КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 10.11.2005
23:30  В Узбекистане чествуют миллионного абонента сотовой связи
22:49  Эхо > Россия и Туркмения готовят "газовую войну" на Кавказе
20:41  А.Пантыкин > Каштанка. Азербайджанская оппозиция выступила против Буша
19:38  Казинформ > Казахстанский академик Купчишин основал новое направление в ядерной физике
18:04  Афганистан ждет старта постройки газопровода из Туркмении в 2006г
16:27  Шашки - наголо! Госдума РФ приняла закон о госслужбе российского казачества
15:25  "Я перевел им деньги..." Б.Березовский подает в суд на ближайших помощников В.Ющенко за мошенничество

13:24  С.Абашин > Надо осудить и прекратить исламофобскую истерию
12:15  Д.Грант > Нынешняя Киргизия тоже коррумпирована. Простые граждане уже приспособились выживать в такой системе (интервью)
11:56  Кто тут на сносях? В Алматы начали убирать незаконно построенные мазанки-халабуды и... многоэтажки
11:53  Девушки играют в ...американский футбол. Матч Казахстан - Киргизия - 20:20 (фото)
11:39  "ВечБишкек" > Соло лапундера, или Свинохвостая макака в поисках славы
11:26  Лимонная кепка. Лидер казахстанской оппозиции Туякбай запутался в цифрах
11:12  А.Кененбаев > Кыргызстан: от "тюльпановой" революции к войне авторитетов
11:03  Дочки-матери и горячие чеченские отморозки. Норвежская история уехавшей из Киргизии Кати Ведель
10:51  Н.Балгимбаев (экс-премьер Казахстана) > Я не забываю соратников и не предаю друзей (интервью)
10:41  Asia-Plus > Школы Таджикистана вводят платные услуги. Кому и за что?
10:37  "Литер" > Военный мускул Содружества. Америка вытесняет Россию с постсоветского пространства
10:34  Русский жить мешает. В Киргизии создан "Штаб по защите госязыка"
09:57  В.Арсенов > Энергетическая стратегия Ирана в Каспийском регионе
09:45  Депутат Маджлиса Таджикистана М.Исломидинов > Узбекистан продолжает нарушать международный запрет на мины
09:44  Dialog.kz > Первый казахстанский блокбастер "Кочевники": блин комом или просто блин?
09:27  Беглое солнце пустыни. Мигрант из Таджикистана завел в деревне под Ульяновском мини-гарем
09:21  "Независимая жизнь". В Кыргызстане создана партия людей с ограниченными способностями
09:20  Newsweek > Как лидер "Аль-Каиды" бежал из американской супер-тюрьмы в Баграме
09:00  International Herald Tribune > Где "цветы" революций? Единственный результат - обновление правящей клики
08:55  "DW" > Нужна ли Киргизии база имени "Ганси": мнения разделились
08:46  Д.Озоди > ЦентрАзийскую оппозицию возглавят... обиженные бюрократы
08:38  Изюмина 33-го саммита "Комиссии постоянных представителей". Узбеки постучались в ЕврАзЭС
08:32  Каримова снова ждут в Кремле. Третий визит за последние полгода
07:59  А.Вартанян > Cитуация в Иране в октябре 2005 года (аналитический обзор)
07:48  С.Маркедонов > Алиевы - это навсегда! Азербайджан станет примером для подражания
07:34  "Тройка" - это к лошадям. Европейцы не хотят сдавать Иран в Совбез ООН
03:11  Первую жену Филиппа Киркорова воспитал Алма-Атинский авиационно-технологический институт(?)
02:06  Смертники взорвали 3 отеля в Иордании: 60 погибших, 300 раненых
00:44  Tribune-uz > Где же ваша объективность, господа российские политологи?
00:17  Щас спою. Киргизский певец Бек Борбиев назначен... начальником таможенного поста "Бишкек-1"
Среда, 09.11.2005
23:53  Обнародование результатов Афганских выборов опять отложено. Скоро 2 месяца как считают...
22:31  Условия содержания лидера "Солнечного Узбекистана" С.Умарова "неприемлемы", - заявление ЕС
21:26  Японские археологи нашли в афганском Бамиане пещерный буддийский монастырь 8 века н.э.
20:25  Туркмения ждет в 2006 году $1 млрд инвестиций в нефтяные проекты
19:58  Мятежные "эркинбаевцы" в Джалал-Абаде поставили юрты на площади и угрожают самосожжением
18:53  Неизвестные облили краской независимого репортера А.Волосевича в Ташкенте
13:54  Исламский бунт или восстание афронацистов? Что происходит во Франции
12:51  В.Володин > Робеспьеры цветных революций. Загадочные убийства революционных детей
11:14  Dialog.kz > Бумеранги заготовлены, роли расписаны. Казахстанская оппозиция готовится к последнему бою
11:03  Бишкекский суд вернул "Бител" (крупнейший оператор мобильной связи) российским владельцам
10:58  Китайские археологи нашли гигантские военные корабли династий Юань и Мин
10:39  Казахстанский взвод нашел и обезвредил в Ираке уже 4 млн. снарядов и мин
10:05  Близ Душанбе открыт "центр подготовки специалистов по уничтожению стрелкового оружия и боеприпасов"
09:58  Х.М.Мохакек > "Я не отказывался от поста председателя парламента". Афганские оппозиционеры перессорились
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Dialog.kz > Первый казахстанский блокбастер "Кочевники": блин комом или просто блин?
09:44 10.11.2005

"КОЧЕВНИКИ": "ЗА" И "ПРОТИВ"

Сравнительно недавно в редакции газеты "Страна и Мир" состоялся достаточно любопытный "Круглый стол" посвященный обсуждению фильма "Кочевники". За ним собрались под эгидой генерального директора редакции "СиМа" Несипа Жунисбая режиссер фильма Талгат Теменев, писатель Турысбек Саукетай, народный художник РК, член Союза художников СССР и РК, заслуженный деятель искусств РК, лауреата премий им. Куляш Байсеитовой и "Тарлан", кавалер ордена "Курмет" Абдрашит Сыдыханов, писатель, кинорежиссер, лауреат Госпремии РК и киноакадемии Франции Сатыбалды Нарымбетов, писатель, лауреат Государственной молодежной премии "Дарын", генеральный директор Издательского дома "Астана" Дидар Амантай, социолог Далелхан Талыбай, главный редактор газеты "Дала мен Кала" Саясат Бейсбай.

Модератор:
- Так каким же должен быть идеальный образ?

А. Сыдыханов:
- Достоевский, прежде чем написать "Идиота", сперва его нарисовал. И пока он не "увидел воочию" идиота, он не приступал к работе над романом. А что в "Кочевниках"?
Я увидел фрагменты фильма по телевизору и ужаснулся: базар-вокзал. Теперь на весь мир покажут нашу неорганизованность. Персонажи одеты неподобающе тому отрезку истории, о котором говорится в фильме. 3-, 6-канатные юрты, которые там показаны, не соответствуют назначению. Они - военные. Хан уважал своих батыров, и они спали в таких юртах.
У наших пред- ков было 92 тамба и знамени, по количеству родов. Это закономерность того времени. Возьмите "Тень воина" Акиро Куросавы. Сколько там знамен?

Т. Саукетай:
- Но у казахстанцев до последнего времени не было суверенитета, многие исторические документы утеряны или находятся где-то за рубежом. Фильм создавали не для того, чтобы снять слепок с могилы хана Аблая, а для показа, как завоевывалась государственность.
Что вы имеете против американцев? Куно Беккер сидит на лошади или выходит на поединок - я не увидел никакой разницы с нашими исполнителями. У каждого поколения, у каждого режиссера есть свой Аблай хан, и его рисуют по-разному. Вот и Аблая показали так, а не иначе. Я разговаривал с разными зрителями, многим фильм понравился из-за того, что хорошо показана жизнь кочевников. И музыка подходящая. Батальные сцены, битва жекпе-жек (один на один) впервые в истории "Казахфильма" особенно удались.
Надо отметить хорошую работу, организаторский талант режиссера Талгата Теменева. Он завершил процесс до конца. В том, что не получилось, Теменев не виноват. Все, что есть хорошего в фильме - его заслуга. Он вмешивался во все, вплоть до стремен и седел на лошадях. Иностранцы разъехались, а отвечает за работу Талгат.
В "Кочевниках" персонажи говорят на разных языках - русском, английском, казахском, есть еще закадровый текст. Все это мы с Ибрагимбековым, Теменевым переводили на один язык, потом - на другой…
Вообще, много чего в процессе съемок осталось незамеченным, а трудились не покладая рук. В итоге получился оригинальный содержательный фильм. И он состоялся благодаря усидчивости Талгата. Он продумывал каждую мизансцену, эпизод за эпизодом. Кинопроизводство - сложный процесс. Надо увязать идеи с действиями, с игрой актеров, с отснятым материалом операторов… Как бы там ни было, казахское кино наконец-то получило олжа (небесный подарок). В "Кочевниках" можно почерпнуть многое для патриотического воспитания молодежи, дружбы народов, борьбы за свою национальную независимость. Все это очень актуально и перекликается с сегодняшним днем. Возьмите сцену, когда Аблай хан остался один. Ханов всегда преследует один и тот рок - одиночество. Разве не об этом фильм?

С. Нарымбетов:
- Фильм до того был интересен, что я сразу перестал оценивать его как профессиональный режиссер и стал смотреть на сюжет глазами любопытного зрителя. Понравилось. Куда бы вы после его показа ни поехали, если скажете, что вы казах или живете в Казахстане, вас будут узнавать - отрицать великую силу искусства не стоит.
Мир идет к глобализации. Штаты ведут нас в нее с помощью своих вестернов. Они восхваляют американские ценности. В Китае же сразу ощутите настроение, что, кроме китайской, нет лучше нации. Везде в мире люди ходят в кино, чтобы видеть местных звезд. В таких обстоятельствах "Кочевники" будут визитной карточкой нашей страны. А критиковать можно все, что угодно…

А. Сыдыханов:
- Но не идя на компромисс.

С. Нарымбетов:
- Есть несколько отраслей человеческой деятельности, в которых каждый мнит себя профессио-налом. Кто из нас не кричал на футболиста, сидя на стадионе: "Да ты, дурак, как ты мог промазать?" А не каждый болельщик мог бы показать классную игру с тем же противником на поле. Профессия повара - из той же обоймы. Люди часто бывают неблагодарны, споря о качестве еды и вкусе. Такое же отношение к кинорежиссерам. Зрители ругают их, указывая на недостатки. Но снимать для экрана непросто.
Нам, как воздух, нужна самоидентификация в условиях свободного рынка и глобализации. Нам нужно наконец понять, кто мы такие, что из себя представляем как народ и какую объединяющую национальную идею хотим иметь.
Я часто задумываюсь, кто такой Нарымбетов? Тот, кто родился в Кордае, ходил в детстве голышом по сырой глине? И это все? Оказывается, я знаю всего трех Нарымбетовых - себя, отца и дедушку. У казахов чтят семь предков. Нет у меня сведений о них. Утерялись они где-то. А ведь до этих семи предков были еще семь, и так далее. За плечами у каждого из моих предков - целая эпоха. Наш же мир стремительно меняется, история нашего государства получила новый виток. Как в этом клубке определить свое место, назначение, понять, откуда ты, какие корни тебя взрастили? И было бы неплохо, если, начиная с Аблая хана, наше государство смогло бы вернуть нам память о предках. И в этом, я думаю, нам поможет кино, самое величайшее из искусств.
Сегодня мы не то что о далекой истории, но даже о своем национальном костюме мало что знаем. Почему в Германии или Франции нас не распознают по камзолу, тюбетейке? Казахи боятся чапан одеть. Думают, что за-смеют. Это от комплекса неполноценности.

Н. Жунусбаев:
- Есть нации, которые много критикуют себя и свои достижения тоже, чтобы достигнуть большего.

Д. Амантай:
- Я прочитал первый и второй варианты сценария "Кочевников" Рустама Ибрагимбекова и вернул их. Но, увидев фильм, понял, что у него будут поклонники. Немалое значение имел и тот факт, что съемки курировал чиновник высшего ранга Имангали Тасмагамбетов. "Кочевники" имеют самое непосредственное отношение к идеологии общенациональной идеи казахстанцев. В этом отношении фильм сыграл свою историческую роль. Для показа иностранной аудитории он подходит как нельзя лучше. Но, конечно, есть какие-то нюансы, недостатки, видные глазу профессионалов. По-моему, надо о них упомянуть, чтобы другие сценаристы и режиссеры, которые будут снимать после "Кочевников" свои художественные картины, смогли впредь не наступать на одни и те же грабли.
Меня привело в замешательство, когда почти в плакатном варианте в фильме с большим пафосом говорят, что мы - казахи. Неужели подразумевалось, что зритель так наивен и не сделает выводы самостоятельно?

С. Бейсбай:
- Интересно, а казахи действительно целовались, как в фильме?

С. Нарымбетов:
- Извините, по сюжету молодые влюбленные остались одни.

А. Сыдыханов:
- На компромисс идти опасно. Один раз соврете, всю жизнь врать будете. Мы не кояны (зайцы). Наши предки были батырами, вон какую огромную землю завоевали. Мы - наследники великих номадов.
Не умеете - не беритесь. Почему русские не снимают Пушкина? Да потому что нет такого человека, который сыграет его. Почему Абая никто не мог сыграть? У современного писателя спросили, какие романы нужно писать, он ответил: "Извращенному народу - извращенные романы". А у американцев на лице - лишь думы о баксах. Мы стали как они. Намыс керек, достоинство надо иметь. Наши предки на компромисс не шли. На Земле - 6 миллиардов человек, значит, 6 миллиардов философий, а Истина одна. Не хочу говорить плохо у себя в доме. Но запомните: фильм этот - компромисс, а один раз на компромисс пойдете, всю жизнь будете в компромиссах. Культуру двигают индивидуумы, как Саке (Сатыбалды), Олжас и другие казахи. Они живут на стыке между Европой и Азией, где нельзя воевать. Пора просыпаться, чтобы не стать букашками. Вы говорите об истории, но мы до сих пор до нее не дошли. Китайцы нам не дают посмотреть ценные источники. За них в свое время Шокан пострадал.

С. Нарымбетов:
- Когда в свое время мы стали смотреть фильмы Куросавы, все заговорили, что это и есть Япония и японцы. Но Тарковский сказал: "Нет, настоящая Япония - другая". И этот Куросава на всех зарубежных фестивалях получал призы и награды. Для японцев он был на экспорт. А вот настоящую страну самураев делали другие режиссеры.
Прихожу к мысли, что фильмы на историческую тему надо делать как для внутреннего пользования, так и для внешнего, то есть - на экспорт. Да, мы находимся в Евразии. С завоеванием суверенитета мы встали на мост среди двух континентов. На противоположном берегу - наши соседи. С каким коржуном мы пойдем к ним в гости и что будет у нас на дастархане, когда они придут? В какой одежде мы будем завтра? Потому, я думаю, что "Кочевники" - картина на экс-порт, для коржуна. А, например, фильм "Кыз-Жибек" - для нашего, внутреннего пользования, дастархана. Хотя надо иметь в виду, что за рубежом картина имела успех, получала призы. И еще. По-моему, неплохо, если будем снимать и про разные жузы, деление на роды. Это же наша история, менталитет. Почему мы не должны знать свою родословную, шежире? Да и если другие будут знать эти вещи, они не будут нас путать с таджиками, узбеками. Возможно, в таких фильмах придется где-то идти на компромиссы. В этом ничего страшного нет. Для того, чтобы продуктивно работать с иностранными специалистами, приходится идти на компромиссы, потому что у них тоже есть своя точка зрения, менталитет. Работать надо сообща. Блокбастер будет демонстрироваться в Америке. Так что наши Досхан Жолжаксынов, Тунгышбай Жаманкулов станут известны на весь мир.

Д. Амантай:
- В Казахстане фильмы не могут принести большую прибыль. За рубежом, где численность населения больше, наши свой куш обязательно возьмут. Возьмите даже русскоязычное пространство СНГ с населением куда большим, чем наше. Такую аудиторию нельзя игнорировать. Коммерческая сторона в искусстве обязательно должна присутствовать, как же тогда оправдать затраты? Но надо сразу определиться, что снимать для телевидения, а что - для кинотеатров.

Д. Амантай:
- Интересно, для чего мы ходим в кино? Чтобы узнать правду, как из хрестоматии, энциклопедии, или для того, чтобы насладиться игрой актеров, понять, как решаются драматические коллизии в жизни героев? Для зрителя, наверное, немаловажно и то, какую сверхзадачу поставил для себя автор, в чем и состоит, собственно, искусство. Потому и надо выбирать - идти за знаниями или за художественным решением конфликта.

С. Нарымбетов:
- Кино действительно подразделяется на две категории: авторское и коммерческое. Возьмите труды Есенберлина. У него история, наука опираются на коммерческий интерес. Помню, как его книги меняли на барана. А вот Абиш Кекильбаев отличается тем, что главным образом субъективно рассматривает нашу родную историю. У него - авторский подход.

Д. Амантай:
- Да, есть тяжелые авторы, которых за один раз приступом не возьмешь.

С. Нарымбетов:
- Но у них - своя аудитория.

Н. Жунусбаев:
- В "Кочевниках" в первый раз мне многое не понравилось. Посмотрев снова, немного оттаял, простил создателям нюансы. По-моему, в фильме отсутствует связующая идея. Может, работа требует продолжения? Это как ребенок, которому еще не обрезали пуповину...

С. Нарымбетов:
- "Кочевники", по-моему, авторское произведение, предназначенное для коммерческого успеха.

А. Сыдыханов:
- Ходжа Ахмет Яссауи говорил, что искусство, любовь, песня исходят из сердца. А коммерция идет из головы. Не делайте из искусства винегрет. Китайские мудрецы считали, что великий путь - легкий, но человек его делает сложным, считая, что таким образом он станет звездой, суперрежиссером, миллионером. Но это все убивает художника, режиссера, артиста, редактора, кого хотите. Компромиссом занимается политика. Когда искусство идет на служение политике, искусство умирает. Менталитет европейца не надо путать с нашим. Европа - это философия. Наши же деды не знали ее, они были созерцателями. У нас чабан мог часами на коне сидеть или стоять на вершине горы. Спросите его, о чем он думал, он сам не знает. Он - даршан, созерцатель реальности. Мы должны быть даршанами, из простой вещи делать необыкновенные. Вот к чему стремится искусство и в чем наш феномен. В "Кочевниках" же красоты нет. Можно было простого чабана одеть, как подобает. А все потому, что американцы нам навязали свое мировоззрение.

С. Нарымбетов:
- Но мы же сами их пригласили.

Т. Саукетай:
- Насколько я понял, от начала и до конца фильм пронизывает идея единства народа. Зрителю доказывают, что непобедимого врага нет. В "Кочевниках" есть многие достоинства: историче-ская правда, хорошие костюмы, прекрасная музыка, батальные сцены. Для меня фильм - сплошное совершенство. Нужно бы провести большую конференцию философов, культурологов в контексте того, как культура вносит свою лепту в самоидентификацию казахов. Если мы бы не критиковали фильм, значит, мы были бы равнодушны. Потому и критику надо учесть. Возьмите индийские фильмы - какая музыка, красивая, яркая молодежь, а ведь многие фильмы не столь многозначительны, как наши "Кочевники".

С. Нарымбетов:
- Я вчера только услышал, что на "Казахфильме" создана студия патриотических фильмов, где будут сниматься "Махамбет" и другие. Об этом вам сообщаю с радостью. И это нужно, как нужна и коммерция. В одном случае мы идем на коммерче-ские цели, в силу необходимости, в другом - ради обмена, получения международного опыта, пиар-кампании партнеров. Когда Шокан приехал из экспедиции, он привез с собой много интересного материала о другом крае Востока. Такая аналогичная миссия и у кино. Делая совместные коммерческие проекты, мы идентифицируем себя в этом мире и узнаем о соседях. Но без авторского кино мы рискуем раствориться в глобализации, растерять свои национальные корни - менталитет, психологию, традиции.

А. Сыдыханов:
- Развлекательные фильмы надо снимать, вот и коммерция будет.

Н. Жунусбаев:
- Да, бесспорно, коммерциализация нужна. А как это согласуется с исполнителем главной роли хана Аблая? У иностранного артиста ведь не то что национального менталитета, но даже каких-то характерных для казаха жестов не было. А ведь для каждого из нас Аблай хан - национальная гордость. Разве можно простить создателям замену героя?

С. Нарымбетов:
- Скажите, кто при жизни видел Кыз-Жибек, Толегена, хана Аблая? И тем не менее есть что-то общее, что сохранилось в народной памяти.

Н. Жунусбаев:
- Нужна ли фантазия авторов? Я говорю о том моменте, когда в юного Мансура целилась добрая тысяча стрелков, и никто не попал с близкого расстояния.

С. Нарымбетов:
- Мне кажется, как раз-таки это уместно. Народные батыры Кобланды, Алпамыс совершали поступки, не укладывающиеся в голове. Фильм про хана Аблая мистичен.

Д. Амантай:
- По-моему, если мы ограничим свою жизнь, свое искусство чисто казахским опытом и, тем более, только местными людьми, мы не придем к большому прогрессу. Как же без новых технологий, веяний со стороны? Не надо бояться экспериментов. Вспомните слова: "Классика - это тоже эксперимент". Раз есть какие-то шероховатости, несовпадающие моменты в фильме, значит, мы имеем право критиковать этот фильм. Искусство - для народа. Кто, если не народ, будет его обсуждать? Пусть будет много разных мнений. Что в этом предосудительного?

Корр.:
- Говорят, что Куно Беккер - исполнитель главной роли - очень был похож на хана Аблая на его портрете.

А. Сыдыханов:
- Его рисовал англичанин, с натуры. Портрет находится в Англии. Еще раз вам напоминаю, что хан Аблай, сей великий человек, гениальный полководец вырос в бедной семье, был пастухом, грязным мальчиком, которого много били за провинности. И этот Сабалак стал ханом, и каким ханом!
> Он руководил 92 родами, тремя жузами и стал грознее, чем Иван Грозный. Это надо уметь доказать. Беднейшие слои населения - основа для старта великих людей. Надо помогать бедным. Верхи помогают низшим социальным слоям, а они, в свою очередь, пополняют их ряды. Мы все - выходцы из аула. Вот это - реальность. Выходцы из народа - Шакен, Олжас, наш Президент. С такой судьбой, предназначением надо родиться.

Корр.:
- Если это реальность, то как же в фильме создали нереальный кадр, когда, на самом деле, Мансур остается в живых после выпущенных в него тысяч стрел?

С. Нарымбетов:
- На фильм мы должны смотреть как на продукт искусства. Мы же верим китайским фильмам и трюкам. А то, что купили фильм в Америке, говорит о том, что этот товар отвечает требованиям убедительности.

А. Сыдыханов:
- В жизни все возможно. Один наш Герой Советского Союза, который получил это звание посмертно, закрыл собой дзот и жив остался. Жил в 6-м микрорайоне Алма-Аты.

С. Нарымбетов:
- Иногда говорят про человека: его даже стрелы не берут, в воде он не тонет, в огне не горит. Возможно, имеют в виду тех, кто пришел целый-невредимый с любой войны. В каждом из населенных пунктов обязательно найдется какой-то ветеран, пришедший с фронта без единой царапинки.

Н. Жунусбаев:
- Меньше всего хотелось, приглашая вас, дорогие гости, вести разговор о бюджете фильма, затраченных на его производство 34 миллионах. Я понимаю, что надо было вернуть вложенные деньги с прибылью, как это делается во всем мире. Открывая гостиную, я думал, что своим обсуждением мы привлечем отечественную публику к просмотру этого фильма. Но больше всего меня очень волнует Аянат Есмагамбетова, о ее игре в фильме столько писали противоречивого. Ведь ее нашли Вы, дорогой Саке, и как же она попала в "Кочевники"?

С. Нарымбетов:
- Когда я приступал к съемкам "Молитвы Лейлы", передо мной прошли более 2 тысяч претенденток. Аянат значилась 827-й. А я ищу своего исполнителя по глазам и своему профессиональному чутью, биотокам. Когда она пришла на съемочную площадку, все сотрудники буквально застыли, Михаил Колбасовский, Наталья Аринбасарова были согласны с моим выбором. Аянат обладает особым магнетизмом, ее глаза выражают тысячу нюансов. На четырех зарубежных фестивалях ее непременно отмечали как лучшую исполнительницу женской роли в моем фильме. После просмотра "Молитвы Лейлы" Иван Пассер, Рустам Ибрагимбеков без проб утвердили ее на роль любимой хана Аблая. Многие спрашивали: "Где ты нашел такое чудо?" В "Кочевниках" актриса говорила на английском языке, но она прекрасно владеет и своим родным.

Д. Амантай:
- Хороший фильм рождается благодаря хорошей литературной основе. Нелишне было включить много разных эпизодов из жизни хана Аблая, которые казахи до сих пор передают из уст в уста.

Т. Саукетай:
- Я участвовал в дубляже и помню, как дотошно следил за процессом Имангали Тасмагамбетов. Пусть побольше у нас будет таких чиновников, которые радеют о культуре. Нам надо готовить патриотов своей страны. Потому Правительству надо поддерживать развитие художественной литературы.

Н. Жунусбаев:
- Талгат Теменев как-то приводил слова Тасмагамбетова: если фильм всем понравится, то казахстанский режиссер будет последним, кто пожнет лавры успеха, если не понравится, то он будет первым виновником драмы. Этот эпизод говорит о многом: насколько важна была данная картина, сколько мы ставили на нее. Фильм противоречивый. Но блистательную игру Досхана Жалжыксынова разве что слепой не заметит. И работу Тунгышбая Жаманкулова. В течение маленького экранного промежутка времени он сыграл запоминающуюся роль. Почему так получилось?

С. Нарымбетов:
- Возможно, это было связано с самим артистом, кто знает? А вот Досхан показал на полную катушку свое мастерство в зрелом периоде.
Было оправданно, что Ибрагимбеков обратился к фольклорно-эпическому повествованию, упуская какие-то детали из биографии хана.

Т. Саукетай:
- Образ друга Мансура - Ералы, на которого, кстати, мало мы обращаем внимания, также передан артистом-иностранцем великолепно. Склонный к философии Ералы уступает Мансуру во многих обстоятельствах, идет на компромиссы, приносит себя в жертву дружбе, идеалам. И еще я хотел сказать, что при дубляже мы учитывали настроение, традиции прошлого. Старались передать его колорит, обращение людей друг к другу. Получилось удачно.

С. Нарымбетов:
- Странно, но некоторые газеты поторопились написать, что "Кочевники" на "Евразии" не получили ни одного приза. Еще и проката не было. Я как член жюри объяснял, что без массового просмотра ни на какой фестиваль "Кочевники" не поедут.

Т. Саукетай:
- Как только стали подписываться международные соглашения, в спор ввязались критики - мол, наши ничего путного не создадут. Разве это правильно? Нерожденному ребенку как можно предсказывать судьбу? Но в то же время взвешенный, объективный анализ наших критиков не мешает, ведь "Кочевники" - пионеры на мировой арене.

С. Нарымбетов:
- "Кыз-Жибек" долго не признавали в Казахстане, а когда я был в Германии, то сам видел, как этнические казахи смотрят копии на видео наравне с программой "Тамаша".

А. Сыдыханов:
- Надо ставить высокие планки. Спорить в профессиональном плане с Европой, Китаем, Америкой сложновато. От Кунанбая, оратора высшего класса, мудреца, сравнимого с греческими ораторами, родился не менее великий Абай. Таких в нашей степи было немного. Мы все сегодня были неплохими ораторами. Наша интеллигенция пока буксует, потому что раскидала камни по всему миру. И пока мы не соберем раскиданные знания, у нас будет хромать история, культура. Когда задача будет выполнена, невиданно расцветет у нас искусство. Потому сами казахи должны чувствовать, что "Кочевники" - это только подступы к новым вершинам. Пусть Аулие-ата свое бата даст. Ауминь!

Гульнур ОРАЗЫМБЕТОВА
09.11.2005

Источник - dialog.kz
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1131605040


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх