"La Razon" > Исламофобия? Какая исламофобия? 00:20 01.11.2005
"Вам дорога жизнь, а нам дорога смерть" - утверждает "Аль-Каида"
Некая исламистская группировка под названием "Хизб ут-Тахрир" (Hizb ut Tahrir) хочет установить в мире законы шариата и защищает атаки террористов-смертников против израильтян. Оказавшись под угрозой запрета в Великобритании, эта организация, по сообщению газеты Sunday Times, начала проводить в университетах страны подпольную операцию "Останови исламофобию!". "Что остановить?" - переспросите Вы. Термин "исламофобия" появился в Великобритании десять лет назад благодаря так называемой "Комиссии британских мусульман против исламофобии". Дословно он означает "бессознательный страх перед Исламом", однако используется также как синоним "предрассудков по отношению к мусульманам", существуя наряду с полутысячей различных фобий, которые охватывают все стороны нашей повседневной жизни.
Термин этот вполне прижился. Настолько, что в декабре 2004 года состоялась конференция "Борьба с исламофобией" под председательством генерального секретаря ООН, а Совет Европы осудил "исламофобию" на организованной в прошлом мае встрече на высшем уровне. Тем не менее, есть несколько связанных с этим термином проблем. Во-первых, что конкретно имеется в виду под "бессознательным страхом перед Исламом", если именно мусульмане, действующие во имя Ислама, являются во всем мире основным источником словесной и физической агрессии по отношению к приверженцам прочих религий, да и к самим мусульманам? Разве чувство страха можно испытывать в разумных пределах?
Во-вторых, > пока существуют предрассудки в отношении мусульман, "исламофобия" искусственно объединяет два различных явления: страх перед Исламом в целом и страх перед радикальным Исламом. Мне пришлось лично столкнуться с этой проблемой.
Написав множество статей, направленных против радикального Ислама, - как идеологии, а не как религии, - я превратился в козла отпущения: мне присудили титул "Главного исламофоба" в Великобритании, заклеймили как "ярого исламофоба" в Америке и даже назвали "воплощением исламофобии". В любом случае, я действительно испытываю фобию по отношению к исламистам.
В-третьих, те, кто продвигает концепцию "исламофобии", имеют обыкновение преувеличивать проблему:
1. В плане правоохранительных органов: Говорят, что британские мусульмане постоянно сталкиваются с дискриминацией со стороны полиции, хотя, в действительности, проделанный Кенаном Маликом (Kenan Malik) анализ статистики развенчивает в пух и прах этот "миф об исламофобии".
2. В культурном плане: Мусульманам приходится "противостоять валу антиисламской литературы, разжигающей ненависть к Исламу", как утверждает директор Института исламских и общественных наук Виржинии Таха Джабир аль-Алвани (Taha Jabir al Alwani). Так ли уж много бестселлеров, в которых демонизируется Ислам? Вроде бы нет - всего несколько, например, "Хадж" Леона Юриса (Leon Uris).
3. В лингвистическом плане: Специалист по исламским исследованиям из Университета имени Джорджа Вашингтона Сайед Хусейн Наср (Seyed Hosein Nasr) заявил в своем докладе на одном из устроенных под эгидой ООН мероприятий о том, что предпринимаются попытки искусственно скрыть арабское происхождение некоторых английских слов, например, "adobe" (кирпич-сырец - прим. пер.). На самом деле, это слово заимствовано из древнеегипетского наречия, а не из арабского языка.
4. В историческом плане: Термин "антисемитизм", как сказал тот же Наср в своем выступлении, использовался первоначально для обозначения антиарабских настроений в средневековой Испании и только после Второй Мировой войны стал связываться с евреями. Чушь! Данный термин был введен в оборот в 1879 году Вильгельмом Марром (Wilhelm Marr) и всегда определял исключительно ненависть по отношению к евреям.
Наконец, использование эпитета "исламофобы" в отношении умеренных мусульман доказывает его агрессивный характер. "Напуганные тем, во что исламисты превращают их собственную веру", как пишет Чарльз Мур (Charles Moore), умеренные мусульмане боятся Ислама больше чем кто-либо другой. "У них не хватает ни мужества, ни аргументов, чтобы справиться с проблемой, которая стоит перед исламской религией в современном мире". Обвинения в исламофобии, добавляет к этому Малик, нацелены на то, чтобы "заставить замолчать критиков Ислама и даже тех мусульман, которые добиваются реформ в своей общине". Британская мусульманка Ясмин Браун (Yasmin Brown) упоминает еще одну, более амбициозную цель: "Исламофобия используется, чтобы шантажировать общество".
Мусульманам следует избавиться от этого дискредитировавшего себя термина и более пристально вглядеться в самих себя. Вместо того чтобы упрекать потенциальных жертв в страхе перед теми, кто может стать палачами, им стоит взвесить, насколько исламисты трансформировали их собственную веру в идеологию, восхваляющую убийство ("Вам дорога жизнь, а нам дорога смерть" - утверждает "Аль-Каида"), и выработать стратегию, способную освободить их религию, покончив с этим болезнетворным тоталитаризмом.
Дэниэл Пайпс (Daniel Pipes), "La Razon", Испания, 31 октября 2005
|