Б.Ауельбаев > Казахстан. Гастарбайтер в своей стране: миграция селян в города несет угрозу... 11:19 17.11.2005
ГАСТАРБАЙТЕР В СВОЕЙ СТРАНЕ
В городах Казахстана, особенно в крупных мегаполисах, складывается ситуация с которой сталкивается любое государство ставшее на путь модернизации. Она из порядка тех проблем, когда рост населения опережает инфраструктурные возможности урбанизированного пространства. Зачастую в этом случае вокруг сверкающих дворцов возникает серая масса хижин, обслуживая первых и угрожая им. Но в нашей республике все складывается иначе, по-особому.
Миграция сельского населения в город во все времена являлась дополнительным трудовым ресурсом, а в переломные моменты - основным. В советское время этот процесс практически оставался постоянным и обеспечивал реализацию крупных индустриальных проектов поставленных правительством. Наиболее активное переселение не только сельского населения, но и из других городов наблюдалось в столичные центры, туда, где концентрировалась вся культурная жизнь страны. В целях равномерного и спланированного расселения людей государственная система строго регулировала этот процесс посредством паспортного режима.
Поколению выросшему в советское время хорошо известно такое понятие как "прописка". Молодым казахстанцам это слово также понятно, но уже имеет другое содержание, нежели когда-то, тот четырехугольный штамп в паспорте играл в жизни человека судьбоносную роль. Вокруг "прописки" свое время бурлили страсти. Люди, имевшие городскую прописку, считались ее счастливыми обладателями, имели исключительное право при устройстве на работу и, соответственно, доступ к благам цивилизации, которые мог дать город. Наиболее привилегированным в то время было быть алмаатинцем, менее - жителем областных центров, ну а в сельской же местности получить чернильную печать в документ удостоверяющий личность было не так сложно как в городе. Всегда можно было найти родственников или просто добрых людей. Человек, лишенный прописки, становился вне общества со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.
С обретением независимости и началом строительства демократического общества вместе с советским красным паспортом канули в небытие, как прописка, так и другие в ней отметины. Казахстанцы как бы начали жить заново, с чистого листа и новыми документами. Для всех вдруг открылись большие возможности – ибо новый правовой принцип гласил: "разрешено все, что не запрещено законом" вместо прежнего: "разрешено только то, что определено законом". Более актуальным уже стали не бюрократические формальности, а право владения собственностью, но единственное что могли приватизировать простые граждане - это свои квартиры.
Одновременно был снят юридический заслон для миграции аграрной части населения в город. Возникшие возможности в предпринимательской деятельности для широких слоев населения, а так как объекты легкой и тяжелой промышленности стали останавливаться, определили для многих приезжих рабочие места именно в этом секторе. Для большинства бывших аулчан городская социализация начиналась не у проходной завода или фабрики, университета или ПТУ, а на барахолках, базарах и комках или же в криминальных структурах, так как здесь не действовали правила паспортного стола. Некоторое время проблема трудоустройства приезжих компенсировалась массовой миграцией жителей городов за пределы Казахстана (в Германию, Россию и др. страны).
Естественно, сельские мигранты отличались от своих городских соотечественников особой непритязательностью. Зачастую жизнь и быт ограничивались рабочим местом. Говорить о каких либо социальных услугах - как квалифицированное медицинское обслуживание, профессиональное образование или о других социальных гарантиях не приходилось, ибо опять, как старый призрак, всплывал паспортный контроль.
Не смотря на то что, формы миграции со временем эволюционируют, и некоторым все же, как-то удалось приобрести недвижимость в черте города (например, в таких районах, как Думан, Шанырак, Калкаман) или каким-то образом устроить свое местопребывание, найти работу благодаря размахнувшемуся строительству или же приобрести подержанное транспортное средство для частного извоза, положение нельзя назвать удовлетворительным.
Большинство приезжих из сельской местности до сих не имеют постоянного крова над головой. Их работа не нормирована и сопряжена с постоянным риском для здоровья. Само же существование сопряжено с прессом, как со стороны представителей правоохранительной системы, так и криминальных структур. В последнее время муниципальные службы для наведения порядка, изымают общежития или самозахваченные земельные участки, где в основном они обосновались, в пользу так называемых законных владельцев. Вспомним недавние репортажи в СМИ о выселении жильцов из общежитий, о пресечении попыток самозахвата земель на окраинах Алматы с помощью отрядов специального назначения. Так же администрации средних образовательных школ требуют от обратившихся к ним документы, подтверждающие местожительство в данном районе (Книгу регистрации граждан). В свою очередь городские районные поликлиники, в том числе и детские, действуют по такому же принципу.
Несмотря на высокие цены аренды жилья, осенью этого года они поднялись еще в два, три раза. Это еще более усугубляет положение жителей городов и столиц прибегающих к услугам аренды. В том положении, в котором оказались бывшие сельчане, когда правовое поле их местопребывания не урегулировано, а правовое сознание оставляет желать лучшего, государственная жилищная программа по ипотечному кредитованию им недоступна, а приобретение частного дома или квартиры из-за непомерно высоких цен на них практически невозможно. Когда у государства нет адресных программ, а государственные службы наводят порядок путем ревизий на строительных площадках или других объектах для выявления фактов нарушения трудового законодательства или, применяет другие подобные меры, корень социальных вопросов будет оставаться нерешенным, и со временем эта проблема может перерасти в болезненные для всего общества формы. Если сегодня переселенцы прячутся от социальных работников, обходят стороной государственных чиновников, избегают встреч с полицией, то завтра им это надоест, ведь на баррикады людей толкают не идеи, а отчаяние.
Таким образом, мы имеем граждан своей страны, но только в роли гастрабайтеров. Но если гастрабайтерами называют иностранных рабочих, и те еще имеют надежду на заработок и возвращение домой на родину, то для наших соотечественников круг перспектив с каждым годом сужается. За отвлеченным понятием "маргинальные слои населения", когда по выражению некоторых кабинетных ученых-теоретиков, это те люди, которые были оторваны от своей традиционной культурной основы, но еще не социализировались в новой среде и находятся в неком пограничном положении, образуя собственную субкультуру, стоят конкретные человеческие судьбы. А когда этот слой становится многочисленным, социальные проблемы перерастают в сферу политики.
Сегодня, в предвыборной гонке о них также забыли. Ни один из политиков не делает на этот социальный слой свои политические ставки, так как они все равно не будут участвовать в выборах, и таким образом, не создают электорального поля. С другой стороны эта проблема слишком уж трудноразрешима и требует больших затрат. С третьей, так как большинство прибывших из села в город – казахи, проблема может приобрести этнический характер, а этого обычно стараются избежать отечественные политики.
Не видеть эти проблемы было бы слишком близорукой политикой. Тем более что именно в этой среде нарастает недовольство. Бесперспективное существование и отсутствие правовых гарантий, когда в городе для них находится лишь низкооплачиваемая, тяжелая и непривлекательная работа, а при нарушении трудового законодательства или правил производственной безопасности крайними остаются не работодатели, а рабочие. Когда нет возврата назад, ибо в селе положение для них будет еще хуже. Когда нет надежд на улучшение жизни и нет перспектив для своих детей, подорваны традиционные устои, а городская среда наполнена соблазнами и криминалом – все это в совокупности создает благоприятную среду для протестного электората. Вопрос только в том, кто воспользуется этим, ибо в этом положении все демократические достижения остаются пустым звуком.
> Мы уже видели как на примере соседнего Кыргызстана социальный взрыв, спровоцированный радикальными политиками, привел страну к социальному и политическому кризису. И даже в благополучной Европе эти проблемы сказываются весьма плачевно. Таким образом, уже сейчас необходимо задуматься над этой проблемой и находить новые механизмы социализации населения.
Болат Ауельбаев 14.11.2005
|