Тайны древнего Жанкента. Почему огузы покинули свои cырдарьинские крепости? 10:08 24.11.2005
С легкой руки Нурсултана Назарбаева термин "Евразия" прочно вошел в обиход не только политиков, но и ученых. Тюркские племена, перемещаясь на огромные расстояния, не раз изменяли этническую и государственную картину Европы и Азии. По мнению члена-корреспондента Российской академии наук Аскольда ИВАНЧИКА, ключ к пониманию и решению многих археологических проблем находится на пространстве между Каспийским и Аральским морями.
Проклятие предков
Особое место в этом ряду отводится Аральскому региону, где проходила в древности северная граница оседлости. В окружении бурного кочевого мира в бассейне средней и нижней Сырдарьи в IХ-Х веках новой эры возникло обширное государство огузов. "Города огузов многочисленны, - писал арабский географ и путешественник Аль-Идриси. - Они тянутся друг за другом на север и восток. Среди них выделяется ставка огузских ханов - город Жанкент". По материалам, которые хранятся в семейном архиве ученого-фольклориста, профессора Кызылординского университета Тынысбека Коныратбаева, можно узнать, что известный русский художник В. Верещагин в ноябре 1867 года посетил развалины и укрепления древнего Жанкента, окруженного множеством курганов: "Господин Верещагин не производил расследования, а только заметил присутствие в городе жженого кирпича, множество человеческих и животных костей, много кувшинов из глины и лепные орнаменты из обожженной глины". От окрестных жителей художник услышал и предание о гибели процветающего города. Один из вариантов легенды, дошедшей до наших дней, выглядит примерно так. Правитель Жанкента хан Санжар женился на красавице Бекмане, дочери святого Карабуры из Хозрета (Туркестана). Однажды хан поехал на охоту, но забыл колпак для сокола. Отправленный за ним нукер, увидев Бекману, упал без чувств, пораженный ее красотой. Задержка вызвала подозрение ревнивого хана. Он обвинил жену в измене и отрубил ей левую руку. Жестокий поступок правителя Карабура увидел во сне. Явившись к хану, он заявил, что его дочь невиновна. Доказательством станет возвращение руки. И чудо произошло. Наутро перед изумленным ханом стояла Бекмана, протягивая ему обе руки. Потом она обратилась в птицу и улетела. А святой Карабура в гневе призвал в город змей, которые уничтожили хана и всех жителей Жанкента. Опустевший город становится змеиной ордой. Все, кто пытается посетить его, исчезают бесследно. Торговые караваны с тех пор обходят его стороной. Так повествует легенда о загадочной гибели города. В том же 1867 году Императорская археологическая экспедиция командировала в эти края ориенталиста П. Лерха. В своем сообщении Русскому географическому обществу он писал: "Судя по развалинам, город занимал около четырех квадратных верст, в середине его была цитадель, окруженная валом и стеной. Для орошения пользовались водой Сырдарьи. Жанкент, судя по всему, не был насильственно разрушен, а был постепенно оставлен жителями и разрушился со временем от влияния атмосферы".
Призрачный город
Археологическая наука не ведает границ. В этом году ученые Казахстана и России возобновили исследования древнего Жанкента. Следует отметить, что инициатором подписания трехстороннего соглашения между Институтом археологии имени А. Маргулана, Кызылординским университетом имени Коркыта-аты и Институтом этнологии и антропологии имени Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук стал ректор КГУ К. Бисенов. Кылышбек Алдабергенович, хотя и "технарь" по образованию, - страстный радетель истории родной земли.
- Сегодня очень немногие из стран СНГ могут позволить себе проводить масштабные археологические исследования, причем приглашая московских специалистов. Мы рады, что оказались теми самыми счастливчиками, - радуется заведующая сектором Института этнологии и этнографии имени Н. Миклухо-Маклая Ирина Аржанцева. По определению участников международной экспедиции, Жанкент является эталонным или ключевым памятником истории. Он упоминается еще в старинных письменных арабских источниках. - Там население приобретало лошадей, скот, шерсть, кожу, кошму, войлок. В обмен кочевники получали ткани, хлеб, посуду, утварь, - напоминает профессор КГУ Аблай Айдосов. - Через Жанкент велась торговля с Хорезмом, Поволжьем, Русью.
> Выбор Жанкента в качестве политического центра огузской державы был обусловлен многими обстоятельствами. Главное из них - выгодное географическое положение на стыке с крупными земледельческими оазисами Средней Азии, с Хорезмом и Маверанахром. Город лежал на важном караванном пути через кимакские степи в долины Сарысу, Кенгира, Ишима и Нуры. Через него шли торговые пути в Сыганак и Южный Урал. Историки могут рассказать немало интересного о роли государства огузов в политической и военной истории Евразии. Признано очевидным, что в 956 году между огузским джабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. Древнерусское государство нуждалось в союзниках, а огузов притягивали пастбища в донских и причерноморских степях, пути туда преграждала Хазария. Как известно, результатом великого союза стал разгром Хазарского каганата.
Нынешняя археологическая экспедиция, рабочий костяк которой составили студенты и преподаватели КГУ имени Коркыта-аты, как свидетельствует кандидат исторических наук И. Аржанцева, обернулась большой удачей. По выражению Ирины Аркадьевны, "уже с первой лопаты вышли на жилые кварталы". Заложили два шурфа. Теперь при помощи современных приборов будет составлена схема планировки древнего города. Воссоздать быт далеких времен помогут первые находки - монеты, фрагменты посуды и украшений, керамика. - Можно высказать предположение, что история Жанкента начинается до VI века нашей эры, - размышляет археолог. - Так же как и то, что есть предметы, привезенные из дальних походов. Грабительскими их тогда не считали.
Впрочем, современную науку сегодня интересуют не только предметы старины глубокой, но и так называемая "информационная емкость" объектов.
Доказанная сенсация
Именно это и привело в Жанкент Эмму Зиливинскую. В Институте этнологии и антропологии она известна как специалист в области этноархеологии. Не один год руководит раскопками Самосдельского городища, что в Камызякском районе Астраханской области. Где же пересекаются научные интересы? - То, что огузы составляли население нижней Волги, сегодня уже доказанная нами сенсация, - гордится кандидат исторических наук Э. Зивилинская. - Конечно, нам интересно сравнить эти города, откуда огузы двинулись в Россию.
Кстати, еще знаменитый российский археолог С. Толстов впервые обратил внимание на расселение огузов и печенегов в Азии и в Европе, их тяготение к дельтовым и низовым районам. Профессор МГУ подтверждал это расселением огузов в низовьях Сырдарьи и Волги, борьбой огузов и печенегов в низовьях Дона. Он также считал, что огузы низовий Сырдарьи вели комплексное земледельческо-скотоводческо-рыболовецкое хозяйство. Именно этим объясняется их стремление к подобного рода экологическим нишам.
По утверждению З. Зиливинской, многие виды керамических изделий, найденные на месте Самосдельского городища и относящиеся к Х-ХII векам, имеют аналоги и в Приаралье. Подобного рода керамика обязательно встречается на так называемых "болотных" городищах Жанкентской группы, обнаруженных С. Толстовым. Ученая напоминают еще об одной астраханской находке. Археологи обнаружили погребение с типично огузским сосудом. Причем находилось оно в окружении захоронений хазарского периода. Это позволило интерпретировать памятник как "могильник огузского поселения".
Есть еще мнение, что именно огузы составляли гарнизон города-крепости Саркел, защищавшей западные рубежи Хазарского каганата. По данным историка М. Артамонова, огузы составили гвардию последних хазарских царей - тех самых "ал-ларсийа", мусульман, происходивших из Хорезма. Это объясняет один из путей проникновения огузов в дельту Волги в Х веке.
* * *
Подводя итоги первого этапа международной экспедиции, ректор Кызылординского университета Кылышбек Бисенов предложил следующий сезон раскопок на Жанкенте, который придется на лето 2006 года, совместить с проведением международной конференции "Достижения и перспективы археологических исследований Приаралья" и посвятить ее 60-летию начала работы легендарной Хорезмской экспедиции. Ее участники успели только в низовьях Сырдарьи исследовать более двухсот исторических памятников. Российские археологи обещают привезти с собой и юбилейную выставку о деятельности этой экспедиции. Она готовится к открытию в Государственном музее Востока (Москва).
Ректор не мог не воспользоваться приездом российских ученых. К. Бисенов радушно предоставил им возможность прочитать лекции для студентов своего университета. Кстати, двое выпускников КГУ сейчас в аспирантуре Института этнологии и антропологии имени Н. Миклухо-Маклая. Ныне добавляется третий. Кызылординские археологи скоро пойдут нарасхват.
Валерий ХИЖНЯК 23.11.2005
|