"Газета.Ру" > Заговоренные "Андижаном". Подсудимые в основном изобличали США, журналистов и правозащитников 10:44 28.10.2005
Замгенпрокурора Узбекистана потребовал приговорить участников андижанского мятежа к самым суровым мерам наказания. 272 года на 15 человек – возможный итог суда, который на всем его протяжении больше походил на плохо отрепетированную театральную постановку, где свои выученные роли были у каждого включая подсудимых.
В среду в Ташкенте закончилась основная часть судебного процесса по делу об андижанском мятеже мая 2005 года. С заключительной речью выступил прокурор, потребовавший для подсудимых самого жестокого наказания. Всего подсудимых на процессе в Верховном суде Узбекистана пятнадцать, из них трое – граждане Киргизии. Это первая группа из всех, кто проходит по прямому обвинению в организации и участии в андижанском мятеже, который власти обозвали терактом с целью свержения конституционного строя.
Суд над участниками мятежа шел чуть больше месяца, но и это довольно долгий срок для такого процесса, по сравнению с которым дело Михаила Ходорковского – образец справедливости суда.
В первый же день суда, 20 сентября, подсудимые признали полностью свою вину, а на второй день они сказали: "Мы достойны того, чтобы нас дважды казнили, мы с этим согласны" – и потом настоятельно попросили у обвинения и у суда приговорить их к смертной казни.
Однако обвинение оказалось намного гуманнее. В среду первый заместитель генпрокурора Анвар Набиев, который выступает на процессе в роли государственного обвинителя, исходя из результатов судебного следствия заявил о виновности подсудимых и изложил суду свое мнение о виде наказания, которое следует к ним применить.
Он попросил суд приговорить обвиняемых на сроки от 15 до 20 лет лишения свободы. Пятерых гособвинитель попросил приговорить к 20 годам, троих к 18, пятерых к 17 и еще двоих к 15, 16 годам заключения в колонии общего режима.
На процессе подсудимые в основном изобличали США, журналистов и правозащитников. Они объясняли им, что их прекрасно содержат в узбекских тюрьмах и совсем не пытают. Стоит заметить, что их не побитый и весьма упитанный вид свидетельствовал о том, что в тюрьмах действительно люди по крайней мере не голодают. При этом, как неофициально свидетельствуют те немногие журналисты, которых допустили на процесс, вид у подсудимых был подавленный. Каждый языком официальных сводок произносил от начала до конца историю своего падения. Каждый начинает с просьбы о прощении у всех остальных, потом рассказывает, когда стал членом "Акрамии" (именно эта группировка, по официальной версии, организовала мятеж), когда первый раз туда ходил, кто его ввел в эту группу, как они все это организовали. Они так хорошо говорят, что ни у судьи, ни у прокурора не было вопросов. Журналисты даже выучили вслед за подсудимыми наизусть этот текст. "Я стал членом этого движения, целью которого было совершить переворот и установить исламское государство, сначала в Ферганской долине и части Кыргызстана – Оше, и части Таджикистана – Ленинабаде, и потом во всем Узбекистане". Государственные адвокаты тоже оказывают подсудимым неоценимую помощь.
Так, недавно одна из сердобольных женщин, нанятых государством для террористов, с участием спросила у своего "клиента": "Вы совершили столько преступлений, вы совершили столько террористических актов, вы раскаиваетесь?"
Свидетели тоже говорили складно, как по бумажке, и сбиваться начинали, только когда им задавали вопросы. По их данным, все происходило именно так, как говорят власти. На площади были только акромисты и заложники, которых акромисты использовали в качестве живого щита. А военные по мирным людям, естественно, не стреляли. Между тем свидетельства очевидцев, собранные, в частности, организацией Human Rights Watch, также точны и не противоречат друг другу. "У 15-й школы перед нами, метров за 300, несколько БТРов. Они огонь открыли, люди кричат. Мы – на землю, кто-то убежать пытался. Еще с крыши кинотеатра "Чулпан" стреляли. Еще солдаты с земли стреляли. Весь проспект в крови был". "Весь проспект – как расстрельная зона, с крыш домов стреляли. Они стреляли по всем, кто пытался убежать", – рассказал другой очевидец. "На следующий день после мятежа, 14 мая, у школы № 15 уже не было трупов – только кровь, внутренности и мозги повсюду. В некоторых местах сантиметра полтора спекшейся крови на асфальте. Еще обуви много было – почти вся здорово потрепанная, и еще кое-где сандалики детские", – рассказывали свидетели правозащитникам.
> Чтобы забыть такие показания, власти сделали все что могли. Одни правозащитники были арестованы, другие оказались психически нездоровыми и были отправлены на срочное принудительное лечение. Примерно то же самое происходит и с журналистами. Сегодня телерадиовещательная корпорация "Би-би-си" объявила о прекращении работы своего представительства в Узбекистане и выводе из страны своего персонала. В сообщении "Би-би-си" говорится, что из-за угрозы безопасности уже покинули Узбекистан семеро сотрудников. "В отношении персонала "Би-би-си" в Узбекистане проводилась кампания по притеснению и запугиванию, в результате чего им было очень сложно освещать события в стране", – говорится в заявлении главы отделения "Би-би-си" Бехруза Афагха. Представительство "Би-би-си" в Ташкенте будет закрыто на шесть месяцев, после чего будет принято окончательное решение о его судьбе.
Окончательное же решение о судьбе подсудимых будет принято в ближайшие дни. Суд удалился для вынесения приговора.
Илья Жегулев
26 ОКТЯБРЯ
|