А.Хамдамов > Вспоминая Aбдуpауфа Парфи, поэта с Большой буквы 08:51 15.11.2005
""Aбдуpауф Парфи - ПОЭТ с БОЛЬШОЙ БУКВЫ"
Интервью кинорежиссера Алишера Хамдамова (А.Х). социологу Бахадыру Мусаеву (Б.М.).
Весной 2005 года умер Aбдуpауф Парфи, один из последних могикан,представляющий поэзию тюркоязычных народов. Его еще при жизни и друзья, и недруги признавали живым классиком. Прошло некоторое время, позволяющее всем нам - его современникам, более трезво взглянуть на жизнь и творчество поэта, задуматься над тем, какое место занимает (займет) он в литературно - поэтическом, а равно духовном поле узбекского народа. Без сомнения, в скором времени, помимо издания его творческого наследия, выйдет не один сборник воспоминаний об Aбдуpауфе Парфи, автора поэм, сонетов.., - неповторимая индивидуальность которого оставила яркий след в памяти его родных, друзей, коллег, деятелей узбекской литературы.
Я обратился с вопросами к Алишеру Хамдамову, кинорежиссеру, который, как слышал я, был в числе людей, близко соприкасавшихся с поэтом на протяжении ряда последних лет его жизни.
(Б.М.) - Мне известно, что в тяжелые времена, когда Aбдуpауф Парфи испытывал, скажем так, материальные трудности, оказался без квартиры, Вы оказали ему поддержку. В чем выразилась Ваша помощь?
(А.Х.) - Это было в самые первые - "благополучные " годы обретенной независимости. Вспомните 90-е гг. , когда в воздухе витало чувство эйфории начала новой жизни. Aбдуpауф Парфи, как и многие деятели творческой элиты испытал все прелести житейской неустроенности. Я встретил своего бесприютного друга, оказавшегося без жилья, ….Не будет откровением или в новинку, если скажу: мы все, включая людей творческих профессий , являлись членами общества, но негласний закон отстранил нас от активной жизни в смысле резкого ограничения возможности заниматься своим ремеслом, творческой деятельностью в своей профессиональной среде. Именно в эти годы (1995 -1997) жил у меня На Северном Алмазаре (г. Ташкент) в малогабаритке, но 3-х комнатной квартире Aбдуpауф Парфи.
(Б.М.) - Извините, что перебиваю Вас: каким образом он переносил, названные Вами тяготы?
(А.Х.) - Aбдуpауф, по его собственному утверждению, житейскую неприспособленность, обьяснял своебразно: "Вся жизнь идет кувырком, несмотря на все наши старания по обывательски упорядочить наш быт".
> Он был один из выломившихся из своей среды, с виду вполне благополучных, творчески активных людей. Казалось бы, Aбдуpауф был окружен всебщим участием, опекой со стороны, как бы более благополучных своих коллег, у которых было общее дело - творческая самоотдача своему любимому делу. А в действительности, когда ему была нужна маленькая конкретная помощь даже не столько в смысле устройства жилищно-бытовой стороны жизни, а в воплощении его планов по изданию книги стихов, то здесь образовывался вакуум.
(Б.М.) - Известно, Aбдуpауф Парфи принадлежал к числу тех немногих деятелей литературы, кто смог индивидуализировать свое творчество, сохранить свободную творческую натуру. Он не был ангажированным властью поэтом. Более того, в отличии от своих многих собратьев по несчастью и перу, он не стремился добиться внимания носителей власти,желал быть вне всяких партий, вне их узких и "нормальных" больших и маленьких правд и лжей. Хотя, следует отметить,что по своим пристрастиям и мировозренческим позициям он был близок лишь к оппозиционной Демократической партии "Эрк". Наверное, данная составляющая облика поэта, предмет отдельного разговора. Впрочем, эта тема, на мой взгляд, найдет отражение в работах его коллег,друзей по партии. Вместе с тем, хотелось бы знать: каковы были особенности мировоззрения Парфи? Вероятно Вы, общаясь с ним, столь продолжительное время замечали его ориентации во взглядах на общество, отношение к народу и нынешней власти?
(А.Х.) - Вы правы относительно пристрастия и мировоззренческих позиций Aбдуpауфа Парфи. Насколько я знаю он состоял в партии "Эрк" и некоторое время даже принимал активное участие в ее деятельности. Повидимому, это объясняется его обостренным чувством реальности. Несмотря на свой чудаковатый вид книгочея с явно подчеркнутой отстраненностью от времени у него,повторю вновь, наблюдалось острое чувство реального времени, в котором он жил. Вот к примеру. У меня осталось,если так можно выразиться, одно из его рукописных наследий. Это макет книги. Представьте, уже художественно оформленный двухтомник со следующим заглавием и содержанием. Называется книга: Aбдуpауф Парфи. Стихи периода великой государственности Узбекистана. Первый том называется Тишина, второй -Безмолвие. Содержание того и другого тома составляют чистые белые страницы. У меня всегда возникало ощущение двойственности его отношения к окружающей действительности. Казалось бы он открыт для всех и перед всеми. На самом же деле, круга людей, которые были бы ему близки по ощущению времени , по оценкам событий и по определенным моральным принципам было немного.
Затрагивая тему о мировоззрении Парфи, надо отметить, что здесь о многом говорит, употребляемые им слова "продажные", "продажность". Примечательно, что определяя людей, Парфи "взвешивал" их как "продажных" или "не продажных". Речь шла о "продажности" в следующем плане. Занимается ли, например, поэт настоящей поэзией или прислуживает. В понимании Парфи слово "продажный " относительно поэта означало, что последний предал свою профессию, призвание. "Испокон веков, - как -то заметил Парфи, - были поэты и так называемые поэты "прикормленные" продажные".
Может я отклоняюсь от ответа, на поставленный вами вопрос, но не могу не остановиться на следующем. Поэт был в немилости у власти. В частности, и за то, что когда ему дали официально звание народного поэта, он заявил: "я не могу принять такой "дар" власти, когда мой народ в нищете, в бесправии". В этом, если хотите, весь Парфи, его душа, гражданская позиция, мировоззрение.
Однако, он всегда говорил, что он счастливый, имея в виду свое внутреннее состояние свободы.
Странная сложилась у нас пара. Поэт, который живет только поэзией и творческими поисками (как часто я видел, что Aбдуpауф сидит день, ночь и еще день-ночь,чтобы написать две строчки) и режиссера, у которого коробки набитые рукописями не реализованных сценариев. При этом полное ощущение счастья, соразмерности и гармонии с окружающим миром. Нам всегда было весело и трудно. Мы умели радоваться 3-м сваренным в мундире картофелинам и разрезанной луковицей на двоих. Мы могли проводить в спорах ночи напролет, не замечая, что наступил уже рассвет. И теперь , когда по истечению некоторого времени, когда его с нами нет, я начинаю понимать, что эти годы, проведенные с ним, остались счастливейшими в моей жизни.
Он был совершенно человеком Ренессансного плана и глобального мышления. Парфи всегда учился и я видел каким он был восторженным, потрясенным, когда перечитывал Рильке, Блока, Навои, Хайяма, Есенина,… Его можно было застать глубокой ночью за толстым томом Блока в руках. И когда я проходил мимо него заспанный, то натыкался на его широко распахнутый взгляд с воспаленными глазами с выражением немого восторга. Сейчас, говорю Вам это и слышу его (Парфи) слова: "Как могут они называть себы поэтами, не читая, не чувствуя Блока, Апполинера" . Вот он начинает "заводиться" и утверждать: "Никто и ничто не может существовать вне контекста мировой культуры… без того,что нам оставили лучшие поэты, мыслители мира".
Какой он был восторженный ученик Великих Поэтов…Какой удивительный Человек Aбдуpауф Парфи - ПОЭТ с БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
11 ноября 2005 г. Ташкент. Северный Алмазар - махалля "Гузаль"
|