Liberation > Мусульманки объявили "джихад" сексизму 14:15 02.11.2005
"Процесс освобождения – дело не только секуляристского феминизма". Бойкая и улыбчивая Лайла Буске, французская писательница и филолог, участвовала во многих феминистских битвах. В том числе тех, которые разворачиваются в религиозной сфере. Бывшая активистка Движения за свободу абортов и контрацепции, созданного в 1973 году, она сотрудничала с христианскими, иудейскими и мусульманскими женскими группами. Мусульманкой она стала 20 лет назад. "Сегодня в исламе существует массовое женское движение, которое стремится поставить под сомнение патриархат", – говорит она. Муллы
Лайла Буске – одна из двух десятков активисток, выступивших в конце минувшей недели в Барселоне на первом в Европе конгрессе "исламских феминисток". "Лично я предпочитаю говорить о мусульманском феминизме, потому что прилагательное "исламский" имеет дурной оттенок", – добавляет она. Организованный Каталонской исламской ассоциацией под патронатом властей Каталонии и Мадрида, этот конгресс объединил самые разные феминистские мусульманские движения – от нигерийской "Муфулият Фиджаби" до неправительственной организации "Баобаб", борющейся против телесных наказаний. Участвовали в конгрессе и "Сестры ислама" (организация, действующая в Малайзии. – Прим. ред.), и канадка пакистанского происхождения Рахиль Раза, адвокат, борющаяся против "женоненавистничества мулл".
> "Речь идет о культурной революции в исламе, о которой говорят недостаточно, – считает один из организаторов конгресса Абеннур Прадо. – В 20-е годы были мощные всплески в Египте, а в 90-е годы начался подъем мусульманского феминизма почти везде – как реакция на ваххабизм и ультраортодоксальные догмы. Хотя достигнутый с тех пор прогресс достаточно скромен, сегодня эти движения набрали силу. Они устанавливают связи друг с другом, разрабатывают общую стратегию". Их кредо – "джихад полов", объявление войны "мачистской и сексистской интерпретации" Корана.
Изгнание
"В священных текстах нет ничего, что говорило бы о низшем статусе женщины. Но мы страдаем от несправедливой традиции, созданной мужчинами и для мужчин", – возмущается Асма Барлас. В 1983 году ее, работницу пакистанского МИДа, выслали из страны, и сегодня она преподает в Итакском колледже в штате Нью-Йорк. Она, как и ее соратницы, отдает себе отчет в том, что жизнь в условиях демократии во многом помогает мусульманскому феминизму развивать такую активность. "Если бы я попыталась сказать то же самое в Пакистане, в отношении меня уже вынесли бы фетву и попытались бы меня убить", – говорит Асма Барлас.
Эти мусульманки, считающие себя "в огромном моральном долгу" перед западными феминистками, требуют предоставления им равных прав с мужчинами. Они отвергают многоженство и насильственную выдачу девушек замуж, сражаются за право женщин на развод и на собственность, претендуют на все роли, монополизированные мужским полом. Они резко критикуют исламские республики, а также те нормы шариата, которые предусматривают дискриминацию женщин. Однако рядом со светскими феминистками они чувствуют себя неуютно. "Мы оказались меж двух огней – исламскими фундаменталистами и западными феминистками, для которых религия есть синоним угнетения, – говорит иранский социолог Валентина Могадам, работающая в ЮНЕСКО. – Но и вернувшись к кораническим истокам, мы вполне можем бороться за свои права".
Франсуа Мюссо Liberation 2/11/2005
|