Правда о банде "Черная кошка". Вайнеры не соврали, одна из "малин" была в Ташкенте (воспоминания) 12:33 07.10.2005
Эра "Черной кошки" Оказывается, таинственная и неуловимая банда "Черная кошка", показанная в культовой картине "Место встречи изменить нельзя" по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия", действительно существовала! Более того, она работала по всему Советскому Союзу, в том числе совершила несколько кровавых налетов в Семипалатинске. В задержании членов этой жестокой группировки участвовал и казахстанец Григорий Белинский.
Сейчас он и сам поражается, как тогда разрешили выпустить фильм на экраны, ведь информация о банде хранилась в строжайшей тайне.
В эксклюзивном интервью нашему корреспонденту Григорий Белинский рассказал о том, как действовала банда в Казахстане.
- Раскрыть свою тогдашнюю должность я не могу, - начал он беседу, закуривая сигарету. - Но я мог работать как с гражданскими, так и с военными лицами. На службу в областное УВД пришел в 1944 году. Война еще не закончилась, а меня вернули домой, в Семипалатинскую область. Во всем виновата контузия и серьезная травма позвоночника и таза. Я был защитником Ленинграда, во время взрывной волны я был сильно ранен. Тогда в госпитале сказали, что жить осталось всего два года. Но мне уже 82, и я себя прекрасно чувствую. В УВД проработал всего пару лет, в госпитале мне дали заключение, что к воинской службе не годен, в военное время - только частично.
- Григорий Харитонович, слабо верится, что банда "Черная кошка" действительно существовала, мы всегда считали, что это всего лишь вымысел братьев Вайнеров?
- Это не миф. Наших соотечественников, попавших в концлагеря, немцы вербовали и готовили для специальной работы в Советском Союзе. Их обеспечивали фальшивыми документами, новыми именами и фамилиями. Как правило, они были офицерами, ходили в военной форме и имели хорошую репутацию. У них была четкая цель - совершение диверсий. Эти люди собирали необходимые данные и отправляли в Германию. Те в свою очередь обеспечивали их фальшивыми деньгами. Однако в какой-то момент некоторых из бывших военнопленных такая ситуация перестала устраивать, появились недовольные. Тогда же они расформировались и превратились в банду "Черная кошка". У них было три опорных пункта в Одессе, Москве и Ташкенте. Они совершали жестокие налеты на квартиры, выносили все и не оставляли ни одного свидетеля. Убивали всех - и женщин, и даже грудных детей. А когда уходили, на стене угольком рисовали силуэт черной кошки. За это их прозвали бандой "Черная кошка":
- Есть ли еще какие-то подробности об этой банде? Например, сколько человек входило в эту группировку и сколько убитых на их совести?
- Мне это не известно. Мы вместе с коллегами задержали одиннадцать человек. Но с ними никто из нас не разговаривал, их сразу отправили в Москву, там МУР проводил допросы и прочую работу. Дело в том, что банда действовала по всему Союзу. Она постоянно перемещалась из города в город, никто не знал, в чью дверь бандиты ворвутся сегодня. Страшнее всего то, что они были "военными". Чтобы их поймать, необходимо было внедрить своих людей в банду, дабы знать, когда и где будет очередной налет.
- Как же вам удалось на них выйти?
- В Семипалатинске бандой было совершено два налета. В обоих случаях убиты целые семьи. Знаете, они ведь были неплохо вооружены. > "Убийства совершали самыми различными способами. Бывало, вырезали людей, бывало, вешали: Но в живых никого и никогда не оставляли. У них были свои наводчики, как правило, женщины. Времена были тяжелые, цены высокие, и чтобы подработать, они соглашались ходить по квартирам, предлагая молоко или мясо на продажу, сами же высматривали те дома, где имелись какие-то ценности. Во время одной из операций по задержанию этой банды были убиты два наших оперативника. Их застрелили прямо у дверей ограбленной квартиры. У одного из них осталось двое детей, его сын, по-моему, сейчас преподает где-то в Шымкенте. Оба наших задержания проводились в аэропорту. Искать нужно было только там, ведь члены банды все время совершали перелеты по разным городам. Тогда да и сейчас всех пассажиров самолета регистрировали, чтобы в случае катастрофы иметь данные. Это сыграло нам на руку.
- Неужели простая регистрация пассажиров помогла задержать членов такой мощной банды?
- Нет, конечно. У нас была очень серьезная сеть осведомителей. Благодаря этим людям удалось поймать многих шпионов, диверсантов. Этими людьми чаще всего были работники отдела кадров, люди развитые. И к 1947 году шпионаж, диверсии и бандитизм были полностью ликвидированы.
В фильме "Место встречи изменить нельзя" прозвучал известный афоризм Конфуция: "Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет:". В той мешанине 1945-1946 годов, в которой находился Советский Союз, имеющий много трофейного оружия, найти организованную преступную группировку было действительно очень сложно.
Потому что Горбатый в гениальном исполнении Джигарханяна не кто иной, как резидент немецкой разведки - абвера!
Веролина КИНТОП
№189 (15847) от 7 октября 2005
|