А.Абдынасырова > Суть тенгрианства ныне - антиисламизм 16:29 24.11.2005
В последние годы заявляют о себе идеи тенгрианства. И все это на фоне отсутствия политики государственного протекционизма, или защиты экономических интересов государства и национальных ценностей.
Тенгрианство - это доисламские верования тюркоязычных народов Евразии и Центральной Азии в том числе. Возможно, на практике оно хорошо сохранилось у некоторых народов севера Российской Федерации. Тенгрианство относится к культуре язычества. Оно, бесспорно, сыграло свою роль в единении разных племен кочевников, в создании их империй, в сохранении гигантской территории обитания тюркоязычных племен от притоков реки Дуная и Черного моря до берегов Тихого океана, от Северного Ледовитого океана до склонов Гималайских гор.
Думается, тенгрианство представляет интерес как часть прошлого, знаний о котором не хватало нашей исторической науке, где оно до сих пор остается "белым пятном". Попытка политизации идей тенгрианства или спекуляция этим понятием в большой политике, по меньшей мере, несерьезны и потому могут вызвать только улыбку. Очевидно, это попытка новоиспеченных ученых, не испытавших препятствий, трудностей, критики, общественного порицания занять место в политическом бомонде страны.
Но недавно в газете "МСН" от 9.11.2005 года в статье А. Усупбаева "Суть тенгрианства - в великодушии" прозвучала мысль, которая не может оставить нас равнодушными.
Венгры, принявшие в X веке католицизм, сегодня изучают свое прошлое и сохраняют традиции, "тенгрианские" в том числе, из уважения к себе. Татары России изучают доисламские верования или языческую культуру своего народа, будучи мусульманами. У нас увлечение или удовлетворение потребности знания о тенгрианстве перерастает в попытку политического навязывания обществу псевдоидеологии без учета истории тюркоязычных народов и кыргызов последнего тысячелетия.
Защищая концепцию тенгрианства и пытаясь приспособиться к современности, сторонники этого учения в вышеназванной статье четко выразили его политическую направленность, которая состоит в противопоставлении тенгрианства исламу как доминирующей религии в нашей республике.
Основная мысль вышеназванной статьи звучит очень просто и вместе с тем вызывающе для 80% мусульманского населения Кыргызстана: "Идеология Тенгрианства ценна… тем, что она самым активным образом противодействует наступлению агрессивного исламизма… Благодаря возврату к тенгрианству, мировое сообщество перестанет воспринимать нашу страну как мусульманскую, что вызовет благосклонность стран Запада и их инвесторов… Влияние этого учения будет усиливаться во всем мире". Попытка изобретения альтернативы исламу есть всего лишь приспособление к международной или западной антиисламской политике. Очевидно, за этим последует поиск грантов, открытие фондов, финансирование проектов по борьбе с терроризмом, национализмом посредством тенгрианства.
Хотелось бы заметить, что как раз-таки ислам делает мягким общество и человека. Могущество древних тюркоязычных племен связано не с исламом, а с тенгрианством. Под каким флагом совершались походы гуннов, половцев (кыпчаков), монголов? В чем суть борьбы кыргызов с калмыками в эпосе "Манас"? Кыргызы и калмыки - это народы, проживающие по соседству, с родственными языками Урало-Алтайской группы языков. А борьба идет между ламаизмом (направление буддизма) и исламом. Где тенгрианство? XIV–XVI века прошедшего тысячелетия - это переломная эпоха в истории Великой степи или кочевников. Идет поиск устройства нового общества и соответственно новой идеологии. Великая Степь и кочевники выбрали ислам, и понесли его к берегам Тихого и Индийского океанов.
> Как остаться верным предкам, Великой Степи, исламу сегодня, когда предательство от знания и незнания, предательство "ради куска хлеба" совершаются на каждом шагу?! А расплата не за горами. Она очевидна - потеря государственности и смысла этнического объединения.
Анара АБДЫНАСЫРОВА, кандидат философских наук
24.11.2005
|