ВВС > Русские переходят в ислам: Коран понятнее? 07:13 19.10.2005
Русские переходят в ислам
В конце сентября глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин выступил со специальным заявлением, в котором он отверг обвинения в том, что исламская община активно пытается обратить в свою веру православных россиян.
"Мусульманское духовенство не ведет никакой политики по вовлеченнию в исламскую общину представителей других вероисповеданий. Мы стараемся охватить только тех, кто убежденно приходит сам", - заявил он.
В то же время аналитики утверждают, что за последние 15 лет в различных городах России уже несколько тысяч этнических русских приняли ислам. Почему так происходит, попытался выяснить ташкентский корреспондент Би-би-си Валерий Панкрашин , который недавно побывал в Москве и посетил Соборную мечеть.
Я родился и прожил всю жизнь в Ташкенте. И ни разу не встретил русского мусульманина.
Я слышал, что в Узбекистане есть такие люди - но их буквально единицы. А вот в России, как оказалось, таких новообращенных мусульман уже несколько тысяч.
И вот я в Москве - рядом с Соборной мечетью. Вместе с так называемыми этническими мусульманами, здесь можно встретить и русских, и украинцев, и армян.
По словам представителей Совета муфтиев России, точного количества русских мусульман в стране пока никто не знает. Даже цифры по одной Москве называют разные - от 3 до 20 тысяч. Но меня лично заинтересовало не количество, а причины, мотивы, которые привели крещеных православных к принятию новой веры. Владимир семь лет назад взял другое имя - Абдували.
"Когда я был в христианстве, я понимал, что слишком много там запутанно, противоречиво, - объясняет он свое решение. - И никто ничего толком не может разъяснить. А в исламе все сразу четко и обоснованно - все сомнения по вопросам жизни, бытия сразу раскрываются".
Вдохновенный перевод
По словам пресс-секретаря Совета муфтиев России Радика Амирова, очень много среди русских мусульман молодых людей, которые приняли ислам по окончании институтов: "Это люди, которые осознанно пришли в ислам, которые, может быть, не афишируют свою новую религию, потому что это внутреннее состояние человека. Какой-то явной пропаганды нет - на углу, конечно, никто не кричит, что он принял ислам".
В приобщении русских людей к новой религии немаловажную роль сыграла и литература, посвященная исламу. В 90-х годах в России ее появилось очень много - так считает московский ученый, востоковед Валерия Порохова. Сама она тоже внесла определенный вклад в приобщение россиян к исламу. Она стала автором нового перевода Корана и научных комментариев к этому священному писанию: "Вы не представляете себе воздействие Коран на человека, когда он правильно переведен, когда все передано с чувством!"
И вот теперь, многие русские, прочитав Коран в переводе Валерии Пороховой, приходят в мечети, расположенные в городах России. Кстати, в московской Соборной мечети я услышал проповедь сразу на двух языках - на татарском и русском.
Уже после посещения мечети, я пообщался с православными москвичами. И вот что они думают о русских мусульманах: "Вы знаете, я не могу осуждать. Это право выбора каждого человека. У меня, например, сноха была мусульманкой", - говорит 58-летняя Тамара Алексеевна.
47-летняя Наталья с ней не согласна: "Я считаю, что это неправильно. Я - крещенная и останусь навсегда христианкой".
Служители Русской православной церкви по-разному реагируют на эту проблему. Некоторые считают, что мусульманские общины ведут миссионерскую работу среди этнических русских.
Ломка границ
Другие православные священники полагают, что эту тему искусственно раздувают, и что, на самом деле, реально практикующих русских мусульман не так уж и много. Так, в частности, думает и отец Олег, священник одной из московских православных церквей: "Конечно, православная церковь всегда должна чувствовать свою вину, когда мы видим, что кто-то согрешает или уходит из Церкви, или приходит, но не находит там то, что ему нужно. В этом, несомнено, есть вина Церкви. Хотя, надо заметить и то, что сейчас многие этнические мусульмане, наоборот, принимают христианство. И таких людей, по крайней мере, не меньше, чем русских мусульман".
Известный российский философ Григорий Померанц считает, что статистика едва ли способна отразить суть процесса. По его мнению, сейчас сломаны все границы между традиционными культурами.
"Все великие религии живут в одном мире. И все время происходит индивидуальный выбор. То, что одного притягивает, другого отталкивает", - таково мнение профессора Померанца.
>Похоже, настает эпоха, когда никого уже не удивишь русским мусульманином или православным узбеком.
15 октября 2005
|