КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 17.11.2005
22:48  В Австрии за отрицание холокоста(!) арестован британский историк Ирвинг
21:33  Турецкие власти дали приказ арестовывать все самолеты Казахстана
20:30  15-ть национал-патриотических партий Киргизии сплачиваются в единый блок
19:25  Мусульмане юга Киргизии выражают недоверие главе ДУМК. Куда идет $1 млн пожертвований?
18:03  Двух американских вояк будут судить за издевательства в Афганистане
17:01  Asia-Plus > Достанется ли таджикам кресло спикера афганского парламента?
14:38  Н.Назарбаев празднует юбилей Alma Mater - Днепродзержинского ПТУ №22

13:32  Financial Times > Китай запретил издание на своей территории иностранных газет - разносчиков "цветных революций"
12:22  Россия вводит в Каспий артиллерийский корабль "Астрахань" и поменяла командующего флотилией
11:47  Кто же ты, Ахлас? Как у обвиненного в покушении на Мушаррафа оказался российский паспорт и русская мама
11:22  Dialog.kz > Последние из могиканок. В бой пошел женский ударный батальон казахстанской оппозиции
11:19  Б.Ауельбаев > Казахстан. Гастарбайтер в своей стране: миграция селян в города несет угрозу...
11:16  Веб-сайт Uzbek-people начинает сбор подписей за арест находящегося в Германии МВД Узбекистана З.Алматова
11:10  В Таджикистане официально зарегестрирована новая партия - Аграрная
11:05  Н.Пахомов > Испуганное уважение. Запад не знает, как быть с Китаем
11:01  Утро.Ру > Киргизия ударила ЕС в спину. Потребовав долги у Украины, Эстонии и пр.
10:45  А.Асроров > Узбекский рынок. Воспитание жестокости у женщин и челноков. Часть 2-я
10:26  Под Алматы открыт мавзолей героического предка Н.Назарбаева - Айтей батыра
10:20  Командир Уральского погранотряда (Казахстан) полковник Уразалинов арестован за махинации с оружием
10:17  В.Путин в Турции официально откроет "Голубой поток"
10:16  Дежавю. Захвачено митингующими здание аксыйского районного акимата в Киргизии
10:12  Поломались и сдались. США все-таки заплатил Узбекистану $23 млн за использование базы
09:41  Никто никому ничего не должен. МИД Киргизии дезавуировало претензии своего посла в США
09:30  П.Муллоджанов > Рахмонов выберет российскую модель смены власти
09:26  С.Бекиров > Куда идет ислам? Религия Аллаха на путях обновления
09:20  Двенадцать. Против кого персонально в узбекском правительстве введены санкции ЕС
09:15  Партия "Эркиндик" собрала 300 тысяч голосов, необходимых для роспуска Парламента Киргизии
09:12  Ч.Шамшиев > Ребус кыргызской экономики. Необходимо оторваться от частных интересов
08:32  В Башкирии возбуждено уголовное дело против узбекского магната И.Махмудова (УГМК)
07:44  Отозваны послы Киргизии в Малайзии (А.Рыскулов) и Великобритании (Д.Сарбагишева)
00:45  Туркменские власти составили "черные списки" сектантов и не пускают их выехать за рубеж
00:41  А.Кененбаев > Киргизия. Станет ли островок демократии гаванью религиозных экстремистов?
00:21  Ш.Султанов (депутат ГД РФ) > "Сионизм абсолютно неприемлем исламом"
00:10  Ахтар Мухаммад > Гости, которых не звали. Афганистану не нужны "пропагандисты демократии"
00:03  Frankfurter Rundschau > Без угрызений совести. Каримов вернулся из Москвы с большим подарком
00:01  Военное преступление! США признались, что жгли иракцев запрещенным Международной конвенцией фосфором
00:00  Индия купит у России... армию. Контракт века на $10 млрд
Среда, 16.11.2005
23:30  Сбербанк России присматривает для покупки банк в Казахстане
22:32  Вышел в свет 1-й том "Антологии Казахской музыки"
21:25  Москва. Суд отказал в праве на убежище в России экс-таджикскому министру Х.Насруллоеву
21:00  Битву за интернет выиграли американцы
20:28  А.Кокошин (глава комитета СНГ ГосДумы РФ) > "Мы в России можем и должны защищать интересы русских в Казахстане"
19:17  С предоплатой. Узбекистан согласился продать Киргизии в 2006 году 750 млн. кубов газа
17:22  "Приоритет - техническому сотрудничеству", - интервью нового посла Индии в Узбекистане С.Р.Тайала
14:04  А.Малашенко > "Узбекистану есть, наконец на кого приклониться..."
12:48  В Синьцзяне выявлена эпидемия "птичьего гриппа"
12:47  Уважаемые друзья! Предлагайте свои изменения в Конституции Киргизии по адресу - legal_2@mail.gov.kg
11:57  За что они боролись? Почему Казахстан помогает постреволюционным странам
11:50  Т.Панджшери > "Ученики" и "учителя" псевдодемократии. Карзай не замечает пропасти под ногами
11:41  Российские инвесторы грозят уйти с киргизских сахарных заводов. Им не дают продавать товар в Казахстан
11:35  "Арена" > Все больше узбекистанцев предпочитают знакомиться при помощи Интернета
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
С.Бекиров > Куда идет ислам? Религия Аллаха на путях обновления
09:26 17.11.2005

Ислам представляет собой духовную реальность всемирного масштаба, которая коренным образом видоизменила образ мыслей и поведение людей, принявших его. И сегодня исламская цивилизация существует и проявляет себя всюду, где живут мусульмане.

Больше, чем религия

Мусульманами сегодня являются свыше 1,2 млрд. людей во всех уголках земного шара - представители разных рас, народов и культур. Кроме того, ислам на протяжении всей своей истории оказывал существенное воздействие на другие цивилизации, особенно западную. И в наше время ислам не только играет огромную роль на мировой арене - его влияние очевидно не только на Ближнем Востоке, но и на христианском Западе, в России, Индии, Юго-Восточной Азии и других регионах Азии и Африки.

Ислам рассматривает религию не как часть жизни человека, не в качестве некоего особого вида человеческой деятельности (наряду с экономическими отношениями, политикой и т.д.), а именно как основу и сущность жизни, которая должна определять все земные человеческие помыслы и поступки. Вот почему назвать ислам просто религией - недостаточно. В обывательском светском сознании религия - это всего лишь часть человеческой жизни, нечто такое, на что человек тратит часть своего времени, мыслей и сил. Ислам же - это нечто неизмеримо большее, это и есть образ жизни и мысли человека. С исламской точки зрения нет и не может быть грани между религиозной и светской сторонами жизни человека. Между прочим, прилагательное "светский" даже трудно адекватно перевести на арабский язык, такого слова в арабо-мусульманской традиции попросту не было. Ислам в принципе никогда не признавал и не признает разделения человеческой жизни на религиозное и светское в силу того, что источник жизни только один - Единый Бог, и в Его власти находится все и вся. Это означает, что в исламе изначально нет и не может быть ничего, лежащего вне сферы религии (ад-дин), и любой человеческий поступок, любая мысль получают четкую оценку с религиозно-правовой точки зрения. Причем осознание Бога как единственной изначальной сущности и источника человеческой жизни должно являться для мусульманина не некой абстрактной идеей, а именно руководством к действию.

Три модели

В современном мире ислам как социальное явление представляет собой в глазах его приверженцев не только универсальную религиозную систему, в рамках которой в ходе исторического развития в сложном взаимопереплетении находились различные школы и направления мусульманского богословия и права, но и модель идеальной организации общества, которая может рассматриваться в трех разновидностях. Их условно именуют традиционалистской, фундаменталистской и модернистской. Традиционализм характеризуется тем, что его сторонники выступают против каких-либо реформ ислама, за сохранение ислама таким, каким он в основном сложился в эпоху докапиталистических социально-экономических, политических и культурных институтов и представлений. Они предлагают возвратиться именно к указанному состоянию ислама, противодействуя при этом каким-либо переменам - как в религиозной сфере, так и в общественной жизни. Носителями традиционного сознания, как правило, являются представители официального мусульманского духовенства, поддерживающие правящие режимы. Сегодня сторонники традиционализма выступают за сохранение той версии ислама, которая исторически сложилась в той или иной стране, регионе, на той или иной территории, а также противодействуют каким-либо переменам, как в религиозной сфере, так и в общественной жизни.

Однако для многих мусульман во всем мире эталонной формой организации исламского общества и государства продолжает выступать первая мусульманская община в Медине в период государственной деятельности Пророка Мухаммада (622 - 632 гг.). Именно в тот период в Медине возникли надродовая мусульманская община и протогосударство, во главе которых стоял Мухаммад, обладавший всей полнотой светской, духовной и судебной власти. Этот опыт среди мусульман считается временем идеального правления в исламе. В период исламского средневековья людей, которые выступали за возврат к мусульманским ценностям, культивировавшимся во времена пророка, называли традиционалистами из-за их целеустремленного желания следовать ранней исламской традиции. Однако в настоящее время это течение принято называть либо западным термином "фундаментализм", либо арабским - "салафизм".

Фундаментализм (или возрожденчество) определяется тем, что его приверженцы выступают за восстановление принципов "чистого" ислама, освобождение его от позднейших наслоений (которые защищают традиционалисты), призывают к полному претворению в жизнь норм ислама. Фундаменталисты провозглашают в качестве своей цели восстановление в современной жизни мусульман конкретных институтов и норм времен пророка Мухаммада и первых четырех (праведных) халифов. Преувеличивая значение уравнительных принципов в жизни мусульман того времени, фундаменталисты видят в ранней исламской общине идеальное объединение верующих на основе равенства и справедливости.

Вместе с тем, термин "фундаментализм" впервые был использован отнюдь не в исламе, а для определения консервативного движения в евангелической церкви Соединенных Штатов. В этой связи необходимо видеть существенную разницу между христианским фундаментализмом, который ассоциируется, прежде всего, с запретами в морально-этической сфере, и современным исламским фундаментализмом, который означает позитивный возврат к первоисточнику мусульманского права - Корану. В настоящее время западными учеными и политиками термин "исламский фундаментализм" понимается как совокупность течений мусульманской общественной мысли, направленных на укрепление веры в основополагающие источники ислама, неукоснительное выполнение предписаний Корана и требований законов шариата, введение традиционных мусульманских установлений в качестве обязательных норм всех сторон жизни.

Политизация ислама и экстремистские проявления воинствующего исламизма предстали в последние десятилетия в общественном сознании, международной публицистике, а иногда даже в трудах ученых именно как "исламский фундаментализм". В нашей стране, особенно после развала Советского Союза и начала военных действий в Чечне, зачастую "исламский фундаментализм" в массовом сознании ассоциируется с угрозами и вызовами российской государственности, с радикализмом, экстремизмом и даже терроризмом. Подобные домыслы и страхи выливаются в разгул бытового национализма, в исламо- и ксенофобию, что проявляется в многочисленных публикациях на тему "исламского фундаментализма". Вместе с тем, все большее количество зарубежных и отечественных обозревателей выступают за более взвешенную оценку самого исламского фундаментализма и высказываются против чрезмерно вольного подхода к использованию этого и других понятий в качестве терминов - "страшилок". На деле же главными распространителями экстремизма и терроризма среди мусульман выступают крайне политизированные радикальные группировки вроде "Аль-Каиды", деятельность которых ни в коем случае не следует отождествлять с исламом вообще.

Следующей значительной тенденцией в современном исламе выступает модернизм ("джадидизм"), который определяется тем, что его сторонники-реформаторы стремятся реформировать, приспособить мусульманскую догматику к нуждам современного развития, отбрасывая или замалчивая одни положения и развивая другие. Они настаивают на возможности синтеза ислама с современными западными либеральными (ранее - и социалистическими) ценностями и институтами. Носителями этого типа религиозного сознания являлись, в частности, сторонники "исламского социализма". К модернистам относятся приверженцы эволюции ислама путем его реформ, "обновления", переосмысления Корана и Сунны, предписаний мусульманского права.

Движение за модернизацию ислама с рационалистических позиций зародилось на рубеже 70 - 80-х гг. XIX в. в Египте и позднее распространилось во всем мусульманском мире. Формально реформаторы выступили с консервативных позиций под лозунгом возрождения ислама в первозданной чистоте, призвали к освобождению вероучения от накопленных за прошедшие века искажений и наслоений. Однако, в отличие от фундаменталистов, добивающихся преодоления социально-экономической отсталости мусульманских народов через возврат к идеализированному "золотому веку" правления Пророка и первых четырех праведных халифов, сторонники модернизации ислама озабочены поиском путей прорыва к социальному прогрессу, преследуют цель трансформации традиционного общества в современное и включение его в "цивилизованный мир".

Первым крупным деятелем реформаторского движения в исламе, разработавшим его исходные положения, был знаменитый мусульманский мыслитель Джамаль-ад-дин аль-Афгани (1838 - 1897). Выдвинутые им религиозно-философские идеи развил один из его учеников - муфтий Египта, профессор мусульманского университета аль-Азхар в Каире шейх Мухаммад Абдо (1849 - 1905). Критикуя закосневший, не способный к реформам современный ему ислам, видный египетский модернизатор в то же время прославлял ислам как высшее достижение духа. Модернизация ислама, считал Абдо, возможна только при признании незыблемости Корана как "священной опоры" мусульманского общества. В то же время он боролся с традиционалистами, которые отвергали право свободного, рационалистического толкования догм, выступал против слепой веры в схоластическое учение, созданное поздними теологами. Отвергая понимание религиозной веры как только внутреннего состояния, шейх Мухаммад Абдо подчеркивал ее необходимую связь с практическими действиями: "Гордость за великое прошлое должна перерасти в строительство своего настоящего и будущего". По убеждению Абдо, модернизация ислама должна была повлечь за собой постепенное преобразование общества, просвещение народа, реформы в направлении парламентской демократии. С тех пор и по сей день, в противоположность традиционалистам и особенно фундаменталистам, реформаторы-модернисты утверждают, что ислам - это религия универсального гуманизма, проповедующая общечеловеческое братство. Исходя из таких мировоззренческих установок, реформаторы настаивают на том, что религиозная терпимость представляет собой основополагающий принцип ислама. Отсюда, например, "джихад" толкуется ими либо как исключительно оборонительная война, либо как борьба за духовное обновление и экономическое процветание.

Поиски пути

Сегодняшний ислам продолжает функционировать в борьбе идей и мнений, находится в состоянии поисков дальнейшего пути развития. В каждой стране имеются разные группы, которые предлагают свой путь и выступают за решение возникающих проблем на базе предлагаемых ими концепций. Одновременно следует подчеркнуть, что все три вышеназванные идейные течения в исламе (традиционализм, фундаментализм и модернизм) как в теории, так и на практике носят довольно условный, расплывчатый характер, нередко наблюдается их наложение друг на друга, определенное смешение, что вносит путаницу в процесс их осмысления, определения и исследования. Неоднозначность трактовки этих терминов всегда представляла серьезную проблему, как на научном уровне, так и в массовом сознании.

Что же касается понятия "исламский радикализм", то оно условно применимо к определенным частям всех трех идейных течений. Но
> термины "исламский радикализм" и "фундаментализм" далеко не тождественны. Умеренность составляет основное содержание ислама, как религии мира, добра и терпимости. Хотя радикальное меньшинство присутствует во всех трех течениях. В целом же ислам сегодня имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для усиления своих позиций.

Сергей БЕКИРОВ.
*39 за 2-9 ноября 2005

Источник - Российские вести
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1132208760


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх