А.Мурзабулатов > Скажи мне, как суфий суфию... Коран читал? Раскол в мусульманской общине Казахстана 02:30 30.11.2005
РАСКОЛ В МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЕ КАЗАХСТАНА
Кто является настоящим мусульманином? Кого можно назвать неверным кафиром? Такие вопросы задают себе члены исламского сообщества Казахстана. Споры о правоверности и вероотступничестве стали предметом всеобщего обсуждения. Во внутриисламской дискуссии приняли участие и различные средства массовой информации, например телеканал Казахстан занял свою особую позицию в религиозных дебатах. Как отметил известный политолог Алимбай Гали: споры между мусульманами нашей страны имеют явный политический окрас.
Опора Казахского государства
Абсолютным этническим большинством в нашей стране стали представители казахской нации. На долю казахов приходится 60% общей численности населения Республики. Принимая во внимание высокие темпы рождаемости, можно предположить, что в уже обозримом будущем эта цифра увеличится до 90%.
Основой казахской культуры является исламская религия. Духовный лидер мусульман Казахстана Абсаттар Кажи неоднократно подчеркивал значимость мусульманского фактора. В Священном Коране и в хадисах Пророка Мухаммада изложены главные принципы нашей нравственности. Идеалы гуманизма и терпимости Ислама стали стержнем и ориентиром всего нашего народа.
Главный идеолог отечественного Ислама Онгар Кажи заявляет, что вне Ислама невозможно нормальное развитие возрожденного Казахского государства.
Помимо казахов в Республике проживают и представители других мусульманских народов. К их числу относятся турки-османы, азербайджанцы, чеченцы, ингуши, дагестанцы, курды, уйгуры, узбеки, татары и дунгане. Вместе с казахами они образуют большую и дружную семью народов, которая входит в состав глобального феномена, именуемого "Аль Умма Аль Исламия". Полутора миллиардное планетарное сообщество мусульман становится важным фактором мировой геополитики. Данное обстоятельство признают даже носители христианской веры. В частности, знаменитый американский ученый Сэмюэль Хантингтон писал, что Ислам превращается в ведущую глобальную силу.
Мусульмане Казахстана являются органичной и неотъемлемой частью Исламской цивилизации. Наши великие предки внесли огромный вклад в развитие и становление Ислама. Прославленный полководец Бейбарс, классик мировой философии Аль Фараби, великий хан Узбек, сиятельный правитель Абылай хан, грозный император Захириддин Бабур и его двоюродный брат Мухаммад Хайдар Дулати обеспечили блеск и могущество мусульманского мира. Правоверные, проживающие ныне в республике, вносят весомый вклад в укрепление нашей цивилизации.
Подъем казахстанского Ислама во многом связан с этнодемографическими процессами. По данным издания "Ислам Элеми" в настоящее время 11 миллионов казахстанцев связаны с Исламской культурой. Именно это указует на господствующие позиции Ислама в нашем обществе.
Необходимость единства
Возрождение казахстанского Ислама требует единства и сплоченности всех правоверных. Только вместе и сообща мы можем надеяться на свое дальнейшее развитие. Без консолидации и без интеграции мы обречены на упадок и запустение.
К сожалению, единство наших рядов подрывают различные зарубежные миссионеры-суфисты. Последователи суфия Ходжа Ахмеда Яссави ведут активную пропаганду своего учения. Некоторые члены нашего мусульманского сообщества поддались на агитацию иноземных миссионеров.
Суфийское учение с точки зрения Тафсира /исламского богословия/, не вполне соответствует строгим религиозным критериям. В практике суфиев опытные теологи могут обнаружить элементы язычества, или говоря иначе ширка. Потому-то суфийско-яссавийская деятельность не должна приниматься безоглядно и безотчетно.
> Усиленное распространение суфизма угрожает консолидации отечественных приверженцев Священного Корана. Отдельные представители региональной части Уммы, восприняв призывы яссавистов с недоверием стали относиться к деятельности Духовного Управления Мусульман Казахстана (ДУМК). Очевидно, что такое положение вещей не приведет ни к чему хорошему. Особенности развития современного Казахстана обуславливают необходимость концентрации всех правовых и организационных инструментов в руках ДУМКа – Муфтията. Децентрализация управления пагубным образом скажется на функционировании мусульманского сообщества нашей страны. Следовательно, каждый истинный мусульманин Казахстана должен отвергнуть раскол, навязываемый нам яссавистами.
К спорам между Муфтиятом и яссавистами стали причастны и средства массовой информации. Внутримусульманские разногласия превратились в объект изысканий некоторых телевизионных каналов. В частности, уже упомянутый ранее государственный телевизионный канал Казахстан-1 в той или иной степени вовлекся в указанные раздоры.
18 ноября сего года частный 31-ый канал выпустил передачу "Дода". В этой передаче достаточно подробно освещались вопросы, затрагивающие отношения Муфтията и яссавистов. В студии канала собрались люди с различными взглядами. Одни из них поддерживали Муфтият, другие оказались на стороне яссавистов.
Среди участников "Доды" был и Азимбай Гали. Обладая обширными познаниями в области политологии, известный казахский ученый высказался о политической подоплеке внутри религиозного спора. По мнению Азекена дискуссии между последователями различных течений могут оказать значительное влияние на правящую элиту страны. Соглашаясь с мнением Азекена, нельзя игнорировать современные процессы, происходящие в недрах общества. Одной из важнейших тенденций казахстанской политики становится возрастание роли Ислама.
Очевидно, что подъем мусульманства в республике вызывает неодобрение у наших недоброжелателей. Тайные и открытые антиисламисты ведут деструктивную подрывную деятельность. Их целью является ослабление исламского фактора. Ради достижений своих низменных задач антиисламские мракобесы пытаются расколоть и раздробить наше общество. Именно для этого они провоцируют наши разногласия. Все мусульмане Казахстана, независимо от их идеологических пристрастий, должны бороться за единство своей общины. Мирно и полюбовно решив наши внутренние споры, мы может сохранить сплоченность. С помощью терпимости и доброжелательности сторонники Муфтията и последователи яссавизма должны строить свои отношения. Используя цивилизованные методы дискуссии и не впадая в злобность, мы можем преодолеть наши разногласия.
Примирение двух сторон должно стать всеобщей задачей. Устраняя внутренние противоречия, мы добьемся единства нашей общины и тем самым будем способствовать укреплению Казахского государства.
Ахмет Мурзабулатов 28.11.2005
|