Я.Амелина > Стройки всемирного халифата, или Уроки Нальчика 00:38 20.10.2005
События в Нальчике привлекли повышенное внимание как к проблеме усиления на Северном Кавказе фундаменталистских настроений, так и к прогнозам дальнейшего развития ситуации на Большом Кавказе. И то, и другое должно стать постоянной головной болью федеральных и местных властей. Столицу Кабардино-Балкарии атаковали боевики "Кавказского фронта" - структурного подразделения так называемых Вооруженных сил Чеченской Респубики Ичкерия, одним из ударных подразделений которого является кабардино-балкарский джамаат "Ярмук". Зимой большинство его амиров было уничтожено в ходе спецопераций, однако джамаат возродился, как гидра.
Спекуляции сторонников "моджахедов" на тему "причинами налета стали русская оккупация и преследование мусульман" призваны лишь затемнить истинные пружины случившегося. Бандитские вылазки не прекратятся, даже если Россия действительно уйдет с Северного Кавказа, к чему подталкивают ее некоторые чрезмерно боязливые "аналитики" внутри и заинтересованные "доброжелатели" снаружи. При этом катастрофическом, но, к счастью, пока сугубо теоретическом сценарии вдоль южных границ России, отодвигающихся на сотни километров вглубь, будет создано агрессивное и не имеющее внутренних источников существования исламистское государство. Последствия такого развития ситуации очевидны, и их панически боятся все здравые силы Закавказья. В Москве этот ужас еще не осознали, не пережили, не прочувствовали.
Пора понять, что действия довольно существенной части молодых кавказцев продиктованы религиозным, а не социально-экономическим или политическим выбором. В заявлении "пресс-центра джамаата "Ярмук" ясно говорится, что причинами нападения на Нальчик были вовсе не плохое экономическое положение и безработица в Кабардино-Балкарии ("быть моджахедом сегодня - это не работа, а обязанность каждого дееспособного мусульманина"), неправильная политика России на Кавказе ("какая может быть политика у оккупантов на оккупированной территории, кроме истребления и порабощения местного населения и грабежа") или борьба местных кланов за власть. "Мусульмане Кабарды и Балкарии воюют с российскими оккупантами и местными мунафиками ради установления Закона Аллаха, защищая свою Религию, Честь и родную Землю", - пафосно разъясняют члены джамаата.
"Джихад, милостью Аллаха, расширяется и переходит на более высокий уровень самосознания и самопожертвования, когда все больше приходят те, кто стремится умереть на пути Аллаха сильнее, чем наши враги хотят жить", - пишет на сайте чеченских сепаратистов "Кавказ-центр" Шамиль Басаев, известный также как "военный Амир Абдаллах Шамиль Абу-Идрис". По его собственным словам, Басаев осуществлял "общее оперативное управление" бандитским налетом. Несмотря на большие потери среди боевиков (заниженные их лидером примерно в два раза), Басаев считает итоги "масштабной штурмовой операции" вполне успешными, поскольку "наши погибшие оказались в Раю, а их погибшие - в Аду".
У российской власти нет приема против этого лома, кроме, разумеется, другого лома. Если цель бандитов - установление халифата, то жесткое силовое и идеологическое противодействие распространению ваххабизма становится не только оправданной, но и чуть ни не единственно возможной контрмерой российского государства. Все остальные - борьба с коррупцией, беззаконием и безработицей, улучшение социально-экономического положения значительной части населения Северного Кавказа - являются только дополнительными мерами. Сколько бы ни демонстрировали по телевизору захваченного в плен боевика, признающегося, что он пошел на преступление за две тысячи долларов, очевидно, что деньги здесь - не главное. Халифат за доллары не строят.
Отрадно, что высказывания бывших и нынешних духовных и светских властей республики свидетельствуют о понимании проблемы. Бывший муфтий Кабардино-Балкарии, исполнительный директор Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев убежден: "Сегодня вынашивается план и по Карачаево-Черкесской республике, по Адыгее, и если меры не будут приняты, то на очереди будут эти республики". По мнению Пшихачева, необходимо законодательно запретить ваххабизм, а борьбу с этой экстремистской идеологией вести при помощи тщательно разработанной системы просвещения, укрепить экономическую базу, наладить эффективную работу правоохранительных органов.
Правоохранители и власти республики должны были с самого начала разъяснить, чем отличается ваххабизм от традиционного ислама, уверен и президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. "Некоторый перегиб действительно был совершен правоохранительными органами, - сказал он "Коммерсанту". - Я считаю, то, что закрывают мечети, - неправильно, нельзя закрывать мечети и сгонять людей в одно место". Проблему распространения радикального ислама "надо идеологически выигрывать", считает Каноков.
По-видимому, постепенное осознание проблемы российскими властями кого-то решительно не устраивает. Как и годовщина трагедии Беслана, события в Нальчике вызвали шквал откровенно антироссийских публикаций в западной прессе. "Очевидно, насильственное умиротворение Кремлем кавказской республики Чечня не более чем пиррова победа: боевики, действующие из подполья, переключаются теперь на соседние республики, полностью лишенные внимания Москвы, - пишет немецкий журнал Spiegel. - Сильное государство, пропагандируемое президентом Владимиром Путиным, снова оказалось плохо подготовленным к вторжению заклятого врага Басаева". Боевики-ваххабиты называются в материале "мусульманскими партизанами".
"Жесткие действия Кремля провоцируют распространение экстремизма", - гласит заголовок статьи Алана Каллисона, опубликованной в американской The Wall Street Journal. "России следует пересмотреть свою политику на Кавказе, - советует автор. - Убийство десятков милиционеров и представителей городских властей Нальчика заставит Москву более глубоко задуматься над тем, как она утверждает свой контроль над мусульманскими республиками".
Не остают от старших товарищей и молодые "оранжевые демократии". "Чеченская война - всего лишь часть большого кавказского конфликта, - пугает Виталий Портников, рассказывая в киевском "Зеркале недели" о "Кавказских метастазах". - И даже в случае завершения войны в Чечне - путем ли достижения компромисса с теми, кто не хочет сложить оружие, или же путем их уничтожения - развития процессов дальнейшей дестабилизации Кавказа это уже не остановит". Регион, по мнению обозревателя, живет в феодальной эпохе XVIII века, и центр не борется с этим явлением, а поддерживает его.
Характерно, что представители западных и "оранжевых" масс-медиа не утруждают себя ни изучением причин роста фундаменталистских настроений среди населения Северного Кавказа, ни предложением конкретных путей избавления от этой опасности, ограничиваясь хлесткими обвинениями в адрес федеральных и местных властей. "Путин, вместо того чтобы возглавить разработку стратегии по борьбе с этими явлениями (коррумпированностью и бюрократией), позволяет им и дальше расти и шириться, и причиной терроризма на Северном Кавказе объявляет "внешнее зло", якобы пытающееся ослабить Россию и считающее ее "угрозой, которую необходимо уничтожить", - недоумевает редактор журнала московского центра Карнеги Pro et Contra Маша Липман в материале "Расползание путинской войны", опубликованном The Washington Post.
Однако недоумение это по меньшей мере странно. Оно выдает или неинформированность (во что трудно поверить, учитывая место работы автора), или нежелание взглянуть в глаза реальности. А она такова, что практически все религиозные деятели региона говорят о влиянии извне как об одной из основных причин роста интереса молодежи к чистому исламу.
С первой половины 1990-х северокавказским ваххабитским структурам оказывалась серьезная материальная и моральная поддержка, прежде всего со стороны Саудовской Аравии, находящейся под американским влиянием. Не осталась в стороне и Турция. Граждане этого государства (как выяснялось впоследствии, эмиссары пантюркистской и панисламистской секты "Нурджулар", глава которой Фатуллах Гюлен также связан с ваххабитами Саудовской Аравии, и родственной ей структуры "Сулейманджи") открывали в национальных республиках Северного Кавказа образовательные учреждения, в которых обрабатывали молодежь в духе своей идеологии.
Правда, после того как разыгрывавшие "исламскую карту" на российской территории сами столкнулись с этим явлением, пережив теракт 11 сентября 2001 года, объемы помощи фундаменталистам существенно снизились. Сыграло свою роль и усиление активности российских правоохранительных органов, добившихся закрытия ряда турецких колледжей и "образовательных" центров. Однако говорить о полном прекращении "влияния извне" - по меньшей мере преждевременно.
"Атака ваххабитов на Нальчик знаменует расширение зоны дестабилизации на Северном Кавказе и лишний раз доказывает, что происходящее в регионе не столько имеет местные корни, сколько является следствием целенаправленной политики двух мировых центров силы: международного исламского экстремизма и наших "заклятых" западных "друзей", - считает член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Владимир Горюнов.
Пока российское руководство не осознает спасительности жестких решений и необходимости коренного изменения отношений с "партнерами" (как на Западе, так и на Востоке), ситуация на Северном Кавказе не изменится. Пересмотреть свою жизненную философию следует и большинству россиян. Обществу, находящемуся в состоянии войны, недопустимо жить по законам мирного времени - это неизбежно приводит к поражению.
Яна Амелина, Москва 18.10.2005
|