Недопустимо, когда бандиты прессуют власть. Киргизские власти меняют тактику? 08:49 23.11.2005
Я сказал: "Гор–р–рбатый!"
162 организованные преступные группировки насчитали в Кыргызстане отечественные силовики. Чтобы бороться с ними, а также другими криминальными элементами, государство готовится увеличить численность милиционеров и сотрудников спецслужб на 2–4 тысячи человек.
Президента достали оборотни в погонах...
Заседанием Совета безопасности начали власти новую неделю. Поводом для сбора госмужей послужило обострение криминогенной обстановки, встревожившее не только простых граждан, но и руководство страны. Президент Курманбек Бакиев был вынужден признать, что с начала года значительно выросло количество тяжких и особо тяжких преступлений. А торговля оружием и боеприпасами приняла... неконтролируемый размах. - Приходится констатировать, что действия правоохранительных органов недостаточно адекватны, - отметил Курманбек Бакиев. И добавил, что силовики не предпринимают действенных мер против наркотрафика и коррупции. "В борьбе с экономической преступностью было много декларативного, - заявил президент. - Но конкретных мер в последние годы предпринято не было. Вот эта тенденция продолжает наблюдаться и сегодня. Ни со стороны МВД, СНБ, других правоохранительных органов не чувствуется активной действенной работы. Руководители поменялись, казалось бы, пришли опытные люди, профессионалы, но эффекта нет".
На рост преступности, как считает президент, повлияло и падение доверия к правоохранительной системе со стороны граждан. Серьезные претензии звучат в адрес следствия. За 10 месяцев 2005 года, по его данным, силовики незаконно привлекли к уголовной ответственности 183 человека. > "Продолжают иметь место факты предательства сотрудниками правоохранительных ведомств служебного долга, - сказал Бакиев. - Они сращиваются с преступными элементами. Иначе низкий уровень раскрываемости и все, что творится в силовых органах, не объяснишь".
В Кыргызстане, по данным МВД, создано более 850 народных дружин и около 1000 судов аксакалов. Но в основном существуют они лишь на бумаге, поскольку реальной отдачи, по мнению президента, от них нет. Глава государства поставил властям на местах задачу - всемерно поддержать борьбу с преступностью. Но вот справятся ли? Впрочем, об этом чуть позже.
Еще одна причина разгула преступности, по мнению Бакиева, - сокращение численности силовиков. За годы независимости, как утверждает президент, личный состав правоохранительных органов уменьшился более чем в два раза. А профессионализм... "Наиболее честных оперативников выгнали, - говорит глава государства. - Они оказались неугодными... А сегодня разводим руками и удивляемся: "Почему у нас растет преступность?". А потому, что некому бороться".
Вина в росте влияния криминалитета возложена и на Фемиду. К ней, как известно, претензий не меньше, чем к силовикам. Кыргызские суды, по словам президента, грешат волокитой, мягкими приговорами по отношению к серьезным преступникам, заинтересованностью арбитров при вынесении решений. "Будет ли в таких условиях улучшаться криминогенная обстановка?" - интересуется Бакиев. Ясен день - нет. Что делать? Первым на столь непростой вопрос попытался ответить генпрокурор.
...а генпрокурора - экстремисты и пикетчики
Генеральный прокурор Камбаралы Конгантиев по некой традиции свел причины обострения криминогенной обстановки к ошибкам прежнего руководства страны. "К сожалению, все проблемы нельзя решить в одночасье, - добавил он. - Но на карте - безопасность граждан и всей республики... Организованная преступность консолидировалась, вооружилась, стала более агрессивной. Это в свою очередь позволяет отдельным преступным группировкам держать под жестким прессингом не только местные органы власти, но и парламентариев, центральные органы государственной власти. Это остается безнаказанным, что порождает новую волну беззакония".
Уголовщина, как признает генпрокурор, действительно теснит закон по всем фронтам. Причем самыми неблагополучными регионами, по данным Конгантиева, считаются Бишкек и северные области страны - Таласская, Чуйская и Иссык–Кульская. Более половины зарегистрированных преступлений связано с посягательством на собственность. В милицейских сводках чаще мелькает огнестрельное оружие. Свыше тысячи единиц уже изъято. Но на руках у граждан осталось гораздо больше.
Криминалитет, по словам генпрокурора, изменился и количественно, и качественно. Конгантиев утверждает, что организованная преступность сращивается с экстремистами. Поддержка уголовников, судя по его словам, вдохновила тот же "Хизб ут–Тахрир" открыто выйти из подполья с требованиями о свержении власти и создании в Фергане отдельного государства.
Серьезную угрозу безопасности, как считает Конгантиев, представляют массовые акции протеста. Их с начала года в Кыргызстане насчитали свыше 2286. А вот организаторов выявлено значительно меньше. Всего... 11 (!) человек.
- Попустительство со стороны правоохранительных органов, - говорит генпрокурор, - порождает новые еще более наглые и агрессивные действия нарушителей правопорядка. И может привести к полной анархии и потере государственного управления.
Особую опасность, по мнению Конгантиева, представляют акции гражданского неповиновения, участники которых требуют отставки президента. Генпрокурор напомнил Совету безопасности о нестихающих митингах в Аксы. Он полагает, что последние могут обернуться новыми маршами на столицу и беспорядками. Так же, как выступления барскоонцев и самозахватчиков. "Граждане должны знать, что ни один факт давления на власть не окажется безнаказанным", - заявил Конгантиев.
Генпрокурор вновь выступил с идеей о введении моратория на митинги, пикеты и шествия. Он убежден, что с преступностью и правонарушениями нужно бороться особенно жестко. В ближайшие дни Конгантиев намерен по этому поводу созвать координационное совещание всех силовых структур. "Сегодня ради интересов Отечества и народа надо находить и применять меры, адекватные вызовам и угрозам времени", - говорит он.
Задавят числом. А умением?
О чем говорили другие участники Совбеза, увы, осталось тайной за семью печатями. Точнее - дверями зала заседаний, откуда прессу, как водится, вскоре попросили. Секретничали госмужи около четырех часов. И в итоге договорились разработать до 25 декабря для борьбы с преступностью целую государственную программу. Поручено столь серьезное дело правительству.
Выяснилось, что глава государства поручил руководителям правоохранительных органов принимать решения по возникающим проблемам, не ожидая команды сверху. Разумеется, в рамках законности. Бакиев, как сообщает пресс–служба президента, подчеркнул: "Я буду строго спрашивать с каждого министра и главы администрации исполнения их прямых обязанностей. А в политику играть я не позволю".
Скупыми подробностями заседания поделился секретарь Совета безопасности Мирослав Ниязов. Он рассказал, что государство готовится увеличить численность силовых структур. Предположительно - на две–четыре тысячи человек. По его словам, будет укрепляться финансовая и материальная база правоохранительных органов. А заодно, при поддержке доноров, проводиться реформа МВД и ГУИН. Власти, кроме того, готовятся к созданию двух национальных агентств - по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, окаянной.
Если в России, как говорят, только две беды: дураки и дороги, в Кыргызстане их обнаружилось намного больше. Новой власти, похоже, предстоит выдержать еще один экзамен на профпригодность.
Данияр КАРИМОВ 22 ноября 2005 года. №222
|