С.Пахлавон > Узбекистан: Террор в практике И. Каримова. Часть 1-я 00:51 20.10.2005
"…Суд должен не устранять террор,…а обосновать и узаконить его принципиально, ясно". (В.И. Ленин. ПСС, т. 45,с.190).
Став полновластным хозяином Узбекистана в 1989 году, Ислам Каримов начал свое правление с готовности "вправлять мозги сотне смутьянов", а заканчивает расстрелом сотен мирных демонстрантов. Поэтому можно сказать, что он сделал систематическое устрашение общества путем насилия и убийств основой своего правления.
За истекшие годы новоиспеченному властелину, как видно, особенно после трагедии Андижана и судебного процесса над первой партией "террористов", удалось добиться отнюдь не трусливой покорности и тем более любви народа. Скорее всего, в ближайшее время он заслуженно ощутит на себе сполна всплеск этой самой его "любви". Наверное, это обстоятельство учитывается президентом, судя по тому, что, например, при нем имеются: отдельная национальная бригада защиты, именуемая "Щит" с численностью более тысячи военнослужащих; отдельный национальный отряд личной охраны с аналогичным количеством военнослужащих; отдельный национальный президентский спецназ также в количественном составе более тысяча человек. Ясно, что деспоту не отгородиться этими "Щитами", спецназами от святой ненависти и презрения народа. Вот и в Заявлении Комитета Национального Спасения Узбекистана от 17 октября 2005 года, в частности, говорится: "….народ долгие годы несет бремя зловещего режима Каримова. Этот тиран, используя свои пугала - "терроризм", "исламский экстремизм", "вахабизм" - систематически терроризирует население, уничтожая любого, кто выступает против его коррумпированной власти….Люди проклинают этого деспота за нищету, голод, стремительный рост цен на продукты питания, транспорт, электроэнергию, коммунальные услуги при ничтожной заработной плате и пенсии".
> Хотя никто и не собирается специально "бунтовать народ", но все же в условиях отсутствия легитимной светской оппозициии на фоне глубоко маргинального, традиционалисткого населения, существующая напряженная социально - политическая ситуация в стране чревата взрывом огромного масштаба. Здесь, несколько повторяясь, отметим: основным источником зреющих в обществе гроздьев гнева, является диктаторская сущность власти Каримова, которая превратилась, если называть вещи своими именами, в инструмент насилия угнетателя. Свидетельством тому факт широкого применения в Узбекистане пыток, терроризм "сверху" с целью устрашения населения и абсолютное игнорирование каких бы то ни было прав человека. Тем не менее, в обществе множится численность людей, открыто выражающих настроения социального недовольства. Среди них немало и таких, которые готовы умереть ради свободы и утверждения в стране справедливости.
В данной связи будет достаточно привести следующие примеры проявлений террора и терроризма в практике И. Каримова, которые сначала носили эпизодический характер, затем начинают обозначаться как устойчиво повторяющаяся тенденция, а к настоящему времени приобрели государственные масштабы в ответ на непокорность "снизу", попытки свободного выражения гражданами своих политических, религиозных и иных убеждений.
В 1990 году в Ташкенте жестоко избит журналист Абдурашид Шариф за независимость своих суждений в публикациях, правозащитную деятельность и контакты с народным движением "Бирлик". В тот же год в городе Намангане на площади Чорсу совершено нападение на Абдулазиза Махмудова, кинодраматурга, члена Президиума Центрального Совета "Бирлика", сопровождаемое избиением в присутствии высоких должностных лиц из Кабинета министров, Верховного Совета республики. Его вина состояла в том, что он проводил съемки на кинокамеру событий, когда милиция стреляла в безоружную толпу демонстрантов. Тогда же в Ташкенте были избиты с применением железных прутьев бирликовцы Миралим Адылов и Шухрат Исматуллаев. Первый являлся адвокатом, второй - доцентом кафедры математики Ташкентского Государственного университета, сопредседателем вышеназванного народного движения. В марте 1990 года в районе Паркента Ташкентской области спровоцированы властями волнения среди населения и затем подвергнуты расстрелу (число погибших по официальным данным составило около 2-х десятков человек). В 1991 году сожжен дом Анвара Усманова, журналиста, активиста движения "Бирлик". В 1992 году совершено покушение на жизнь Абдурахима Пулатова, сопредседателя того же самого народного движения. В результате чего А. Пулатов получил черепно -мозговые повреждения и очутился в клинике головной хирургии. В 90-е годы были убиты председатель Кашкадарьинского правления Общества прав человека (ОПЧУ), бывший депутат Верховного Совета Республики Узбекистан Шоврук Рузимурадов, журналист Александр Гребенюк, схвачены и исчезли в "черной дыре" подвалов СНБ ряд авторитетных религиозных деятелей, богословов. В январе 1992 года подавлено студенческое волнение в Вузгородке г. Ташкента, повлекшие человеческие жертвы со стороны учащейся молодежи. Словом, силовые структуры услышали позыв И. Каримова к насилию. Так в 2001 г. убит писатель Эмин Усман. В том же году была предпринята попытка совершить убийство лидера оппозиционной демократической партии "Эрк" Мухаммада Салиха, за голову которого И. Каримов намерен был заплатить 2 млн. америк. долларов. (выплачено в качестве задатка 300 тыс.). Впрочем эта история требует специального рассмотрения, ибо в ней как в зеркале отразилось неприглядное до безобразия, отталкивающее лицо власти.
Надо признать, что справедливо в свое время писал ташкентский социолог Мусаев Бахадыр в одной из своих статей: "Именно с лета 1992 года (после речи И. Каримова на сессии Верховного Совета Узбекистана 2 июля) во внутренней политике властей утвердилось неписаное "право" силовых структур вправлять мозги всем реальным и потенциальным возмутителям спокойствия, сажать, пытать за попытки малейших признаков желания и проявления свободы убеждений. И еще одна новация. От имени народа глава государства призвал прекратить всевозможные политические игры. С того самого момента фактически в стране стали апробировать политику насилия. По сей день день, в условиях угасания легитимности режима власти, названная политика находит широкое применение". (см. Мусаев Бахадыр. Фарс -убийца государственности и политического режима. часть 6. www.centrasia.ru 31. 10.2004г.).
Возвращаясь к фактам насилия, подчеркнем: уже Паркент и Вузгородок Ташкента были более чем рядовыми сигналами начала в Узбекистане эпохи террора и терроризма "сверху". Как говорится, "процесс пошел". В нарушении, провозглашенной Конституцией 1992 года принципа, что Узбекистан - демократическая республика, Каримов установил в стране репрессивный режим, где законы были только на бумаге, т.е. не выполнялись. Естественно это обстоятельство повлекло за собой распространение в массовом сознании ориентаций на правовой нигилизм и насилие. В обществе возродился с лихвой и укоренился прежний большой страх. С каждым днем в течении всего периода 90-х по 2005гг. шла по восходящей волна жестокого насилия, сопровождаемая элементарным враньем необходимым власти для оправдания, творимого ею зла. Примечательно, что сам глава государства , скажу без преувеличения, был и является образцом для своего окружения в том, чтобы лицемерно дезинформировать или грубо обманывать общественность, широко использовать и прямой подлог, и фальсификацию, и сокрытие, и откровенно наглую ложь. Думается, именно благодаря наличию у И. Каримова столь разносторонних дарований и гнусного коварства, стали возможными чудовищный расстрел в Андижане и дальнейший фарс судебного процесса над обвиняемыми.
Саид Пахлавон. Ташкент.
Продолжение следует. 18 октября 2005г. Ташкент.
|