А.Жоробеков > Султанская идеология: Бакиев дал понять, что с молитвами на камни и скалы пора заканчивать 08:49 26.11.2005
"Самым успешным политиком яв-ляется тот, кто как можно чаще и как можно громче говорит то, что думает каждый". Ф.Д. Рузвельт, президент США, по-литический деятель.
Глава государства К.С. Бакиев в своем обращении поручил министру культуры С. Раеву разработать национальную идею, идеологию государства. Он недвусмысленно дал понять, что молитва на камни и скалы должна быть прекращена. И именно эту мысль многие наши "разработчики - публицисты" восприняли как старт своим суждениям и схоластическим умозаключениям на страницах прессы относительно того, какой должна быть идеология.
Крайне интересные идейные схемы и ценностные векторы предлагают авторы многочисленных публикаций. Говорится в этих трудах об известных до боли и обмусоленных за 15 суверенных лет вещах: возрождении, единстве, реабилитации духовных начал, о националистическом подходе (аналогичный пантуранству) и о многом другом. Несомненно, каждая доктрина имеет право на существование и может сыграть свою определенную роль.
Но, к сожалению, проблема идейного вакуума остается нерешенной, так как еще не предложен ни один действенный механизм реализации подобных идей, и каждая концепция подразумевает в качестве базиса экономическое развитие, а в качестве инструмента реализации - значительные денежные вложения. Да и возможно ли разработать идеологию, собрав разнопрофильных ученых, поставив им задачу и установив сроки?
В течение 15 лет > наше молодое государство уже перенесло на себе эксперименты с принудительным внедрением 7 заповедей сказочно-фольклорного "Манаса" в качестве духовного фундамента, а также попытки возвеличивания отдельных исторических личностей и героев различных масштабов в нашей многовековой истории. Итог нам общеизвестен: редкий школьник может вспомнить хотя бы одну заповедь Манаса, среднестатистический студент даже и не знает какой вклад сделал Шабдан-баатыр и откуда он вообще родом, уже не говоря о том, руководствуемся ли мы ими в своей повседневной жизни. А бюджет-то потратил немалую сумму на красочные пропагандисткие плакаты, повсеместно развешанные в различных учреждениях. В конце концов, пришли к осознанию того, что целенаправленная разработка и принудительная внедрение идейного плацдарма абсолютно безрезультатны.
Более чем уверен, что и идеологическая программа, разработанная Султаном Раевым, будет невостребованной и неэффективной. Будет мертворожденной не от того, что Раев плохой профессионал (он широко признан и высоко ценится за профессионализм), а от того что невозможно документом Минкультуры затронуть душу каждого гражданина страны в той ее глубины, где зарождается патриотизм и ответственность за свою судьбу и судьбу родины. Зная наш менталитет и восточную "колкость", нетрудно представить, как в скором времени кыргызстанцы назовут эту программу "Идеей Раева, или Султанской идеологией".
Придумывать велосипед, когда в мире создали "Windows", не надо. Надо лишь поднять дух и веру кыргызов, втоптанные в грязь вместе с советским прошлым. А сделать это может только Президент. Возродить величие своего народа и вселить надежду в завтрашний день может только лидер своим жестким и убедительным словом. Даже в самый трудный момент, в дни уничтожения Османской империи и духовного апокалипсиса турков, Мустафа Кемаль Ататюрк, исключительно благодаря своей внутренней силе, своими твердыми обещаниями и действиями заставил понять, что слово "турок" не оскорбление, а быть турком не проклятие. Уже в XX столетии бывший президент Турции Т. Озал подкрепил идейный столп нации, провозгласив: "XXI век станет веком Турции".
Кто-то, несомненно, скажет: "О каких пустых обещаниях и заявлениях может идти речь, когда экономика в столь плачевном состоянии?" Признаться честно, сильная экономическая субстанция и сама породит идейный стержень, в то время, как мы сейчас не можем ождать роста благосостояния.
Экономический подъем под названием "казахское чудо" сам по себе параллельно вытягивает идеологическую составляющую. Казахи гордятся своим государством, подобно нам повально и навсегда не экспортируют свои мозги за кордон. Наши братья повсеместно и с престижем говорят на своем разном языке, тогда как мы как только не называем тех, кто говорит на кыргызском языке. И даже на бескрайних просторах Казахстана, где наблюдается устойчивое идеологическое развитие, Н. Назарбаев посчитал нужным усилить среди своих азаматов-молодцов надежду на светлое будущее под названием "Казахстан - 2030".
"Железный занавес" Ислама Каримова не знает значительного рывка в росте экономики, а его граничащий с нами регион питается за наш счет. Здесь имеет место закрытое пространство и, как следствие, запрет и отсутствие ценностных альтернатив. И тем не менее, узбек на международной конференции по проблемам демократии где-нибудь в Европе будет часами восхвалять свою историю, культуру и с гордостью говорить о своей стране в присутствии постоянно молчащего кыргыза. Будет гордиться, ибо "Узбекистан - страна с великим будущим", и они верит слову своего лидера.
Как достичь того, чтобы идеи и заявления Президента, содержащие ценностные ориентиры, перспективные задачи и гарантии, согревали сердце каждому кыргызстанцу, чтобы они несли в себе жизненную энергию?
Учитывая ментально-географическую и историческую специфику Кыргызстана, необходимо усилить феномен личной власти лидера страны. Сильная личность обуславливает и огромную ответственность Президента в самые трудные минуты. Несомненно, появятся отдельные личности, которые сиюминутно обвинят Главу государства в концентрации власти, в авторитаризме. Но кто, как не они, обвиняют Бакиева (несмотря на необходимость соблюдения правил правового поля) в том, что он пошел на поводу криминала, что не предпринимает жестких мер и т.д.. О каких жестких мерах тогда может идти речь, когда сами борются за свободу мирных собраний и свободу слова? Сложная внутриполитическая обстановка и социальное настроение требует "жесткой руки". Жесткой не в интерпретации африканской общественно-политической практики, а в понимании под этой категорией энергии, личной властности, кардинальных решений и огромной ответственности за будущее своей родины - что сделало когда-то великими на все времена Ататюрка, Рузвельта, Черчилля и др.
Практика знает много случаев, когда идейным ваакум заполняют, а пошатнувшиеся духовные ценности искусственно укрепляют. Все еще имеет право на существование циничная, жестокая гипотеза о том что теракт 11 сентября дело рук самих американских властей как средство преодоления национального размежевания, отвлечения общественной мысли от других проблем и т.п.. Столь кровавых схем не нужно, но наличие "общего виртуального врага" - самый мощный объединяющий фактор для народа, для его сознательного и патриотического роста. Он-то у нас есть в лице мощных держав, которые в процессе глобализации просто-напросто де-факто могут поглотить наше маленькое государство. Если бы Бакиев жестко высказался о том, что мы равные партнеры со всеми - ни США, ни Россия ни Китай не будут и не смогут диктовать и что наше государство основывается на своих принципах, руководствуется исключительно интересами своего народа, выдвигает свои условия взаимовыгодного партнерства, то это породило бы чувство гордости и ответственности за свою родину. Это то, чего мы не слышали на протяжении долгих лет, та яркая самоидентификация, которая должна в определенной степени возродить дух кыргызов, уже давно чувствующих себя "второсортным" народом в новом миропорядке. А ухудшение международных связей можно упредить предварительной договоренностью с официальными властями этих стран в обмен, например, на существование их авиационных баз. Вот один из примеров подобной неофициальной дипломатии: США в обмен на вывоз советских ракет с Кубы должен был демонтировать свои ракетные установки в Турции. При этом Джон Кеннеди идеологии ради (превосходство нации) попросил Андрея Громыко не афишировать американскую уступку.
Необходимо также умело продвигать в народные массы, как общенациональную трагедию справедливое утверждение зарубежных политологов о том, что кыргызы занесены в список вымирающих наций. Величайшая опасность будет служить мощным стимулом для консолидации.
Немаловажным инструментом при повышении национального самосознания и визитной карточкой страны может стать тезис: "Кыргызстан - экспортер интеллектуальных решений (Brain solutions)". Для реализации этого постулата необходима государственная поддержка и продвижение кыргызских программистов на мировой IT-рынок. При зарубежных визитах Президента (особенно в США и Европу) надо акцентировать внимание на привлечение и размещение многомиллионных заказов ведущих западных программных производителей в Кыргызстане. Привлечь качеством, высоким уровнем кыргызских программистов и, самое главное, более низкой стоимостью рабочей силы, чем в той же Индии, где производят половину всей своей продукции американские компании. В будущем мы, как часть Центральной Азии, можем составить реальную конкуренцию той же индийской "Силиконовой долине", в деятельность которой вовлечены и зарабатывают на жизнь тысячи индийцев. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что только сам Президент страны может стать главным идеологом и гарантом будущего. В силу своих личностных данных и доступному языку (именно доступность, а не детальность речей, что может в дальнейшем ограничить возможность его маневра как политика. Ведь, как упоминали древние философы, "детальность и полная ясность мыслей делает собеседника неинтересным", а в нашем случае увеличивает количество "кухонных политиков"), а также благодаря решительности своего слова, Глава государства может открыть новую страницу в истории обновленного Кыргызстана.
Айдарбек ЖОРОБЕКОВ, правовед
24/11/2005
|