Казахстанский писатель М.Конуров обвиняет авторов российского блокбастера "9-я рота" в плагиате 12:02 03.11.2005
На войне как на войне
- Чем займешься на гражданке, Леха? - не оборачиваясь, шепотом спросил Амир... - Не знаю, сопьюсь, наверное. Фули еще делать после войны? Марат Конуров, роман "Потерянный рай", 1999 год.
- А ты, Хохол, - спросил Лютый, - дембельнешься, что будешь делать? - Пить буду - коротко ответил он. - Ну это понятно. Неделю попьешь, а потом? - Опять пить буду. Юрий КОРОТКОВ, повесть "9 рота", легшая в основу сценария одноименного фильма, 2003 год.
Фильм Федора БОНДАРЧУКА "9 рота" стал самым дорогим и одновременно успешным кинопроектом на территории СНГ. При бюджете 9 миллионов долларов за месяц проката он уже собрал более $20 млн. И это не предел.
Казахстанский писатель, продюсер и сценарист Марат КОНУРОВ тоже сходил в кинотеатр на эту ленту. И ощутил дежа вю. Ему вдруг показалось, что кое-что из этой картины он уже видел. Или слышал. Оказалось - сам писал.
В литературе, как известно, всего 33 сюжета. Поэтому обвинения в заимствованиях - осознанных или случайных - вечны, словно пирамиды в Египте. Это как музыка, в которой всего 7 нот, отчего неизбежно возникают перекликающиеся мотивы. Особенно если повествование ограничено рамками суженной тематики. Как, скажите, написать об армии без упоминания о дедах и салагах, смачных хуках под дых и долгожданных писем из дома?
Все это есть и в "9 роте", и в "афганских" фрагментах "Потерянного рая".
Однако Марат Сеитович полагает, что дело зашло дальше простого цитирования прописных армейских истин:
- Когда я пришел смотреть фильм, то мгновенно увидел аналогию со своими литературными персонажами. Конкретнее: учебка; прапорщик Дыгало, который идентичен моему персонажу старшине Хандохину; бойня в кишлаке; девушка Белоснежка, равноценная моей Верке Чекистке; сцена, в которой душманы уходят по керизам (лазы в скалах. - Т. Б.). Мой роман - это мое представление об афганской войне, хотя я сам там не воевал (Коротков, кстати, тоже. - Т. Б.). А Бондарчук утверждает, что судьбы его героев основаны на рассказах реальных людей, служивших в 9-й роте.
С моей стороны было бы неэтично настаивать на том, что сценарист прямо списал сцены и персонажей из моего произведения. Мне не хочется как-то оскорбить или навести тень на людей, создававших "9 роту". Но у меня после просмотра ленты создалось стойкое впечатление, что мои литературные герои перекочевали на большой экран. Тем более что роман "Потерянный рай" увидел свет шесть лет назад и был неоднократно переиздан. В том числе и в России.
Если сценарист будет утверждать, что он не использовал материалы моего произведения (а, естественно, именно это он и будет утверждать), то остается один вариант. Что еще шесть лет назад казахстанский писатель, не воевавший в Афганистане, смог описать судьбы совершенно незнакомых ему людей! Вот такой парадокс.
>Если последовательно-параллельно читать повесть Короткова с романом Конурова, действительно можно обнаружить немало схожих сцен.
В "Потерянном рае" новобранцы прилетают на "Ан-12" и встречают веселых дембелей, которые желают им удачи. В "9 роте" дембеля также встречают молодых, а боец из Красноярска дарит земляку амулет.
Коротковский прапорщик Дыгало учит новобранцев воевать, как и конуровский старшина Хандохин. Только у Дыгало начинаются проблемы с психикой, когда его взвод полностью уничтожают душманы, а Хандохин начинает спиваться после того, как враги убивают бойца Володю Онуприенко.
Дыгало прикажет молодому Воробью бить своего одновзводника, конуровский заматеревший Амир отдаст приказ новобранцу Баранову заехать в пах пленному "духу". Оба солдата будут делать это неохотно и неумеючи.
В "9 роте" поверившего в детский пацифизм воина Стаса убивает афганский ребенок, после чего взвод, прочесывающий кишлак, начинает долго и лихорадочно палить из автоматов. В "Потерянном рае" Леху, расслабившегося после броска гранаты в пулеметчика, этот же пулеметчик скашивает очередью. После чего весь взвод начинает долго и лихорадочно палить из автоматов.
Потом взводы собираются над телом солдата.
Над убитым Стасом рыдает Воробей, над Лехой - Гена.
У Короткова вслед за этим кишлак полностью стирают с лица земли "Грады", у Конурова аул тут же "зачистят" с вертолетов...
И в повести, и в романе есть эпизод, где взвод ожидает прибытия колонны на вершине горы. И там, и там эту колонну начинают расстреливать невесть откуда взявшиеся духи.
И, наконец, Белоснежка, "безотказная, как автомат Калашникова", в фильме будет ублажать бойцов за просто так, от избытка чувств. А Верка Чекистка - строго за деньги.
В общем, есть несколько совпадений, но, естественно, еще больше расхождений.
- Я не собираюсь судиться или предпринимать какие-то действия против Бондарчука, - говорит Конуров. - Просто доказать наличие заимствований практически невозможно. Но мне очень интересно, откуда же появилось столько "общих мест"....
*****
Нам тоже это стало интересно, поэтому мы позвонили в Москву автору сценария "9 роты" Юрию КОРОТКОВУ
- Вы читали роман Конурова "Потерянный рай"?
- Нет, к сожалению, не знаком.
- Говорят, в своем повествовании вы опирались на рассказы настоящих воинов 9-й роты?
- Да, опирался на реальных бойцов 9-й роты.
- То есть придуманного там мало?
- Нет, придуманного много, естественно. На что "афганцы" обижаются, что очень смешно. На это даже Бондарчук не выдержал, стал огрызаться, что мы не снимали документальное кино, а афганцы могут скинуться и нанять себе режиссера, чтобы снять документальное кино об операции "Магистраль" и той высоте, или там о 345-м отдельном парашютно-десантном полке... Полку-полке, в общем, кто его знает... А здесь, по большому счету, не про них. И даже не про войну в Афгане. Это мой взгляд вообще на войну, на человека в войне.
- А как могли появиться совпадающие сцены?
- Во-первых, здесь все близко. Когда снимался фильм о фильме, с его режиссером мы перекинулись несколькими словами. Он намного меня младше, лет на 15. В Афгане он, естественно, не был. Так, в "9 роте" есть несколько сцен, в том числе сцена с Белоснежкой, которая провожает призыв за призывом в Афган. Он рассказал практически ту же историю про свою часть. Какие-то сцены из учебки очень похожи, и прочее, прочее.
Меня познакомили с "афганцами", вместе с Федей (Бондарчуком. - Т. Б.) мы сидели в ресторане и пили водку часов до четырех утра, и они рассказывали что-то. И после этого они хотели еще встречаться, что-то рассказывать, каких-то людей подтягивали. А мне это уже совершенно не было нужно.
Все, что касается службы десантников, взято из их рассказов, потому что я не знал, что вся работа десантников заключалась в том, чтобы занять высотку, пропустить колонну и идти домой.
- Дыгало придуман?
- Вообще это такой образ, очень распространенный не только в нашем кино. Сержанты, они одинаковые во всем мире, судя по фильмам Кубрика и Стоуна.
- То есть сомнения Конурова вы считаете беспочвенными?
- Хе-хе, естественно, так сказать. Какие-то вещи могут просто носиться в воздухе. Ну вот я сейчас, возможно, буду писать сценарий к фильму о летчиках Великой Отечественной войны. Ну однозначно, хоть ты убейся, я буду пересекаться с тем, что было написано у кого-то.
Тулеген Байтукенов, тел. 59-71-99, e-mail: tuleu@rambler.ru.
№44 за 3 ноября 2005
|