Р.Жангазы > Казахстанский национал-патриотизм: мифы и реальность 11:09 06.11.2005
Одной из важнейших идеологем советской пропаганды был интернационализм и дружба народов: планета ста языков, лаборатория дружбы народов - эти словосочетания прочно сидели в сознании большинства советских людей. История Казахстана, да и всего Советского Союза, содержит немало примеров, когда Москва единолично принимала решения, не задумываясь об интересах союзных республик. Достаточно вспомнить трагедию Семипалатинского испытательного ядерного полигона - проблему, последствия которой Казахстану предстоит решать не одно десятилетие. Еще одним таким примером была кадровая политика Москвы, приведшая в итоге к декабрьским событиям 1986 года. Именно тогда национальный патриотизм заявил о себе как о существенном факторе внутренней политики в многонациональной стране.
Обретение Казахстаном независимости заметно активизировало рост идей национал-патриотизма. После десятилетий идеологических рамок первые годы независимости стали периодом расцвета политических партий, движений и общественных объединений, взявших за основу идеи национал-патриотизма. В условиях становления государственности Казахстана, несформированности гражданской идентичности у значительной части населения, отсутствия четко выраженных интересов у формирующихся социальных групп, отсутствия традиций многопартийности в стране преобладала консолидация населения страны на основе этнической идентичности.
В силу указанных причин процесс партийного строительства на этнических основаниях оказался ведущим, что привело к формированию и росту потенциала этноориентированных партий и движений. До 1992 года на политическом поле Казахстана играли довольно заметную роль Партия национальной свободы "Алаш", Гражданское движение Казахстана "Азат", движение "Желтоксан", Республиканское славянское движение "Лад".
В последующие годы привлекательность этих организаций резко снизилась. Этому способствовали факторы объективного характера: экономические, политические, социальные. Кроме того, значительную роль в потере прежних политических позиций движениями национал-патриотического характера сыграла политика руководства страны, направленная на сохранение и поддержание общегражданского мира и межнационального согласия. Президент Нурсултан Назарбаев в стратегии "Казахстан - 2030" пишет: "Я бы хотел особо отметить толерантность и терпение казахстанцев, их радушие и приветливость. Это отмечают почти все иностранцы. Я благодарен своим согражданам за то, что они с пониманием и терпением переносят тяготы переходного периода, и считаю, что эти качества - серьезный залог нашего успеха, консолидации общества, привлечения иностранных инвестиций и вовлечения международного сообщества в решение наших проблем".
На современном этапе ситуация с развитием идей национал-патриотизма не так актуальна, как на заре независимости. Тем не менее, в обществе существует устойчивая социальная группа, разделяющая и поддерживающая идеи национального патриотизма. Именно этим, вкупе с приближающимися выборами можно объяснить возникновение общественных движений, уделяющих значительное внимание национал-патриотической риторике.
Уместно вспомнить слова профессора Кембриджского университета, мирового специалиста в области социальной антропологии Э. Геллнера: "Не нации порождают национализм, а национализм порождает нации". Дело в том, что в казахстанском обществе до сих пор не утихают споры о несформированности казахов в качестве нации, и приводятся такие аргументы, как развитой трайбализм, отсутствие опыта построения государственности, недостаточно внимательное отношение казахов к родному языку и т.д. И, надо признать, все это имеет место быть. Сейчас главная задача, которую могли бы решить национал-патриоты, - нивелирование трайбализма, разработка общенациональной идеи и формирование казахстанского патриотизма, взвешенное решение языкового вопроса в РК.
Кстати, данная проблема характерна для всех многонациональных обществ. Например, в развитых западных странах признают существование проблемы национал-патриотизма, более того, абсолютно свободно и непринужденно обсуждают ее на всех уровнях, включая международный. Тем самым снимается напряженность в обществе, вопрос рефлексивно переходит из разряда "требующего особого внимания" в разряд "вполне решаемых". Западная практика доказывает: частое муссирование проблемы не только не усугубляет, но даже и ведет к потере актуальности самого вопроса. Естественно, такой подход нам неприемлем, основной целью таких дискуссий должен стать поиск взаимоприемлемых путей и способов разрешения проблемы, а одними разговорами проблемы, как известно, не решаются. Еще одной отличительной чертой западного общества от нашего является то, что там этот феномен не просто открыто обсуждается - он изучается. К примеру, функционирует, такая программа магистерского обучения по специализации "nationalism studies", в переводе это звучит как "национализмология".
Следует помнить, что национал-патриотизм условно делится на "воинствующий" и "просвещенный". Надо заметить, что признаки последнего имеются в Казахстане. Просвещенный национал-патриотизм ставит целью решения сугубо культурно-гуманитарных вопросов одной нации, например, вопросов развития государственного языка, причем не ущемляя интересов других этносов.
Вообще, национал-патриотизм предполагает либо любовь к родине через свою нацию, либо любовь к нации через свою родину. Следует отметить, у нас преобладает первое.
Рассмотрим одно удивительное явление, происходящее в современном казахском языке. По-казахски "национализм" можно перевести и как "ултжандылык", и как "ултшылдык". Однако первое имеет более позитивную смысловую нагрузку, употребляется в качестве "мягкого" национализма и имеет тенденцию тяготеть к патриотизму, нежели к национализму. Касательно второго, то это слово многие стараются не употреблять, избегают его. Он как раз-таки соотносится с "отрицательным" национализмом, поэтому даже национал-патриоты не используют его на официальных мероприятиях. Таким образом, можно констатировать: у казахов деление "национализма" на "позитивный" и "негативный" происходит на семантическом уровне.
В целом, для национал-патриотизма в его современном состоянии характерны следующие проблемы. Во-первых, несерьезное отношение национал-патриотов к политическим вопросам. Обычно центральной темой национал-патриотов является вопрос государственного статуса казахского языка. Соответственно, одни выступают за его полное и форсированное внедрение, а другие - за придание такого же статуса русскому языку. Таким образом, национал-патриотизм иногда принимает формы "шоу-патриотизма", думается, этого никто оспаривать не будет. Во-вторых, отсутствие единства в рядах национал-патриотов. Сейчас эти группы аморфны и структурно раздроблены. В-третьих, отсутствие грамотной политической платформы, харизматичных и сильных лидеров.
В силу этих причин в развитии казахстанского патриотизма на современном этапе наблюдаются ряд тенденций. Во-первых, национал-патриотизм постепенно превращается в конъюнктурное явление. Во-вторых, национал-патриотические организации позиционируют себя в качестве некой "третьей силы", то есть нейтральной стороной от власти и от оппозиции, тем самым занимая позицию политического торга.
Официально проводимая политика властей, направленная на пропаганду мира, стабильности и межнационального согласия, плюс негласное табу на муссирование национального вопроса - все это в конечном итоге порождает в обществе немало слухов, кривотолков и формирует в общественном сознании мифы, которые часто неадекватны действительности.
Миф № 1: национал-патриотизм является реальной общественно-политической силой. Это отнюдь, не так. Во-первых, в силу геодемографических факторов национал-патриоты не находят понимания во многих регионах республики, т.е. эта сила еще не достигла национального масштаба. Тем самым национал-патриотизм еще долгое время будет испытывать дефицит социальной базы. К тому же имеющуюся социальную базу национал-патриотов составляет в основном люмпенизированная часть общества, маргинальная молодежь и совсем незначительную часть - узкая прослойка интеллигенции. С такими ресурсами реально влиять на ход развития общественно-политических процессов представляется весьма и весьма сложной задачей.
Миф № 2: национал патриотизм как движение и как идеология носит ярко выраженный агрессивный характер. Данное утверждение было частично верно для начала 1990-х годов, когда были популярными национал-патриотические движения "Алаш", "Азат", "Желтоксан" и их лозунги. На сегодняшний момент все без исключения, в том числе и лидеры национал-патриотического фронта, осознают, что воинствующий национал-патриотизм неприемлем.
Надо отметить, что казахский национал-патриотизм является объективной реакцией на политические события, имевшие место на протяжении всего советского периода.
Миф № 3: национал-патриотизм является неуправляемой политической силой. Прежде всего национал-патриоты по численности являются очень компактной социальной группой, в силу приведенных выше факторов. К тому же национал-патриоты очень раздроблены, у них много лидеров, но нет единства.
В современном казахстанском обществе доминирует отрицательное отношение к национализму как феномену в целом и к различного рода проявлениям национализма в частности. Такая реакция является абсолютно нормальной, учитывая весь исторический опыт, все культурное многообразие, общее социально-экономическое положение Республики Казахстан.
Таким образом, > перспективы развития национал-патриотизма в качестве серьезной общественно-политической силы в ближайшем будущем представляются довольно туманными.
Руслан ЖАНГАЗЫ, научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК № 44 (47). 4 ноября 2005
|