КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 31.10.2005
23:10  Кадровые подвижки в Туркмении: новые вице-премьер, миннефть и минстрой
22:04  МЧС Киргизии преобразовано в "воинское учреждение"
21:59  В Бишкеке издан труд Т.Акерова "Древние кыргызы и Великая степь"
20:15  В Монголии открылся веб-сайт против коррупции AntiCorruption.mn
19:07  Назначен новый посол Ирана в Киргизии
15:29  ОПЕК ожидает стабилизации цен на нефть на уровне $45-55 за бочку
13:18  "DW" > Астану строят узбеки. 300 тысяч граждан Узбекистана нелегально работают в Казахстане

11:37  Gazeta.kz > Да здравствует экспансия! Казахстанские банки наступают
11:15  Комиссия по жалобам изменит результаты выборов в Афгане
11:01  Казахстан не планирует объединяться с Россией, - официально заявляет МИД Казахстана
10:51  Жизнь - цирк. В Талдыкоргане клоун-гастролер убил по пьяни партнершу-клоунессу
10:46  Редактор кабульского журнала "Права женщин" Насаб осужден на 2 года за богохульство
10:41  Шоковая терапия. Руководство КазНИИ онкологии судят за мошенничество, а дети умирают
10:26  В.Юсупов > Убойная сила насвая. Раньше для этих целей использовали золу верблюжьей колючки...
10:21  О.Брусина > О "двоемужестве" узбекских женщин (продолжение темы)
10:10  В.Пруссаков >"Мы знаем о вас и вашей жизни больше, чем вы о нас". Мусульманки не хотят слушать нотаций США
09:51  Не успев похоронить ЦАС Казахстан хочет создать ЦАГ
09:23  Г.Антонова > Каримов взялся за журналистов. Хватит "демократической" мишуры
08:38  Вс.Овчинников > Причуды "новых китайцев". Белый дом близ Ханчжоу
08:34  Г.Рахманова > Оазис святости - Дарганбаба. Путешествие в старинную туркменскую крепость
08:09  "НовГазета" > Казашья вольница. Россия не сможет повторить успехи южного соседа
08:04  "МН" > Товарищ "Криворожсталин". Металл для Миттала
07:53  Юнус Кануни > Мы (оппозиция) получили большинство в Афганском парламенте!
07:51  А.Лукоянов/А.Тронов > Иран не шутит? МИД России повел себя неожиданно умно...
07:42  ПИВТ протестует. Запрет на ношение хиджаба продолжает будоражить таджикское общество
07:25  С.Кешикбаев > Упразднение районов и областей сегодня для Киргизии не актуально
07:22  Г.Лунева > Коллапса не произошло. Киргизская экономика компенсирует "дыру" от "Кумтора"
07:10  "Къ" > Пепелище на "фестивале огней". Индию взорвали за границу
07:08  По заветам Хомейни. Иранский президент не рассчитал силу слова
07:07  "ВН" > Кровавая жатва "праздника урожая". Исламские экстремисты бросают вызов Индии и Пакистану
06:34  И.Ярцев > победителем из борьбы Кулова и Бакиева неожиданно может выйти Аскар Акаев
06:10  На треть хуже прошлого года. В Таджикистане неурожай хлопка
00:36  А.Будберг > Золотая "горошина". Казахстан обходит Россию
00:26  Кумколь, продано. Что приобрел у Казахстана Китай, получив PetroKazakhstan
00:09  Кони Туркменбаши Нурана и Героглы выиграли турецкий и бахрейнский призы на скачках в Ашхабаде
Воскресенье, 30.10.2005
22:05  Коварный туркменский хлопок... Начались аресты хякимов, не собравших "белого золота"
20:53  Ответственность за последние взрывы в Дели взяла на себя доселе неизвестная кашмирская группировка "Инкилаби"
15:51  С.Нагиев > Ислам и Европа - единое целое
14:35  Нурани > "Восточного НАТО" не будет. Китай сомневается в перспективах ШОС
13:02  Генсека Ю.Андропова смертельно ранила в лифте жена МВД Щелокова (страницы истории СССР)
12:52  Аждар Куртов > "У казахстанской оппозиции нет достаточного электорального ресурса и идеи" (интервью)
11:48  Эстония отказывается признавать долг перед Кыргызстаном. "Оккупанты" виноваты
10:14  Туркменбаши помиловал украинца, "незаконно перешедшего границу"
09:45  Wall Street Journal > Продажа металлургического комбината не спасет Ющенко
08:42  La Repubblica > Баку в осаде и в ожидании революции
03:56  Cъезд российских граждан Южной Осетии принял решение войти в состав России
01:33  Истинный покровитель народа, любимый Сердар Сапармурат Туркменбаши Великий! - письмо вице-премьеров
00:45  Россия и Индия будут дружить еще cильнее. Сингх и Путин довольны "беспрецедентно высоким уровнем" отношений
00:25  С.Туркменбаши > "Я глубоко убежден, что демократия - это естественное состояние любого народа" (интервью)
00:20  Г.Бендицкий > Прозрачная комбинация З.Балиевой. Минюст Казахстана и... золотые урны
Суббота, 29.10.2005
23:44  Сегодня вечером в столице Индии Дели прогремели три взрыва в разных частях города
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
О.Брусина > О "двоемужестве" узбекских женщин (продолжение темы)
10:21 31.10.2005

По следам публикации "Ферганы.Ру". О "двоемужестве" узбекских женщин

Статья о случаях многомужества в Ферганской долине, опубликованная на нашем сайте, вызвала неоднозначную реакцию и довольно жаркие споры читателей. Многим показалось, что автор публикации намеренно дезинформировал аудиторию, стремясь "опорочить образ женщины современного Узбекистана". Мы обратились за консультацией к специалисту, занимающемуся этнологическими исследованиями. Выяснилось, что феномен, описанный нами, действительно существует. Однако, называть его необходимо по-другому.

О "ДВОЕМУЖЕСТВЕ" УЗБЕКСКИХ ЖЕНЩИН
Ольга Брусина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, Москва

>Взгляд постороннего человека с "европейским" мышлением на жизнь узбекской семьи подчас выхватывает некие черты или ситуации, которые вроде бы кажутся объяснимыми с нашей, условно говоря "западной" точки зрения. При этом из поля зрения стороннего наблюдателя выпадают ключевые принципы устройства непонятного ему общества, внешние проявления которого он якобы "ухватил". Основываясь на своем опыте этнографа и на научной литературе, я бы прежде всего разделила случаи так называемого "двоемужества" и случаи "ублажения" состоятельных мужчин за деньги.

Со стороны кажется странным, что узбечка, имея первого мужа, с которым она связана официальным гражданским браком, выходит замуж за второго мужа по мусульманскому обычаю. Однако, если пристально разобраться в этой ситуации, то станет ясно, что эта женщина живет, скорее всего, в согласии с нормами шариата и с общественным мнением своего окружения. Еще в советские времена в Узбекистане заключение гражданского брака в ЗАГСе между узбеками, как правило, сопровождалось обрядом мусульманского бракосочетания "никох", также выплатой калыма родителям невесты и другой обычно-правовой атрибутикой. Причем в узбекском обществе, по крайней мере, в традиционной среде, именно никох считался главным правовым актом, узаконивающим брак, а отнюдь не регистрация в загсе.

То же и с разводом. И в советские времена была нередки случаи, когда мужчина брал себе вторую, а иногда и третью жену. Особенно это было характерно для тех мужчин, которым приходилось подолгу отсутствовать в своем кишлаке – он мог взять жену и построить ей дом в том месте, куда он был вынужден часто отлучаться (например, в городе). Для того, чтобы узаконить по гражданскому праву детей от второй жены, мужчина обычно разводился в ЗАГСе с первой женой и заключал, кроме никоха, официальный брак со второй. Однако мусульманский обряд развода между супругами не производился, так что и фактически, и в общественном мнении первая жена оставалась при своем муже. Если же общие дети со второй женой не планировались (вторыми женами часто становились вдовы), то с ней мог быть заключен никох, а в ЗАГСе брак не регистрировался. Таким образом, в вопросах о заключении брака и о разводе мусульманское право по значимости превалировало над гражданским, регистрация в ЗАГСе считалась чем-то второстепенным и необязательным (даже маленьких детей порой регистрировали через несколько лет после их рождения). Есть все основания полагать, что за годы независимости Узбекистана значение в общественном мнении гражданской регистрации брака и развода еще более снизилось, а норм шариата, наоборот, возрасло.

Развод по шариату – процедура сама по себе достаточно простая, хотя узбекские браки распадаются редко. Причина этого – во-первых, общественное мнение, во-вторых возможность иметь вторую жену, в-третьих, возникающие при разводе имущественные проблемы и вопрос, с кем останутся дети. В мусульманских семьях дети очень часто оставались с отцом, поскольку они считались принадлежащими к его роду, фамилии, а воспитывать их могли помогать кровные родственницы со стороны отца – ведь семьи были большие и дружные. Разумеется, это сдерживало жену, мать от попыток развода, поскольку она могла быть разлучена со своими детьми. Главный предмет имущественных отношений - калым, который составлял обычно очень значительную сумму и собирается большой группой родственников жениха. Калым мог быть возвращен бывшему мужу, если признано, что в распаде семьи виновата женщина в силу своего неблаговидного поведения, или если она являлась инициатором расторжения брака без основательных на то причин. Если виноват мужчина, или же он настаивал на разводе, не имея доказанных претензий к жене, то калым ему не возвращался.

По шариату мужчина, вступая в брак, берет на себя полную материальную ответственность за содержание каждой из своих жен и будущих детей. При этом женщина вовсе не была обязана сама зарабатывать деньги на семью и детей. Конечно, сейчас многое изменилось в смысле имущественных отношений, узбекские женщины втянуты в общественное производство и порой вносят заметный вклад в семейный бюджет. Но, как правило, общественное мнение толкает мужчину-мусульманина на осознание своей ответственности перед семьей и на добычу денег на ее содержание. К непутевым мужьям-узбекам родственники и соседи относятся весьма негативно, неспособность мужчины содержать семью является очень веской и обоснованной причиной развода. Другой признанной по шариату причиной развода может явиться неспособность мужа к исполнению супружеских обязанностей.

Вернемся к описанным в статье случаям. Не имеющий средств на содержание семьи или физически слабый муж оставлен женой, которая вышла замуж за другого по мусульманскому обычаю. То, что с первым мужем гражданский брак не расторгнут – весьма малозначимый факт для общественного мнения и для самих действующих лиц. Причина того, что официальный брак остался в силе – рожденные в нем нескольких детей, и то, что в новом браке дети, скорее всего, не планируются. Наверняка, эти узбечки были разведены с первыми мужьями по мусульманскому обряду, иначе заключение никоха со вторым мужем было бы просто невозможно. Как следует из рассказа, эти "двоемужницы" – не первые и не единственные жены вторых мужей. У мужчин есть еще одна супруга, по-видимому, она живет в другом населенном пункте и в том браке есть дети. Так что у наших вторых жен остается достаточно времени и сил, чтобы в отсутствие мужа иметь возможность заниматься своими детьми от первого брака и даже, может быть, помогать своим бывшим супругам. На все воля Аллаха. Но именно вторые мужья у наших женщин настоящие и именно они должны заботиться о благонравном поведении жен.

Описанная ситуация отнюдь не выходит за рамки общепринятых в среднеазиатском обществе правил и лишь показывает малозначимость для узбекского обывателя норм гражданского права в брачной сфере и превалирование в общественном сознании норм шариата.

Другое дело – случаи проституции. Подобные примеры были описаны еще в 80-е годы XIX века в узбекских городах, где появились русские кварталы (см. книгу М.В.Наливкиной и В.П.Наливкина "Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы". Казань, 1886). Характерно, что часто сами мужья вынуждали своих супруг заниматься этим "бизнесом", становились их сутенерами и попросту содержали бордели, состоящие из нескольких жен. Безусловно, это было связано с русской колонизацией, с проникновением в узбекскую городскую среду новых экономических отношений. По-видимому, какая-то небольшая, возможно беднейшая часть узбекской городской общины при столкновении с новым колониальным бытом маргинализировалась. Отдельные семьи (или их глава, муж) оказывались в состоянии фрустрации, теряли жизненные и моральные ориентиры: с одной стороны, они выпадали из традиционного контекста в поисках заработка, с другой – не могли адекватно оценивать новые способы добычи денег, которые давали им рыночные отношения.

И сейчас, в XXI веке ситуация отчасти повторяется. Опять господствуют рыночные отношения, уровень жизни в Узбекистане низок, зарплаты маленькие, много безработных, а семью и детей надо кормить. Известно, что в городской среде общественное мнение, создаваемое родственниками и соседями, меньше давит на узбекскую семью, чем в кишлаке, каждый выживает, как может…

Думаю, что подобные проблемы и пути их решения характерны отнюдь не только для жителей Узбекистана. Наоборот, для них такой способ женского заработка кажется очень редким явлением.

Ольга Брусина,
30.10.2005

Источник - Фергана.Ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1130743260


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх