Н.Ракымбай уулу > Путешествие по указке, или Киргизию опять "усыновили" 09:07 11.10.2005
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УКАЗКЕ, или ДОРОГА БЕЗ ЦЕЛИ
Наблюдение за событиями последних месяцев подталкивают к выводу, что в стране напрочь отсутствует конкуренция программ и принципов. Нет поиска идеалов и ценностей. Есть только борьба личностей и интересов. Причем это ощущение постоянно усиливается. А нации нужна идея.
Когда в начале весны общество стало свидетелем быстро прогрессирующего конфликта власти и оппозиции, симпатии большинства населения оказались на стороне последней. И вина бывшего руководства в этом неоспорима. Потому что проблемы сегодняшнего Кыргызстана не ограничиваются спадом в экономике, катастрофическим сокращением производства, коррупцией в государственных органах и господством трайбализма в политике. Все это лишь симптомы болезни. Всего страшней ее первопричина и главный исток – распад массового и индивидуального сознания. Ужас в том, что в обществе почти не осталось бесспорных истин и ценностей. А без них жизнь общества превращается в беспросветное механическое существование. В котором случаются пиры, но не бывает праздников. В котором один день отличается от другого только количеством хлеба и зрелищ, а стабильность равна безысходности.
Но люди не смирились с жизнью без надежды. Поэтому 24 марта стало возможным. Поэтому никто не защищал власть, потерявшую уважение народа. Поэтому люди поддержали тех, кто обещал перемен. Их призывам поверили, ведь человек всегда хочет верить. Если не во что-то, то хотя бы кому-то. Люди верили и ждали. Некоторые ждут до сих пор.
Народ Кыргызстана надеялся на коренные изменения в системе государственного управления, а не на смещение нескольких политических руководителей. Похоже, что кое-кто этого так и не понял.
* * *
Демократические страны опять нам помогают. Но их рецепты не для наших болезней. Они пытаются оздоравливать наше общество через распространение интерактивных методов общения и обучения. Эффект такой же, как от лечения перелома антигриппином.
Это подходит западным обществам, но отнюдь не нашему. Запад давно перешел на следующий этап развития, где главным становится совершенствование менеджмента, управления. Их проблема – это проблема повышения эффективности, сокращения затрат, оптимизации процессов. Потому что у них есть главное – цель развития, заключенная в ценностях общественного сознания. Они уже определились, к чему и зачем идут. В людях есть убежденность, что это правильный путь развития. Они спорят о частных моментах, о деталях, но в отношении стратегического направления есть согласие и единство взглядов.
Это похоже на команду корабля. Все ее члены точно знают, куда надо плыть. У них есть работающий механизм, машина, движущаяся во вполне определенном направлении. Поэтому единственное, что от них требуется, – периодически ремонтировать эту машину, чтобы скорей достигнуть своей цели. Среди них есть разногласия, но они незначительны. Одна часть команды (например, республиканская партия) считает, что необходимо срочно заменить паруса, другая часть (демократическая партия) убеждена, что сперва следует отремонтировать корпус судна. Но чья бы точка зрения ни победила, общий курс корабля будет сохранен. Поэтому с большим или меньшим успехом, но к своей цели они неуклонно приближаются.
* * *
В этом главное отличие между ними и нами. На нашем корабле одни призывают плыть на север, другие на юг, третьи на запад, четвертые предлагают вообще никуда не плыть, а пятые намерены само судно поделить на части. Вот и получается, что наш курс зависит только от того, кто сегодня капитан. И, разумеется, от его настроения. Утреннего, дневного и вечернего. Вот подумал он за обедом, что хорошо бы продвинуться на восток, и тут же команда: "Поворачивай!". А ближе к ночи новая мысль: "Слишком восточно идем, надо бы западней, пожалуй". И вновь распоряжение: "Меняем курс, крути штурвал!".
Для корабля, не имеющего курса, не бывает попутного ветра. Мы только кружимся на месте, шарахаясь из стороны в сторону. До тех пор, пока мы не определимся с общим направлением, с целью и задачами развития, надеяться на прорыв не приходится. А ведь нужно совсем немного. Просто ответить: куда и зачем мы идем?
* * *
Ответа на главный вопрос развития до сих пор нет. А без него не ответить и на все остальные. Несмотря на то, что многочисленные международные организации продолжают "решать" нашу проблему, обучая население, политиков и управленцев различным методикам, тактикам и стратегиям. За пятнадцать лет независимости в стране прошли тысячи семинаров и тренингов, но мы так и не научились строить общество по принципам разума и порядка.
Иначе и быть не может. Потому что никакие методы и приемы не помогут, если у общества нет цели. Этого не понимают инструкторы. А если и поймут, то все равно не смогут помочь. Методика управления не может заменить национальную идеологию. Все предлагаемое ими есть только частности, и они бесполезны, пока нет целого.
Что же касается либеральной идеологии, которая пропагандируется их волонтерами, то не стоит переоценивать ее возможности. Разве могут объединить народ Кыргызстана рафинированные доктрины, завезенные в страну западными миссионерами? Их идеология никогда не станет для нас тем, чем является для них. Да, она тоже имеет корни в истории и тоже освящена деяниями великих личностей. Только не наших, а американских или европейских. Потому и зажигает она сердца американцев или французов. Но не наши сердца.
Ведь идеология - это теоретически осмысленный и изложенный на доступном для восприятия языке вывод из исторического пути нации. Идеологию надо выстрадать, вырастить из взлетов и падений нашего народа. И основываться она должна на исторической правде (которая порою очень горька), а не на легковесных "исторических" сенсациях. Идеология Кыргызстана должна стать сгустком смысла, вобравшим в себя духовные искания и прорывы лучших представителей всех поколений кыргызов.
Надо родиться и вырасти в этой стране, чтобы пережить ее драму. Чтобы понять, какая жажда мучит общество, чего ему так не хватает. Чтобы почти физически ощутить боль запутавшейся и потерявшей себя нации. Чтобы, осознав губительность бездуховного существования, впустить в очерствевшее сердце веру. Чтобы, поднявшись над унизительной нищетой духа, открыть в себе новые идеалы и ценности. Чтобы раз и навсегда понять: жизнь без мечты о будущем равносильна смерти.
* * *
Мы не должны заменять нашу идеологию идеологией международных организаций. Ведь это они заполняют своими доктринами пустоты в наших умах. Это они продвигают во всех странах и государствах свои уставные задачи и принципы. Причем очень часто вопреки интересам этих государств. Пусть эти организации пропагандируют и защищают интересы международного сообщества или тех стран, которые выступают от лица международного сообщества (а это почти всегда государства Западной Европы, Северной Америки и иже с ними). Но национальный интерес, как совокупность желательных и полезных для данного конкретного общества обстоятельств, каждое государство должно формировать самостоятельно. Мы же похожи на спортсмена, который спрашивает у своих соперников, какую стратегию ему избрать, чтобы их победить. Считать, что рецепт для Кыргызстана (Афганистана, Сомали, Ирака и т. д.) можно изобрести в Америке,- это либо величайшее заблуждение, либо грандиозный обман.
Наверное, отсюда и происходит противоречивость и отрывочность нашей официальной идеологии. Такой может быть и всегда бывает массовая психология. Она состоит из обрывков мыслей, распространенных стереотипов и шаблонов, из слухов и домыслов, из заблуждений и догадок. Но ведь "логос" – это знание, учение, а значит, идеология обязана быть научной. Нет, не заумной, напротив. Научность идеологии в ее обоснованности и последовательности, в ясности и логичности. Идеология должна вдохновлять и побуждать к действию, затрагивать сердца и умы людей, открывать горизонты и дарить надежду. Она должна стать основой национального единства нации.
Единство нации заключается в том, что миллионы людей, образующих общество, солидарны в своем видении цели и задач развития. Нужны ценности, которые мог бы разделять весь многоликий народ Кыргызстана. Пора выработать достойную национальную идеологию и пропагандировать ее, доводя до каждого – от школьника до министра.
Весь мир идет по этому пути. Суверенитет государства не только в охране границ и силе оружия. Он в преданности граждан своей стране и ее символам. Патриотами не рождаются. Патриотов воспитывают годами. Их выращивают, тщательно возделывая в сердцах и умах любовь к Родине. Их учат переживать и чувствовать свою страну, ее народ помнить ее историю и знать ее культуру.
Чтобы вырастить патриота, надо уметь затронуть струны взрослеющей души. Научить его гордиться своей отчизной. Объяснить, что о Родине поют песни. За нее отдают жизнь. О ее будущем мечтают. О ее павших героях скорбят. Ее гимн знают наизусть. Ее флаг целуют как святыню.
Нам как воздух нужна такая идеология и такая пропаганда. Иначе мы потеряем государство. Потомки нам этого не простят.
* * *
А еще > нам нужен духовный лидер. Человек, для которого потеря чести хуже разорения и смерти. Человек, который снова научит нас гордиться. Потому что докажет нам, что не все и не все продаются. Что мы тоже умеем беззаветно любить, ничего не требуя взамен. Что сила в правде. И тогда мы посмотрим на него и узнаем в нем свои черты. И мы снова научимся гордиться. Своим народом, который нас учили презирать. Своей Родиной, которую мы почти согласились покинуть. Своим единством, которое все-таки есть.
Он научит нас стыдиться. Потому что, увидев его достоинство, нам станет стыдно за то, во что мы превратили самих себя. Стыдно за холуев, которые готовы называть Манасом любого, в чьих руках окажется верховная власть и государственная казна. За то, что мы целое поколение превратили в неизлечимых эгоистов.
Его слова и дела заставят нас волноваться. Именно волноваться, а не возбуждаться и неистовствовать. От такого волнения не беснуются на площадях, не громят магазины, не жгут автомобили. От него не бывает похмелья. Это глубокое движение души, это момент прояснения мыслей и чувств. Это осознание ответственности за судьбы отчизны. Это возвращение к собственным истокам и обращение к будущему нации.
Он уже среди нас. В каждом. В каждом, кто, задумываясь о судьбах страны и нации, тревожится за будущее Кыргызстана. В каждом, кто не отождествляет счастье с сытостью. В каждом, кто все еще испытывает душевный протест при виде просящих милостыню детей. В каждом, кто останавливает шаг при виде смены почетного караула у государственного флага Кыргызской Республики на площади Алатоо.
Он живет в наших сердцах. Его голос все требовательней. Однажды он не даст нам промолчать. И когда он окончательно нас разбудит, время политических карликов закончится. В этот день мы услышим, как бьется сердце нации, отдаваясь в груди каждого. Этот день обязательно настанет. Потому что кыргызский народ есть. Даже если кто-то в это не верит.
Н. Ракымбай уулу 6 октября 2005 г. | № 37
|