Соотечественники в обмен на нейтралитет. Российский МИД договаривается с Туркменбаши 10:11 21.10.2005
Российский МИД не нашел нарушений прав русскоязычного населения в Туркмении
> "Ни один русский в Туркмении никогда не обижался, не ущемлялся и не выгонялся. Я эту критику не воспринимаю, поскольку нет доказательств", - заявил вчера президент республики Сапармурат Ниязов на переговорах с главой МИД РФ Сергеем Лавровым в Ашхабаде. Вместо того чтобы привести доказательства – объяснить, почему за последние 15 лет из Туркмении уехал каждый пятый русский, – российский чиновник заговорил о правах русскоязычного населения в странах Балтии. "Плата за молчание" Лаврова со стороны Ниязова была минимальна: учитывать интересы России в Центрально-Азиатском регионе при размещении на своей территории военных баз других государств.
В заверениях Сапармурата Ниязова о правах русскоязычного населения в Туркмении был один неоспоримый тезис: "Мы русских любим так же, как русские любят себя". Действительно, от защиты своих соотечественников в этой республике Россия фактически отказалась еще два года назад. Как уже сообщала "Газета", тогда Владимир Путин и Туркменбаши договорились не только о поставках туркменского газа в Россию, но и подписали протокол, прекращающий действие двойного гражданства между государствами. Российские правозащитники назвали эту сделку "газ в обмен на людей". Уже 10 дней спустя после заключения "пакетного соглашения" Ниязов издал указ, по которому лица, имеющие двойное гражданство, должны были покинуть Туркмению в течение двух месяцев. Тех, кто выбрал российское гражданство, туркменские власти буквально выбрасывали на улицу: дома конфисковывали, а забрать разрешалось лишь необходимые вещи. По туркменским законам "неграждане" лишены права иметь недвижимость.
По данным бывшего председателя Совета русских общин в Туркмении Анатолия Фомина, проживающего сейчас в России, за последние 15 лет из этой центрально-азиатской республики вынужден был уехать, как минимум, каждый пятый русский. Еще в 1994 году в русскоязычных школах с первого по третий класс стало вводиться обучение на туркменском – русский предлагалось учить во вторую смену. А с 1995 для наших соотечественников была закрыта дорога к высшему образованию – преподавание в вузах стало вестись исключительно на туркменском. Ашхабад официально запретил принимать русских на административные должности, но без работы остались и десятки тысяч врачей и учителей. А в 1998 году лидеры русскоязычной общины, встречавшиеся в Туркмении с тогдашним спикером Госдумы Геннадием Селезневым были подвергнуты политическим репрессиям. "Часть из них были арестованы и под пытками вынуждены были дать показания против своих соратников, - рассказывал корреспонденту "Газеты" Фомин. - Остальных, как и их родственников, уволили с работы".При этом помощь России безработным соотечественникам, по словам Фомина, в основном сводилась к предоставлению партии бесплатных учебников на русском языке.
Обо всем этом, Лавров вчера на переговорах с Ниязовым предпочел не вспоминать, вероятно, рассчитывая на ответные уступки со стороны Ашхабада. Тем не менее, дипломатичность российского чиновника не оправдалась. Не повторилась даже ситуация двухлетней давности, когда России удалось защитить если не права соотечественников, то свои газовые интересы – "Газпром" получил возможность продавать туркменское топливо на внешних рынках по фиксированной цене. Теперь же Ашхабад пытается пересмотреть это соглашение и требует повысить цену на свой газ.
Единственное, что Туркменбаши пообещал Лаврову в обмен на его молчание – учитывать интересы России в Центрально-Азиатском регионе. Впрочем, и это обещание, данное неделю спустя после встречи с госсекретарем США Кондолизой Райс, прозвучало довольно двусмысленно. "Если мы разместим на своей территории какие-то военные базы, то мы понимаем, что это вам не понравится. Поэтому мы будем учитывать интересы России", - заявил вчера Ниязов. Как уже сообщала "Газета", после решения Узбекистана о выводе американских баз со своей территории, США пытались найти для своих военных новый плацдарм в регионе. И хотя на прошлой неделе Райс заверила Путина, что размещать в регионе новые базы, кроме уже имеющейся в Киргизии, США не планируют, Москва, судя по всему, решила перестраховаться.
Где русским лучше - в России или в Прибалтике?
Константин Затулин, член фракции "ЕР", член комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками:
"Оба варианта - хуже! Но по-разному. В Латвии большинство русскоязычных стали негражданами. На них распространяется около 50 запретов на профессии. У них поражение в политических правах. Они не участвуют в выборах. В Туркмении такой проблемы, как выборы, вообще нет. Так как нет самих выборов. Здесь все граждане бесправные, независимо от национальности. Жаль, что Лавров не смог переубедить Туркмен-баши решать проблему русского населения. Впрочем, такого персонажа все равно ни в чем невозможно переубедить! Горбатого могила исправит!"
Андрей Савельев, депутат фракции "Родина", заместитель председателя комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками:
"В Туркмении - вообще тихий ужас что творится! В странах Балтии тоже есть эта проблема, но там хоть как-то нацменьшинствам можно бороться за свои права. А в Туркмении плохо всем нациям, кроме титульной. На развалинах советской республики образовалась просто средневековая сатрапия. Оттуда все, кто мог, уехали. Остались по преимуществу только нищие и старые люди. Проблема еще и в том, что беженцев в России не ждут. Их встречает враждебное чиновничество. И беженцы обнаруживают, что в России им еще хуже, чем в Туркмении. Там у них хотя бы была крыша над головой".
Даниил Кислов, директор Центрально-Азиатского информационного центра:
"То, что Лавров обошел молчанием вопиющее положение русских и русскоязычных в Туркмении, - не ошибка или недочет, а политика российской власти. В течение 10 лет она использует политику двойных стандартов по отношению к русским в государствах бывшего СССР. О нарушениях (которые, несомненно, есть) прав русскоязычных в странах Балтии говорится постоянно и с надрывом. А о том, каково живется русскоязычным в странах Центральной Азии, МИД предпочитает не говорить. В Узбекистане в последние 10 лет из учебников истории вымараны упоминания о Великой Отечественной войне, о том хорошем, что сделала Россия для народов Центральной Азии. А Россия одна из всего цивилизованного мира не усомнилась в официальной версии резни в Андижане. А в Туркмении существует настоящая дискриминация русских при приеме на работу. Но на встречах на высшем уровне об интересах россиян речи не идет - своих соотечественников российские власти, по сути дела, "продали за газ".
Павел Аптекарь, Людмила Романова Материал опубликован в "Газете" №200 от 21.10.2005г.
|