А.Матвеев > С уходом российских пограничников влияние России на Душанбе ослабло 08:59 17.10.2005
США, ИРАН И КИТАЙ СТАНОВЯТСЯ ГЛАВНЫМИ КОНКУРЕНТАМИ РФ В БОРЬБЕ ЗА ТАДЖИКИСТАН
На прошлой неделе в России побывал президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Это уже второй его визит в нашу страну в нынешнем году. Как известно, в начале апреля Эмомали Рахмонов и Владимир Путин встречались в Сочи, где обговорили широкий круг проблем, связанных с дальнейшим экономическим, военным и пограничным сотрудничеством. В том числе были обсуждены вопросы, очень важные не только для обеих стран, но и для всего мирового сообщества, связанные с обеспечением безопасности на таджикско-афганской границе и пресечением через нее наркотрафика. Тогда президент России заверил таджикского коллегу, что, передавая охрану границы соседям, российские пограничники "не бросают свои участки", будут продолжать обучать таджикских пограничников. Что потеряла и что выиграла Россия от такого шага? На этот вопрос ответ можно получить только в контексте развития общей стратегической ситуации вокруг Таджикистана.
Между министрами обороны России и Таджикистана Сергеем Ивановым и Шерали Хайруллаевым установились тесные партнерские отношения. Фото Леонида ЯКУТИНА
В первый день осени таджикско-афганская граница окончательно перешла под охрану Комитета по охране государственной границы (КОГГ) при президенте РТ. При этом официально Погрануправление ФСБ РФ в Таджикистане должно быть преобразовано в оперативную пограничную группу ФСБ с 1 января 2006 г. Наши офицеры оказывают и будут оказывать помощь таджикским пограничникам в организации охраны границы с Афганистаном на уровне советников, также они примут участие в подготовке таджикских пограничных кадров и будут выполнять аналитические и информационные функции.
УШЛИ И НАЧАЛИ ...КРИТИКОВАТЬ
Факты свидетельствуют о том, что, несмотря на заверения таджикского руководства о контроле границы с Афганистаном, после ухода оттуда российских пограничников наркотрафик за последние месяцы через республику увеличился многократно. Об этом недавно объявил не кто иной, как начальник департамента межведомственной и информационной деятельности Федеральной службы РФ по наркоконтролю (ФСКН) генерал-лейтенант Александр Михайлов. "Идет кратное увеличение, в десятки раз, - утверждает генерал. - Уход российских пограничников с таджикско-афганской границы привел к обвальному поступлению на (российский) внутренний рынок больших партий героина". По информации начальника департамента ФСКН, только в течение минувшего месяца спецслужбы пресекли несколько попыток контрабанды в РФ партий афганского героина весом более 100 кг.
Свою обеспокоенность ростом наркопреступности в стране выражает и кремлевское руководство. Так, на июльской встрече с высшими офицерами Владимир Путин говорил об устойчивом росте наркотрафика из Центральной Азии в Россию и другие страны. Президент поставил задачу по созданию эффективных и устойчивых антинаркотических "поясов безопасности", причем не только по границе Российской Федерации, но и на рубежах СНГ. Глава государства заявил, что знает о предпринятом правоохранительными органами и спецслужбами "ряде решительных мер" по ликвидации наркогруппировок, нейтрализации экономических основ наркобизнеса, выявлению маршрутов наркотрафика. Однако, по мнению Владимира Путина, необходима серьезная активизация работы по этим направлениям.
Об озабоченности ситуацией высказался и министр обороны России Сергей Иванов, находясь недавно в Берлине на встрече с коллегами из стран Североатлантического альянса. Он подчеркнул, что борьба с наркоугрозой, исходящей из Афганистана, требует взаимодействия на внеблоковой основе, "включая страны НАТО и страны-участницы ОДКБ".
ГДЕ ОБЕЩАННАЯ ПОМОЩЬ ИЗ МОСКВЫ?
По данным ОНН, площадь земли, занятой под культивацию опиумного мака в Афганистане, в среднем возросла с 1,8% в 2003 г. до 2,9 в 2004-м. Несмотря на все усилия мирового сообщества и правительства Афганистана, существенного влияния на масштабы производства наркотиков опиумной группы оказать пока не удалось. Доля этой страны в мировом производстве опия составила в 2004 г. 87%. Доход афганской семьи от выращивания опиумного мака в 12 раз превышает доход от выращивания пшеницы с 1 гектара (несмотря на значительное снижение цен в среднем по стране). Опийный мак в Афганистане выращивают 356 тыс. семей - 2,3 млн. человек (это 13% сельского населения).
В Таджикистане также проявляют "озабоченность" ростом опийной контрабанды из соседнего государства, однако ее здесь не драматизируют. Скажем, председатель Комитета по охране госграницы Саидамир Зухуров заявил на днях, что ситуация с контрабандой наркотиков на таджикско-афганской границе остается сложной, но и не претерпела особых изменений. Тем не менее, директор Агентства по контролю за наркотиками (АКН) при президенте Таджикистана Рустам Назаров открыто укорил российскую сторону в том, что обещанная для охраны границы с Афганистаном военная помощь от РФ так и не поступила (подробнее читайте об этом в материале на этой же странице). "До сих пор российская сторона не передала ни одной боевой единицы", - отметил шеф АКН. "Российская сторона, например, обещала нам передать два вертолета, но их у нас до сих пор нет, - грустно заметил Рустам Назаров. - Без этого охранять границу невозможно".
Судя по всему, не хватает не только техники, но и специалистов-советников. Руководство КОГГ даже обратилось в Федеральную службу безопасности РФ с ходатайством об увеличении штатов российских военных советников для учебного центра таджикских пограничников. По словам первого зампреда Комитета Нуралишо Назарова, "в учебном центре организованы курсы подготовки старшин для пограничных застав и также курсы переподготовки младшего офицерского состава, а квалифицированных специалистов не хватает. В связи с этим КОГГ обратился с просьбой о выделении дополнительных штатов российских преподавателей".
Заметим при этом, что российские обязательства по военной помощи прописаны на уровне глав погранслужб в минувшем году в специальном протоколе. Военную помощь Душанбе обещал во время сочинской встречи с Эмомали Рахмоновым и Владимир Путин. Но, как видим, ее пока нет. Зато обращает на себя внимание то обстоятельство, что таджикская сторона получает сейчас значительную поддержку от США и других стран, которые поставляют Таджикистану пограничное оборудование, средства разведки, проводят обучение специалистов и т.п. Скажем, соглашение о предоставлении финансовой помощи в размере 9 млн. долларов Комитету по охране госграницы подписали на днях в Душанбе посол США Ричард Хоугленд и министр иностранных дел Таджикистана Талбак Назаров. Сообщается, что эти средства будут направлены на совершенствование инфраструктуры погранзастав, приобретение транспортных средств и т.п. А всего, начиная с декабря 2004 г., Вашингтон предоставил помощь силовым структурам Таджикистана в размере 16 млн. долларов.
> Не отстают от американцев и китайцы. Совсем недавно в качестве безвозмездной помощи правительство КНР выделило Минобороны РТ миллион долларов. По данным таджикского военного ведомства, Пекин с 2000 по 2005 г. помог Вооруженным Силам РТ на сумму более чем 10 млн. долларов. В настоящее время в военных учебных заведениях КНР проходят годичную стажировку 20 таджикских офицеров. А во время недавнего визита министра обороны Китая Цао Ганчуаня в Душанбе было объявлено, что КНР увеличит военно-техническую помощь Таджикистану, при этом особое внимание будет уделено подготовке национальных офицерских кадров.
Не оставляет Душанбе без поддержки и Тегеран. Так, весной этого года в ходе визита в Иран министра обороны РТ Шерали Хайруллаева был подписан меморандум о сотрудничестве в оборонной сфере между двумя государствами. Такое сближение, видимо, не случайно. Как известно, Иран является первым претендентом на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества, участником которой является и Таджикистан.
Таким образом, у России появляются серьезные конкуренты, стремящиеся влиять на ситуацию в Таджикистане. Хотя понятно, что главный конкурент здесь - США. И американцы этого не скрывают.
АМЕРИКЕ НУЖНА НОВАЯ БАЗА
В политических кругах Таджикистана появилась информация о возможности размещения войск США в этой стране. Подоплека вроде бы понятна: обострилась обстановка на таджикско-афганской границе, а в придачу ликвидируется авиабаза Пентагона в узбекском Ханабаде. То есть уходить американским военным придется, но куда-то недалеко от Афганистана. Самый ближайший адрес - Таджикистан. Такую информацию еще 16 сентября передало агентство Reuters, ссылаясь на одного из высокопоставленных членов Народно-демократической партии РТ, к которой принадлежит и президент Эмомали Рахмонов.
Затем, конечно, последовали опровержения. Сначала первый заместитель председателя Народно-демократической партии Давлатали Давлатов опроверг эту информацию. Затем и посол США в Душанбе Ричард Хоугленд заверил, что Соединенные Штаты пока не планируют размещать свою военную базу и военный контингент на территории Таджикистана. Казалось бы, инцидент исчерпан. Но наблюдателей озадачивает тот факт, что в последнее время заметно участились визиты высокопоставленных американских политиков и военных в Душанбе. В конце июля сюда прилетал руководитель Пентагона Дональд Рамсфелд. Через месяц новый гость - глава Центрального командования США Джон Абизайд, который также, как и его вашингтонский начальник, встречался с Эмомали Рахмоновым. А 19 сентября в РТ появились представители Министерства обороны США, которые обсудили со своими партнерами "вопросы дальнейшего военного и военно-технического сотрудничества". Таким образом, альтернативы таджикско-американскому сотрудничеству нет. Но насколько это будет затрагивать интересы России? Вопрос, как теперь говорят, интересный.
Как бы ни старались Соединенные Штаты укрепить свое влияние в РТ, Москва по-прежнему останется одним из главных партнеров Душанбе. И не только в военной сфере, но и в экономике. У РФ подписаны договоры о строительстве в республике гидроэлектростанций и нового алюминиевого завода. Только реализация этих двух проектов увеличит валовой внутренний продукт страны в два раза. На территории Таджикистана дислоцируется 4-я военная база РФ, оптико-электронный узел "Нурек", остались советники-пограничники. Но стало ясно и другое: с переходом охраны границы от российских пограничников к таджикским влияние Москвы в регионе несколько ослабло. Поэтому во время последнего визита Эмомали Рахмонова в РФ Владимир Путин, как стало известно "ВПК", убеждал президента РТ не поддаваться на уговоры американцев. Есть данные, что руководитель Таджикистана обещал не открывать базы Пентагона. Таким образом, у Москвы еще остались рычаги влияния на Душанбе.
Алексей МАТВЕЕВ №38 12 - 18 октября 2005 года
|