Что предлагает казахстанцам "великолепная четверка"? Анализ программ альтернативных кандидатов в президенты 07:49 18.11.2005
Ерлан Карин, обобщив все то, что в последнее время было написано и сказано претендентами на президентское кресло, пришел к выводу, что, несмотря на внешние различия, кандидаты не так далеки друг от друга в своих устремлениях.
Правда, по словам политолога, в его выводах может быть некоторая погрешность, так как политиками, особенно ведущими борьбу за власть, нередко публично заявляется одно, а делается совершенно другое. Тем не менее в этом и ближайших номерах "Литера" предлагаем читателям анализ перекликающихся между собой разделов из претендентских обещаний "светлого будущего".
Президентская власть
Позиционируя себя в качестве демократической и находящейся в той или иной степени оппозиции к действующей власти, альтернативные кандидаты в первую очередь посчитали своим долгом высказаться в пользу реформирования института президентской власти.
Мэлс Елеусизов говорит всего лишь о перераспределении властных полномочий президента в пользу парламента и судебной ветви власти, правда, без обозначения конкретных мер и их результатов. В связи с этим неизвестно, какие именно полномочия он предлагает забрать у главы государства.
За ограничение полномочий президента страны в целом и без приведения деталей также выступает Ерасыл Абылкасымов, который, например, намерен сократить срок президентских полномочий до пяти лет. Громадные намерения в отношении президентской власти представлены у Алихана Байменова и Жармахана Туякбая. В частности, оба они выступают за то, чтобы одно и то же лицо могло занимать должность президента республики только один раз. Срок полномочий главы государства ограничивают пятью годами, а сами эти полномочия, по их мнению, должны распространяться в основном на вопросы обороны, внешней политики и представительских функций. Кроме того, эти кандидаты выступают за то, чтобы президент мог быть отстранен парламентом от должности в случае совершения не только государственной измены, но и иных тяжких преступлений.
> Единственным серьезным различием между ними по этому вопросу является то, что Туякбай полностью исключает из компетенции главы государства право законотворчества. Байменов же, наоборот, предоставляет президенту право законодательной инициативы, но исключительно в рамках своих конституционных полномочий.
Парламент и правительство
Относительно парламента все четверо сходятся только в необходимости увеличения численности его депутатов, избираемых по партийным спискам. Елеусизов, к примеру, предлагает довести количество парламентариев до 50 процентов от состава парламента.
В то же время Абылкасымов, Байменов и Туякбай выступают за то, чтобы парламент-мажилис – был однопалатным. При этом последние двое считают, что он должен состоять, как минимум, из 150 депутатов, одна половина которых избирается по партийным спискам, другая – по одномандатным округам.
Абылкасымов же предлагает, упразднив сенат, увеличить действующее число депутатов мажилиса – 77 человек еще на 20. Таким образом, по его мнению, число парламентариев должно составлять 97 человек, 30 из которых будут избираться по партийным спискам. Хотя при этом каких-либо аргументов в пользу такого подхода кандидат не приводит.
Позиции трех указанных выше кандидатов сходятся также в вопросе формирования правительства республики. Эту процедуру они отдают в компетенцию парламентскому большинству, представленному одной политической партией либо коалицией партий. В связи с этим правительство по вопросам своей деятельности будет подотчетно преимущественно парламенту.
Местная власть
Относительно системы власти на местах все четверо альтернативных кандидатов убеждены в необходимости введения прямой выборности акимов всех уровней населением соответствующих административно-территориальных единиц. При этом Туякбай отводит для избранных акимов срок полномочий почему-то в три года.
Все эти кандидаты также сходятся в необходимости повышения статуса и расширения полномочий маслихатов. В то же время по некоторым вопросам формирования и функционирования данных органов у них имеются определенные расхождения.
В частности, Байменов выступает за то, чтобы маслихаты были созданы и действовали во всех городских и сельских населенных пунктах, имея при этом статус представительных органов местного самоуправления. Елеусизов намерен обеспечить переход к функционированию маслихатов на постоянной основе. Туякбай заявляет о необходимости избрания депутатов областных маслихатов так же, как и парламентариев, по партийным спискам и одномандатным округам по принципу "50 на 50". При этом, как для акимов, срок полномочий маслихатов одного созыва, по его мнению, не должен превышать трех лет.
Политические партии
Общим у данных кандидатов является и стремление усилить позиции политических партий в общественно-политической жизни страны. При этом Байменов и Туякбай добиваются отражения их статуса и роли в Конституции РК. Кроме того, последний из них вместе с Абылкасымовым заявляют о необходимости введения государственного финансирования деятельности партий. Вместе с тем, если у Туякбая, как следует из разработанного им и его соратниками проекта новой Конституции РК, каких-либо ограничений в этом вопросе нет, то Абылкасымов устанавливает бюджетное финансирование лишь в отношении тех партий, которые на парламентских выборах наберут не менее пяти процентов голосов избирателей. Помимо этого, Абылкасымов выступает за отмену действующего закона "О политических партиях" и недопущение определения минимальной численности членов партии в 50 тысяч человек. Однако в рамках этой меры он также предлагает распустить действующие партии, чтобы потом приступить к созданию новых партий на основе нового закона, регулирующего их создание и деятельность.
Что касается позиции Елеусизова по данному вопросу, то она затрагивает лишь предложение о расширении полномочий партийных фракций в представительных органах власти всех уровней.
СМИ и свобода слова
По вопросу обеспечения свободы слова и права граждан на получение и распространение информации Абылкасымов выражает намерение пересмотреть действующий закон "О СМИ" как не отвечающий, по его мнению, интересам большинства населения республики. С ним в этом вопросе согласны Елеусизов и Туякбай. В то же время последний из них идет дальше своих коллег и считает, что никакого закона о СМИ вообще быть не должно, поскольку, на его взгляд, функционирование масс-медиа не требует прямой законодательной регламентации.
Туякбай также выступает за то, чтобы государство стало гарантом подлинной свободы и независимости прессы, за абсолютную прозрачность состава учредителей и собственников СМИ, становление и развитие за счет республиканского бюджета общественного телевидения. По последнему моменту аналогичной позиции придерживается и Абылкасымов. Кроме этого, он намерен расформировать действующие медиа-холдинги. Елеусизов дополнительно предлагает обеспечить поддержку региональной прессы, а также проведение регулярного мониторинга по соблюдению прав СМИ и журналистов.
Что касается Байменова, то главным в его позиции по данному вопросу стоит принятие мер, не допускающих монополизации СМИ. Он также намерен добиваться ограничения прав и возможностей исполнительной власти по влиянию на СМИ и передачи управления государственными СМИ образуемому парламентом и подотчетному ему общественному совету. Продолжение следует.
Игорь НЕВОЛИН, 18.11.2005
|