
Голова Олега Дерипаски, владельца компании "Русский Алюминий" (Русал), ведущего российского производителя алюминия, оказалась твердо зажатой в челюстях судебных органов Англии по обвинению в мошенничестве, вымогательстве, взяточничестве и преступном сговоре в центрально азиатской республике Таджикистан.
Это дело противостоит иску Таджикского Алюминиевого Завода, предъявленному против компаний, контролируемых или ассоциированных с бывшим поставщиком и инвестором завода, Авазом Назаровым, и рассматривается в Высоком Суде Великобритании. Судебное разбирательство началось в мае. В конце июля завершились слушания аргументации сторон, и ожидается, что вскоре Судья Уильям Блэкберн вынесет первое постановление.
Это второе судебное дело в крупном западном суде, в котором Дерипаска, держатель контрольного пакета акций Русала, и его главный исполнительный директор Александр Булыгин, предстали перед судом, рассматривающим то, как были получены их алюминиевые заводы, и как действуют тщательно разработанные международные торговые схемы, по которым большая часть прибыли Русала оседает за рубежом, вне России. В первом международном судебном разбирательстве, в котором рассматривалось дело о захвате Российского Новокузнецкого Алюминиевого Завода, был проигран спор о юрисдикции в суде федерального округа Нью-Йорк. Однако, ранее в этом году, Русал выплатил истцам, бывшим владельцам завода в Новокузнецке, более 65 миллионов долларов США для того, чтобы уладить вопрос с их требованиями компенсации.
На этот раз группа Дерипаски добровольно согласились на юрисдикцию Великобритании, и как следствие, Дерипаска, у которого имеется дом в Лондоне, теперь является ответчиком по встречному иску Назарова. Суду еще предстоит заслушать показания, а свидетелей ждет перекрестный допрос. Однако те свидетельские показания, которые уже были предоставлены Высокому Суду, показывают, что это дело раскрыло данные, которые до сих пор были секретными, а также наиболее подробные данные из всех, которые когда-либо раскрывались, касательно того, каким образом Группа Русал осуществляет так называемые толлинговые операции по бокситам, глинозему и алюминию через бесчисленные компании за рубежом, контролируемые Русалом. При этом, в России в целях снижения налогового бремени компания Русал заявляет, что юридически она не связана с этими компаниями.
Данные, полученные в ходе судебного процесса, также показывают представителям российских органов государственной власти подробности того, каким образом Дерипаска захватил завод в Таджикистане. Эти данные вряд ли соответствуют объяснениям Дерипаска, если судить по опубликованной расшифровке стенограммы встречи Дерипаски с Президентом Владимиром Путиным, которая состоялась 25 августа 2005 года. Путин спросил у Дерипаски, как обстоят дела с его конкурентами в Таджикистане. "Мы предложили лучшие условия", - ответил Дерипаска Путину,- "На сегодняшний день, насколько я понимаю, Таджикское Правительство определило свою позицию. Оно решило работать с нами". Согласно доказательствам, полученным в Лондоне, Дерипаска и Русал незаконно склоняли Президента Таджикистана, Эмомали Рахмонова и других официальных лиц, включая ближайших родственников Президента, участвовать в схеме по перенаправлению прибылей ТадАЗа в оффшорные зоны.
ТадАЗ – наиболее важное промышленное предприятие Таджикистана и ведущий экспортер страны, в настоящее время производит 360 тыс. тонн алюминия в год. По текущим ценам на мировом рынке это количество оценивается примерно в 670 миллионов долларов. Вклад ТадАЗа составляет примерно одну пятую внутреннего валового продукта страны, 60 % от экспортных доходов и большую часть налогов, поступающих в бюджет Таджикистана.
Распад Советского Союза и разразившаяся вслед за этим гражданская война в Таджикистане существенным образом ограничили способность завода функционировать: перекрыв и поставки глинозема, необходимого для непрерывного производства, и привлечения оборотного капитала и кредитов для трейда, а также и возможности перевозки по системе железных дорог, от которых внутриконтинентальная республика зависела в советские времена. К середине 1990-х годов, уровень производства на ТадАЗе снизился с плановой отметки в 517 тыс. тонн в год до менее чем 200 тыс. тонн. В связи с тем, что расходы на поставку и производство превышали доходы от продажи, ТадАЗ терпел убытки в размере около 40 миллионов долларов США в год.
Начиная с 1996 года, когда Назаров начал производить крупномасштабные поставки глинозема на завод, и финансировать отгрузку алюминия в порты России и Эстонии, объемы производства на заводе постоянно повышались. А с 2000 года финансовые отчеты ТадАЗа уже показывают не убыточность, а прибыль, благодаря чему Норвежская алюминиевая компания Гидро Алюминиум согласилась стать крупнейшим покупателем металла. В иске в Лондонском Высоком Суде, который ТадАЗ предъявил в мае, заявляется, что группа компаний Назарова подкупила руководство завода, чтобы оно закрывало глаза на то, что ТадАЗу назначаются завышенные цены на глинозем, в результате чего завод недополучил прибылей на сумму около 220 миллионов долларов США.
Во встречном иске группа компаний Назарова заявляет, что в декабре прошлого года Дерипаска, Булыгин и компании, контролируемые Русалом, захватили контроль над ТадАЗом, нарушив договор, который они ранее подписали с Назаровым, мошенническим образом лишив его и его компании более чем 200 миллионов долларов США. Поставка алюминия по контракту с компанией Гидро была оборвана. Доверенные лица Русала были водворены на руководящие посты на заводе и в торговой цепочке, и была начата работа по новому толлинговому соглашению, заключенному с подставной компанией, зарегистрированной на Британских Вирджинских Островах, и контролируемой Русалом. В своем судебном иске группа Назарова предъявляет обвинения в нарушении контракта, мошенничестве и незаконном сговоре, в котором участвовали компании Дерипаска. В апреле этого года государственные органы Таджикистана опубликовали заявление, обвиняя группу компаний Назарова в подготовке государственного переворота в стране и в тайном использовании денежных средств, получаемых от торговых операций с алюминием для финансирования Махмадрузи Искандарова, основного политического противника Президента Рахмонова. В апреле в Москве Искандаров был схвачен неизвестными людьми и заключен в тюрьму в Душанбе. Открытые данные Высокого Суда показывают, что прения сторон на слушании перед Судьей Блэкберном начались 21 июля и продолжались в течение недели. Несмотря на заявления ТадАЗа о том, что Русал не участвует в процессе, его юристы признали, что "Русал предоставляет нам ежедневные инструкции". Судья отреагировал на это следующим образом: "судя по всему она [компания Русал] участвует во всем этом также как и Ансол [компания Назарова]". Судья приводит это замечание после изучения письменных показаний,- "Русал стоит за все этим, и это тот самый горшок, который над котлом смеется (пословица, аналогичная которой в русском языке звучит так: чья бы корова мычала, а твоя бы молчала. Прим. Перев.)".
Документы суда также показывают, что Русал выплатил компании PriceWaterhouseCoopers (PwC) по крайней мере полмиллиона фунтов стерлингов за подготовку финансового отчета. В ответ на доводы о надежности оценок компании PriceWaterhouseCoopers, судья сказал юристам обеих сторон: "я не имею ни малейшего понятия, в чем разница между бухгалтерской отчетностью завода и аудиторскими отчетами". Судья Блэкберн подверг сомнению требования ТадАЗа и отметил, что проаудированные отчеты существенно сократили сумму требования, и добавили сотни миллионов долларов США к прибыли ТадАЗа". "Мне трудно понять",- сказал Судья Блэкберн в суде, - "почему то, насколько прибыльным является ТадАЗ, относится к тому, было или нет совершено мошенничество. В былые времена национализированная промышленность, которая с одной стороны работала с использованием огромных средств налогоплательщиков, но никто не мог предположить, что эти действия были мошенническими".
В то же время, когда компания PwC действовала как независимый аудитор ТадАЗа, Суду стало известно, что эта компания была также аудитором Русала в Москве. "Суд может воспринять решение о выборе аудиторов, которые аудировали подозреваемых в совершении мошеннических действий, в качестве судебных экспертов ТадАЗа, как необоснованное", - сказал адвокат, защищающий группу Назарова. "Трудно понять, г-н Судья, как… они могут действовать в качестве независимых аудиторов в данном деле".
Расшифровка стенограммы прений сторон в Суде показывает, что в 2003 году Дерипаска и Булыгин договорились с Назаровым осуществлять операции по поставке глинозема и торговле алюминием для ТадАЗа через совместное предприятия под названием Хамер. Компания должна была равным образом принадлежать Русалу, через компанию Эллерей, зарегистрированную на Британских Вирджинских островах, и группе Назарова. Однако в декабре 2004 года, согласно встречному иску группа Назарова была вытеснена из операций с ТадАЗом. В течение нескольких дней контракты на металл ТадАЗа, как видно из судебных документов, были переведены на компанию CDH, зарегистрированную на Британских Вирджинских Островах. Данная компания, как отмечалось в Суде, принадлежит таджикскому банку под названием Ориенбанк, и получает помощь от компании Русал. Группа Назарова заявляет, что CDH полностью контролируется Русалом.
Несмотря на то, что ТадАЗ выдвигает обвинения в мошенничестве против группы Назарова, в показаниях приводится высказывание Дерипаски о том, что он лично заявил Таджикскому Президенту, что рентабельность ТадАЗа – это заслуга работы Русала на протяжении этого периода. Затем Дерипаска пообещал Рахмонову существенно повысить объем производства и рентабельность завода. Однако это зависит, как было сказано суду, от фальсификации прошлой финансовой картины, создания вновь возникших многомиллионных долгов ТадАЗа перед компаниями Русала, и от схемы приватизации ТадАЗа од контролем Русала в будущем. "Важно то",- сказал суду адвокат группы Назарова, что Дерипаска "состоит в сговоре с Президентом [Таджикистана] и различными другими сторонами для того, чтобы вытеснить Ансол [компанию Назарова], для того, чтобы захватить ТадАЗ. Мы считаем, что долгосрочной целью является увеличение долгов ТадАЗа для того, чтобы в итоге, во время приватизации г-н Дерипаска смог приобрести завод по бросовой цене. Несомненно, что все задолженности будут перед ним, и следовательно, на торгах будет не так много других участников, что и понятно в такой ситуации. Ему это уже удавалось в других случаях".
По-видимому, Судья Блэкберн отверг доводы ТадАЗа о том, что Русал непричастен к делу. "Довод о том, что причастность или непричастность Русала не относится к существованию мошенничества [в котором ТадАЗ обвиняет группу Назарова] просто не может быть правильным". Затем судья спросил адвоката ТадАЗа: "Почему же тогда Русал, если это так, а я думаю, что это так, финансирует участие в судебном процессе?" Адвокат ТадАЗа ответил: "Затем, что, очевидно, Русал считает, что это в его интересах, и в связи с его стратегическими задачами, а также предполагаемым альянсом с Правительством Таджикистана с целью содействия…" Затем Судья с удивлением заметил, что, если было совершено мошенничество в отношении цен на поставки глинозема, в чем ТадАЗ обвиняет группу Назарова, "на деле выходит, что она [компания Русал] несет за это такую же ответственность, как и Ансол…". Судья Блэкберн подчеркнул вопрос о том, "кто в действительности стоит за этим судебным разбирательством?". Если это Русал, заметил судья Блэкберн, то он не cможет аргументированно оспаривать юрисдикцию Суда в отношении Русала. Представитель группы Назарова заявил Mineweb, что он не может прокомментировать те подробности дела, которые не были отражены в стенограммы Суда.
Комментарий Судьи Блэкберн по иску ТадАЗа и встречный иск Назарова говорят о том, что во второй раз в Высоком Суде в Лондоне были выдвинуты серьезные обвинения против группы Русал. В первый раз в процессе Текрон Ресорсез Лтд против Гвинея Инвестментс Ко Лтд., Судья Джек вынес решение против ответчика компании Гвинея Инвестментс Ко Лтд., находящейся в собственности Русала и обязал Русал выплатить компании Текрон 3,5 миллиона долларов по иску о возмещении судебных расходов. В своем решении Судья Джек заявил, что компания Русал использовала Текрон для того, чтобы обеспечить свое положение в области добычи бокситов в Гвинее, а затем пыталась "достигнуть позиции, в которой представительский договор (с Текроном) мог бы быть расторгнут на основании, или надуманном основании, неисполнения договора". Судья добавил, что показания представителей Русала в суде были "чепухой, которая бросает тень сомнения и на остальное". Относительно показаний в Суде касательно связи Главного исполнительного директора Булыгина с представителями правительственных органов Гвинеи, Судья Джек постановил: "Очевидно, что находясь под угрозой начала судебного процесса в Лондоне, Русал сделал все возможное для того, чтобы очернить как Текрон, так и их руководителей в Гвинее". Решение было вынесено в ноябре 2003 года, а апелляция Русала было отвергнуто в следующем году.
5 мая 2004 года, когда апелляционный суд США одобрил решение суда первой инстанции об отсутствии юрисдикции суда США по искам Новокузнецка, Главный исполнительный директор Булыгин, со-акционер и близкий друг Дерипаски публично заявил: "Каждое новое решение демонстрирует, что у иска никогда не было достаточных оснований, чтобы начинать судопроизводство. Совершенно ясно, что истцы думали, что создаваю негативную рекламу и увеличивая наши судебные издерки, они могли заставить нас заплатить им за то, чтобы нас оставили в покое. Мы отказались платить выкуп". Майкл Бурроуз, его главный адвокат, пошел еще дальше в нападках на Михаила Живило, бывшего владельца Новокузнецка, говоря о "фальшивых исках, замаскированных сенсационными заявлениями и притянутыми за уши рассказами об интригах. Истцы возбудили дело без оснований или доказательств".
Платеж осуществленный в этом году Дерипаской в адрес Живило дает достаточно основании, чтобы думать иначе. Это был третий крупный платеж за последние двенадцать месяцев, осуществленный Дерипаской и Русалом истцам, которые обращались в суд по всему миру, обвиняя его компании в нарушениях контрактов или выдвигали более серьезные обвинения.
В прошлом году арбитражный трибунал г. Цюриха и швейцарский высокий суд обязали Русал выплатить 100 миллионов долларов США по иску, трейдинговой компании Алдеко, контролируемой врагом Дерипаски в России Анатолием Быковым, бывшей главой Красноярского алюминиевого завода. Этой весной иск более чем на 300 миллионов долларов США, поданный первоначальным оффшорным партнером Дерипаски компании Trans World Group, Лондон, принадлежащей Давиду Рубену, был мирно урегулирован после представления в суд начальных документов.
Русал отказывается отвечать на вопрос о мирном урегулировании исков с группами Живило или Рубена, гвинейского дела или дела ТадАЗа. Пресс-секретарь Русала отметила, что согласно письменному приказу, вынесенному представителеми Русала Евгенией Харрисон, исполнительным лицам компании запрещается разговаривать с корреспондентами Mineweb, а в случае нарушения приказа они будут наказаны. Харрисон более не работает в Русале.
Согласно источникам в промышленности, другой иск более чем на 2 миллиарда долларов от Михаила Черного, первоначального российского патрона Дерипаски, находится в процессе рассмотрения, для чего, как публично заявил Черной, он продолжает оставаться акционером Русала. Согласно информации от Русала, доля Черного, который в настоящее время живет в Израиле, была выкуплена несколько лет назад.
> Против Русала поданы иски о компенсации и возмещении убытков со стороны группы Назарова в целом более чем на 200 миллионов долларов США. Эта цифра могла бы существенно увеличиться, если Высокий Суд примет решение о взыскании убытков и неустоек. Если иски не будут отклонены судами или конфиденциально мирно урегулированы, то они будут большим минусом для кредиторов Русала, держателей облигаций или инвесторов, и, следовательно, крупнейшее препятствие для плана Дерипаски о размещении акций Русала на Лондоской Фондовой Бирже.
Опять, как и в случае с иском Новокузнецка в США, потенциальный ущерб нового судебного разбирательства по таджикскому делу, носит, скорее, не финансовый характер. Существует угроза свести на нет усилия Дерипаски по положительному представления себя в Лондоне, перевернув новый лист в его деловой тактики. Если дело Назарова будет убедительным для Судьи Блэкберна в том, что Дерипаска упорствует и его тактика ведения бизнеса не меняется, то это бросит тень на усилия Дерипаски убедить иностранные правительства в обратном. Это является жизненно важным для него на Украине, где Дерипаска зависит от поставок глинозема с Николаевского завода, приватизация которого, проведенная в его пользу в 2000 году, уже пересматривается правительством в Киеве.
В Гвинее и в других местах западной Африки разгорается конкуренция за бокситы и глинозем с компаниями Алкоа, Алкан, канадской фирмой Global Alumina, китайскими компаниями и другими. Маловероятно, что это соперничество разрешится баталиями Дерипаски в европейских судах или в московском Кремле. Но если он намерен закрепиться в Африке, не говоря уже о расширении из Гвинеи в Нигерию и Конго, Дерипаска не может позволить себе проиграть таджикское дело в Лондоне.
Джон Хелмер
3 октября 2005 года
Передал - Дододжон Атовуллоев" [dodoa@mail.ru
|