С.Маркедонов > Алиевы - это навсегда! Азербайджан станет примером для подражания 07:48 10.11.2005
"Оранжевая революция" в Азербайджане, об угрозе которой так долго говорили представители официального Баку, не состоится. По крайней мере, до конца 2005 года. Однако это вовсе не значит, что крупнейшая республика Закавказья окончательно преодолела "революционный синдром". Не за горами президентские выборы, на которых политические ставки будут намного выше.
Сегодня президент Ильхам Алиев и ведомая им "партия власти" "Ени Азербайджан" ("Новый Азербайджан") празднуют победу. Оппозиционный блок "Азадлыг" ("Свобода"), главный возмутитель спокойствия на прошедших выборах получил всего 12 мест, и эта цифра окажется еще меньше после тщательной проверки-перепроверки азербайджанским ЦИКом итогов голосования. Лидеры оппозиции не проявили бойцовских качеств. Их заявления после подведения предварительных итогов голосования звучали вяло, и были сделаны скорее для проформы, в расчете на свою же "митинговую пехоту". Первые серьезные акции оппоненты Ильхама Алиева планируют лишь на 9 ноября (первоначально называлась дата 8 ноября). Будь у оппозиции более мощные ресурсы, Баку узнал бы свой "Майдан незалежности" или "Площадь Свободы" без всякой отсрочки для уточнения "альтернативного подсчета голосов".
Парламентские выборы в Азербайджане важны, прежде всего, как "вещь в себе". Но значение этой политической кампании не ограничивается собственно одним государством Южного Кавказа. То, что произошло в Баку, может и должно стать своеобразным зеркалом для российских политиков, представляющих сегодня как власть, так и оппозицию. Азербайджан показал, что нашел некий оптимум между демократией и стабильностью, политической традицией и инновациями. Прежде всего, Ильхаму Алиеву удалось убедить и США, и Россию, и Иран в том, что он не просто "достойный сын великого отца". Начиная с 2003 года, он не раз показал, что может держать удар, умеет перехватывать лозунги оппозиции (чего стоит развернутая им борьба с коррупцией в собственной администрации).
Не зря именно российские и иранские наблюдатели признали итоги парламентских выборов первыми. И это несмотря на то, что у Баку и Тегерана целый ворох взаимных претензий и проблем (начиная от Каспия и заканчивая Нагорным Карабахом). Американцы достаточно сдержанно отреагировали на использование административного ресурса, что не должно вызывать удивления. Для США, наученных опытом Ближнего Востока, становится все более очевидным: демократизация в ущерб этатизму в мусульманских странах чревата отнюдь не торжеством либеральных ценностей. А значит лучше уж Алиев с его административным ресурсом и высоким уровнем непотизма и коррупции (в Милли Миджлис Азербайджана баллотировались супруга и дядя президента), чем честные и чистые душой радикал-националисты или того хуже - аятоллы. Иса Гамбар, Али Керимли, Этибар Мамедов с их народнофронтовским "эльчибеевским" прошлым.
Фактически единственным критиком Алиева стали европейцы. "Парламентские выборы в Азербайджане не соответствовали международным стандартам", - с таким заявлением в Баку выступил президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Элси Гастингс. Однако европейское мнение сегодня подвергнуто сильной инфляции в связи с зелеными бунтами во Франции, Бельгии и Германии. Сегодня скорее Баку и команда Алиева поучит политкорректную Европу, как надо бороться с воинствующими исламистами.
Кроме того, Ильхаму удалось продолжить курс отца, который можно охарактеризовать как политику качелей. Он сумел сохранить прозападный вектор политики Гейдара Алиева, наращивая при этом внешнеполитические контакты с Россией. Эта политика принесла результаты. В ноябре 2005 года в победе команды азербайджанского президента были заинтересованы и в Вашингтоне, и в Москве.
Азербайджан продемонстрировал самый высокий для стран постсоветского Востока уровень демократии. > Азербайджан - не восточная деспотия, но и не европейская демократия. Это - конгломератная страна, в которой парламентские выборы и политическая конкуренция сочетаются с непотизмом и клановостью. На своей улице Азербайджан станет примером для подражания. Такого уровня демократических свобод нет в Узбекистане, Туркмении и даже бурно развивающемся Казахстане.
Выборы в Азербайджане показали очень важную закономерность для стран СНГ: избиратели в постсоветских странах не любят однажды проигравших. Оппозиция потерпела фиаско потому, что не смогла найти новые лица, новые лозунги и программы, ввести в политический оборот новые темы. Она застряла на лексиконе Народного фронта начала 90-х. Опыт радикального национал-демократизма совпал в Азербайджане с карабахским поражением, превращением молодой независимой страны в маргинала на международной арене, и рассчитывать на повторение триумфа образца 1992 года в 2005 году не приходилось. В этом урок и для российской псевдолиберальной оппозиции. Если уж азербайджанские оппозиционеры с патриотическим набором лозунгов не могут получить больше 12 мест в парламенте, то на что могут рассчитывать поборники прав ичкерийских революционеров и апологеты Деволта-1998?! Смена лиц и смена вех - актуальнейшая задача.
И, наконец, последнее (по порядку, но не по значимости). Выборы-2005 могут сыграть с Алиевым и его командой злую шутку. Официальный Баку успокаивается. Теперь никакая оппозиция (не уличная, ни аппаратная) не угрожает единству Ильхама и народа. Здесь тоже зеркало для российской власти, занимающейся ежедневным аутотренингом: "В Москве все спокойно".
Принять аналогичный постулат в Баку - значит собственноручно пойти на формирование неконструктивной оппозиции. Она может быть двух видов. Первая - менее опасная внутриноменклатурная фронда, недовольная оценкой собственной роли. Такая группа не имеет связь с улицей, зато обладает властными ресурсами. Вторая - несистемная уличная оппозиция. Сегодня Алиеву удается сдерживать светскую националистическую оппозицию. Но нет никакой гарантии, что социально-политическое недовольство как брэнд не будет запатентовано "союзом базара и мечети".
Политический ислам в Азербайджане пока слаб и даже маргинален. В Баку любят шутить, что "чадру на азербайджанскую девушку не наденет и Бен Ладен". Достаточно посмотреть на эффектную Мехрибан Алиеву, ставшую депутатом Милли Миджлиса. Однако лозунги подавленной и политически деморализованной светской националистической оппозиции могут оказаться в руках исламистов тем паче, что поводов для недовольства властью хоть отбавляй. Это и поражение в Карабахе, и коррупция, и засилье нахичеванцев в высших эшелонах власти.
Не менее важная проблема – преемник. Для того, чтобы выдерживать прозападный вектор внешней политики Алиеву необходимо "соответствовать демократическим стандартам". В этой связи "хождение во власть" Мехрибан Алиевой можно рассматривать как определенный задел на будущее. В будущей президентской кампании супруга нынешнего главы Азербайджана (одновременно - глава фонда имени Гейдара Алиева) может стать главным участником и претендентом. Для Запада будет сделан "гендерный подарок" (вторая Тансу Чиллер). А для внутреннего потребления будет продемонстрирована преемственность семейно-демократическому курсу, который обеспечил постсоветскому Азербайджану право на существование и относительно стабильное развитие.
Сергей Маркедонов - заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа. 9.11.2005
|