Ж.Джеенбеков (губернатор Джалалабадской области) > "Что я сделал для Кыргызстана?" (интервью) 13:12 24.10.2005
Джалалабадская область в последнее время стала эпицентром серьезных политических событий. Народный губернатор области Жусупжан ДЖЕЕНБЕКОВ был избран на высокий пост в тревожные мартовские дни.
От встреч с журналистами воздерживается, ссылаясь на сильную загруженность. И только совсем недавно дал согласие ответить на вопросы "Слова Кыргызстана".
- Жусупжан Амражанович, Джалалабад считают колыбелью мартовской революции. Что это для вас, как руководителя области, - предмет гордости, дополнительная ответственность или что-то другое?
- Наверное, и то, и другое. Я действительно горжусь тем, что, рискуя многим, нам удалось победить старый режим и установить в регионе, а затем и в стране народную власть. Нам при этом удалось сохранить порядок и стабильность в регионе, мы тогда смогли предупредить беспорядки и случаи мародерства, которые, к сожалению, имели место в столице. Теперь перед нами стоит не менее ответственная задача - показать, что Джалалабад и джалалабадцы умеют работать, способны отстоять революцию, власть народа. Об этом я объявил на нашей площади сразу после свержения власти Акаева. Это накладывает двойную ответственность на всех нас.
- Постреволюционный период показал, что у людей были достаточно завышенные ожидания от смены власти, многие требуют решить проблемы сегодня, прямо сейчас...
- Нам отпущено очень мало времени, чтобы поставить все точки над "i", вернуть государству и народу награбленное, поднять промышленность, сельское хозяйство и социальную сферу, уровень жизни. Но, как говорится, и Москва строилась не сразу. Решить проблемы, накопленные за пятнадцать лет, в считанные дни, как требуют некоторые, невозможно. Нужно время!
Я думаю, каждый из нас сегодня должен подойти к зеркалу, посмотреть себе в глаза и вместо вопроса "Что мне дало это государство?" спросить себя: "Что я сделал для Кыргызстана?". Только тогда мы сможем вытащить страну из этого трудного положения. Тем, кто требует немедленного процветания страны, я бы сказал так: дайте нам время и помогайте нам. Вот тогда мы превратим нашу родину в богатую и процветающую страну.
- И все-таки, когда джалалабадцы смогут почувствовать реальное улучшение своей жизни?
- Мы все почувствуем это тогда, когда общими усилиями, рука об руку поднимем экономику. Для этого делаем все, что зависит от нас. С первых дней смены власти в области мы дали полную свободу СМИ региона. Это должно обеспечить прозрачность работы власти на местах, что поможет нам держать руку на пульсе региона, успешно бороться с коррупцией. Когда журналисты пишут правду, я очень хорошо отношусь к этому. Борьба против коррупции ведется на всех уровнях, начиная со школ и заканчивая аппаратом областной администрации. Конечно, искоренить зло сразу и до конца невозможно, но мы боремся и будем бороться целенаправленно и не щадя никого.
- Люди часто упрекают новую власть в том, что она, дескать, продолжает работать с "акаевскими" кадрами...
- Я согласен. Но не забывайте, что > страна у нас небольшая и нужны годы, чтобы воспитать новые кадры. Прежде чем взяться за новые кадры, мы должны хорошо рассчитать - справятся ли они с работой. С другой стороны, есть такое понятие, как умение прощать. Ведь большинство специалистов и руководителей различных рангов, работавших при прежней власти, просто выполняли свою работу. Если они что-то делали не так, то делали это, выполняя приказы и распоряжения своих руководителей. Конечно, среди них были и такие, которые шли против народа ради своих интересов. С такими особо церемониться не станем, если они не могут перестроить свою работу и мышление. Как бы то ни было, разбрасываться кадрами сегодня мы не можем, не имеем права.
- Удалось ли вам определить приоритеты развития региона?
- Дестабилизирующих факторов, включая приграничные проблемы после андижанских событий, у нас хватало. Мы пережили кадровую лихорадку, когда различные кланы и деструктивные силы старались привести во власть своих людей, организовывали пикеты и другие акты протеста. Эти силы даже попытались отнять у нас власть и установить свою.
Что касается приоритетов, так это подъем промышленности за счет внешних инвестиций и внутренних резервов. Мы ставим вопрос о переносе статистической учетности наших промышленных гигантов: Токтогульского каскада, предприятий "Кристалл", "Макмалалтын" и других. Они должны платить налоги по месту своего расположения. Курманбек Салиевич сам когда-то руководил областью. Думаю, что он в этом вопросе поддержит нас. Другое приоритетное направление - сельское хозяйство. Мы намерены оказать существенную поддержку нашим хлопкоробам и табаководам, особенно по сбыту продукции. Также мною издано распоряжение о развитии племенных хозяйств в сфере животноводства.
Развитие туризма и спорта, воспитание молодого поколения, укрепление дружбы и согласия между этническими группами также всегда стоят и будут стоять в центре нашего внимания.
- Считаете ли правильным решение об упразднении областных структур к концу следующего года?
- Да. Я говорил о сокращении управленческого аппарата еще тогда, когда баллотировался в депутаты. Однако это требует большой подготовительной работы, разработки четкого механизма осуществления. Представьте себе, какой громоздкий управленческий штат мы содержим, например, на юге страны. Три губернатора, один мэр города, который по статусу близок к губернатору. У каждого из них - по четыре зама, в каждой из этих административных единиц - по прокурору, а также руководители силовых структур со своими аппаратами. Для нас это много.
Многие опасаются, что упразднение областных структур приведет к отставанию регионов. Чтобы этого не было, мы должны разработать более эффективную структуру управления на местах. Не должны мы забывать и о тех, кто попадет под сокращение.
- Какова ваша главная задача на период, пока существует государственная администрация Джалалабадской области?
- Прежде всего - подъем экономики, сохранение стабильности, межнационального согласия и воспитание подрастающего поколения.
- На недавней коллегии областной госадминистрации был отмечен заметный спад производства, главные промышленные гиганты региона простаивают. Эта картина вас не пугает?
- Прежде всего, хорошо, что мы говорим об этом открыто, что мы ушли от ложных показателей в экономике. Я посетил все предприятия. Увидев разграбленные, раскулаченные предприятия и шахты, я подумал, что даже агрессор не сделал бы того, что сделала с этими предприятиями прежняя власть. Даже враг постарался бы сохранить их и заставил бы работать на себя. Наши же уничтожили все, что было создано до этого, уникальное оборудование было раскурочено и распродано на металлолом. Нельзя не признать, что это где-то продолжается и сейчас. Меня пугает другой вопрос: смогу ли, успею ли я восстановить все это, хватит ли на это сил?
- Вы говорили о воспитании молодежи. Как намереваетесь осуществлять это?
- Наше общество "Биримдик" ("Единство". - А.М.), созданное в Москве, всячески помогало общеобразовательным и спортивным школам страны. Мы сами создавали эти школы. В Таласе открыт целый спортивный комплекс. Теперь это общество преобразовано в партию "Мекен биримдиги" ("Единство Родины". - А.М.), которая объединяет в своих рядах более 18 тысяч человек. Эта партия работает над тем, чтобы инициатива по воспитанию молодого поколения исходила снизу, чтобы родители активно включились в этот процесс. Мы намерены восстановить и развивать систему профтехобразования, чтобы подготовить специалистов, в которых нуждается наше народное хозяйство. У нас сейчас очень много дипломированных специалистов. В то же время наши предприятия нуждаются и будут нуждаться в токарях, слесарях и других специалистах. В центре нашего внимания будет и спорт, на что в следующем году будет выделено больше бюджетных средств.
А. Мамараимов.
21 октября 2005 года
|