С.Нагиев > Ислам и Европа - единое целое 15:51 30.10.2005
Термины "Европа" и "ислам" не вполне сопоставимы, по крайней мере, на первый взгляд. Многие задаются вопросом, а совместимы ли вообще Европа и ислам? Ведь даже в 1996 году западный мыслитель Семюэль Хантингтон в своей книге "Столкновение цивилизаций" считал, что Европа и ислам - это два антипода, две враждебные антагонистические цивилизации. Но жизнь все ставит на свои места.
Ислам - не территория, а религия, но мусульмане воспринимают слово "религия" иначе, нежели христиане, даже средневековые.
Первые мусульмане ступили на европейскую землю еще в 711 году, когда современных европейских наций не было и в помине. То были мавританские солдаты генерала Тарика ибн Зияда, имя которого увековечено в географическом названии Гибралтар (Гора Тарика).
Начиная со второй мировой войны приверженность исламу в Европе постоянно растет. Так, только в 1996 году 18729 проживающих в Европе христиан приняли ислам. Среди них 38 % - женщины, 24% - предприниматели, 8% - выпускники университетов, 19% - студенты, 3% - священники, 8 % - безработные. В Европе, по разным сведениям, живут от 15 до 24 миллионов мусульман. Речь не идет об этнических мусульманах Поволжья или Кавказа, которые исповедуют ислам сотни лет. Речь не идет даже об этнических мусульманах Балканского полуострова, таких, как албанцы, босняки, помаки (болгары-мусульмане) или торбеши (македонцы-мусульмане). Речь идет исключительно о Западной Европе, для которой Вена и Прага - это уже восточные бастионы. По прогнозам, в течение следующих десятилетий при небольшом росте местного населения Европы ожидается дальнейший рост числа мусульман.
Самая крупная мусульманская община находится во Франции. Сейчас там насчитывается от 5 до 7 миллионов мусульман, что составляет 10% от общего числа населения. Ислам во Франции стал второй религией после католицизма. Некоторые смелые аналитики утверждают, что в недалеком будущем Французская Республика станет первой исламской страной Западной Европы.
Кроме Франции значительные мусульманские общины насчитываются в Германии (3,4 миллиона), Великобритании (1, 6 миллиона) и Италии (1 миллион). Приближается к миллиону мусульманская община Голландии, где в 1997 году в Роттердаме было открыто первое медресе. Менее значительные мусульманские уммы разбросаны по всем без исключения западноевропейским странам, включая Финляндию и Ирландию. Однако точное количество мусульман в Европе определить сложно хотя бы потому, что неясно, как посчитать миллионы нелегальных иммигрантов, которых "как бы нет".
Большая часть французских приверженцев ислама - потомки выходцев с арабского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко).
В Германии, Нидерландах, Австрии и Дании мусульманское сообщество в основном (2/3) представлено потомками турецких эмигрантов.
Британские мусульмане (около 70 %) - потомки выходцев из Британской Индии (Пакистан и Бангладеш).
Все без исключения специалисты сходятся на том, что численность европейских мусульман стремительно растет. Если одной из причин этого является иммиграция из исламских стран и высокая рождаемость, то другой - благоприятные политические условия. По мере увеличения числа мусульман ощущается все большая потребность в их объединении и организации. В Европе растет количество мечетей, мусульманских школ, магазинов, фабрик, фирм.
Ислам в Европе - это довольно новое явление в европейской общественной жизни. Новое, но серьезное и перспективное. Без учета этого фактора невозможен сколько- нибудь серьезный прогноз на будущее европейского континента. А если принять во внимание традиционное влияние Европы на весь мир, то европейские мусульмане будут прямо или косвенно оказывать влияние на всю мировую цивилизацию.
>Европейские последователи ислама - это активная политическая сила. Весной и летом 2001 года достаточно громко заявили о своих правах британские мусульмане индийского происхождения из фабричных городов средней Англии - Брадфорд, Лидс и Олдем.
Когда во время парламентских выборов во Франции в 2002 году правоэкстремистский "Национальный фронт" начал набирать относительную популярность среди некоторых представителей "коренного" населения, именно массовые демонстрации французских мусульман вернули эту организацию на обочину политической жизни.
Именно европейские мусульмане во многом способствовали выработке Европой самостоятельной позиции по вопросу войны в Ираке в 2003.
Последние широкомасштабные акции европейских мусульман проходили зимой 2003- 2004 гг. Они были направлены против абсурдного запрета французским Министерством образования ношения хиджаба в школах. Одним из наиболее влиятельных идеологов ислама в Европе и духовным лидером европейских мусульман считается Тарик Рамадан. Основной тезис Тарика Рамадана заключается в том, что европейские мусульмане не должны замыкаться в своих гетто. Рожденные в Европе они должны получать европейское образование и активно участвовать в европейской общественно-политической жизни, "чтобы содействовать распространению ислама". Бесспорно, подобная открытость может привести к смешению культур. На это Тарик Рамадан отвечает, что необходимо отличать историческую национальную культуру от вечной религии.
"Арабская культура - это еще не культура ислама", - заявляет он. "Не бойтесь перестать быть арабами, бойтесь перестать быть мусульманами!", "Я - европеец, но я - мусульманин", - говорит Тарик. Ислам является неоспоримой реальностью современной Европы. Нет ни одной европейской страны, где бы не действовали или не объединились исламские организации. Шведский писатель Ангимар Карлуссон сказал, что "после этого нельзя думать о ЕС, не принимая во внимание зеленое знамя ислама, этот вопрос имеет большое значение с точки зрения будущего Европы. Как протестант может быть шведом, так и мусульманин имеет право называться шведом".
Да, ислам стоит на повестке дня Европы. Даже в Европейском парламенте обсуждается вопрос ислама. В 1997 году в Брюсселе в европейском Парламенте было проведена встреча на тему "Ислам и Европа: точки пересечения". На встрече, где приняли участие ученые как мусульмане, так и немусульмане, были заслушаны выступления о положении современного ислама в Европе и др. вопросы.
О судьбах исламской религии (и, разумеется, ее последователей) в Европе можно говорить очень много. Но главное в другом: Сэмюэль Хантингтон глубоко заблуждался, когда попытался развести по разным полюсам ислам и европейскую культуру. Нелепое занятие, поскольку и то, и другое - неотъемлемые части единого целого - древней европейской цивилизации. И не считаться с этим для любого мыслящего человека недопустимо.
Самир НАГИЕВ, выпускник обменной программы FSAFLEX № 208(1197) Сб., 29 Октября 2005
|