КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 18.12.2005
21:51  Покушение на Президента Ирана Ахмадинеджада. Подробности обстрела кортежа
14:34  Ж.Тогойбаев (член Конституционного суда) > Классовая структура киргизского общества состоит из: крестьян, рабочих и буржуазии
13:57  Кнут или пряник? В Вашингтоне не знают как приручить Узбекистан и Туркменистан
12:11  18 декабря - Международный день мигрантов
10:40  Б.Мусаев > Андижанские уроки: модернизация патернализма в Узбекистане. Часть 1-я.
09:49  Худжанд. "Воспользовавшись отсутствием электричества..." Массовые драки молодежных группировок
08:54  Самый древний в мире город, найденный 4 года назад Хамукар, разрушила... торговля

05:29  Киргизский теолог А.Байматов предсказывает скорый Страшный суд и пришествие Антихриста
04:24  Д.Каримов > Дежа вю киргизского политбомонда, или Петля для президента
03:41  "Къ" > Российская нефть уходит в казахскую трубу. ОАО РЖД может потерять объемы перевозок в Китай
02:56  А.Мурзабулатов > Исламизация "сверху", или Третья исламская война в Казахстане
01:48  Р.Убайдуллаева/М.Бекмурадов > Глобализационные процессы и трансформация ценностей
01:42  Выходной по-афгански. Репортаж российского ТВ
00:52  Детский дом из Тюпа (Киргизия) просит защитить их имущество от алчущей Федерации профсоюзов
00:44  В Москве издано исследование Рустама Мирзаева "Геополитика нового Шелкового пути"
00:37  Узбекистан будет ориентироваться на профильных инвесторов из России
00:00  Н.Назарбаев > Наша общенародная цель дерзновенна - войти в 50 самых развитых стран мира (речь)
Суббота, 17.12.2005
20:21  МТС не собирается сдаваться перед "Альфой". Битва за Киргизские соты продолжается
19:11  10 самых главных событий 2005 года с точки зрения Монголии
18:16  Несмотря на "революцию" объем инвестиций в экономику Киргизии за год вырос на 33%
17:05  Монголия будет строить самолеты
10:17  НАТО+1 - Казахстан хочет "индивидуального плана сотрудничества"
09:25  Издан на русском новый роман Салмана Рушди "Дети полуночи" - про мальчика и историю
09:15  Президент Азербайджана просит снизить ему зарплату
09:08  "Къ" > В.Путин дал СНГ независимость от цен на российский газ
09:02  "DW" > 369 - мини-Бакиевых. В Киргизии завтра выбирают глав местного самоуправления
08:22  Кнопка независимости. Н.Назарбаев лично запустил нефтепровод в Китай
08:13  О лжи и геополитическом соперничестве в ЦА, - А.Ризаев отвечает С.Бланку
07:42  Астанайский митрополит Мефодий получил казахстанский орден "Достык" II степени
03:00  Туркменбаши построит в пустыне Каракум заповедник для пингвинов (не шутка)
02:43  IWPR > Похоже на грипп. Эпидемия неизвестной болезни свирепствует в Туркмении
02:05  Ю.Сигов > Что важнее для США в ЦентрАзии: нефть или демократия?
01:15  "Foreign Policy" > Раздавленный апельсин. Революция еще не закончилась, но... уже начинается контрреволюция
01:10  Лидера узбекской оппозиции М.Салиха принимают в Лондоне депутаты Британского Парламента
01:02  В Урумчи вышла книга "Страна древних уйсуней: китайские источники и исследования"
00:38  У.Узбеков (посол Казахстана в Киргизии) > "Мы просим отдать 4-ре наших оздоровительных комплекса на Иссык-Куле" (интервью)
00:36  Туркменбаши велел министрам по ночам за полгода выучить английский
00:24  Новым главой миннефтегаза Туркмении стал Гурбанмырат Атаев, а минэкономики - А.Бердыев
00:17  Мухаммад Салих: режим в Ташкенте не подлежит реформе
00:12  С.Хабибуллаев > Документальный к/ф "Disarm", о жертвах противопехотных мин, будет показан в Узбекистане
00:05  А.Касымходжаев > Коррупция разлагает узбекскую армию. Часть 3-я
00:04  Руководители киргизской сотовой Bitel задержаны милицией
Пятница, 16.12.2005
22:57  В Казахстане появилась экологическая партия "Менiн Казакстаным"
21:55  Узбекистан принят в состав Евразийской антитеррористической группы
20:52  Омбудсмен Кыргызстана Т.Бакир уулу выступил против маркировки пальцев киргизских избирателей
19:42  Они исполняли свой долг. Почему узбекские пограничники стреляют в киргизских автомобилистов
18:40  Президент К.Бакиев: Считаю Чуйскую область - своей второй родиной
11:09  "Литер" > Кто разваливает Содружество? Вашингтон и... Москва
10:51  И.Торбаков > Узбекистан становится новым "стратегическим плацдармом" России в ЦА
09:24  Газгольдер пришел. "Оранжевое" дело Ющенко безнадежно
09:04  "Libеration" > Иран бросает вызов Западу. Ахмадинежад сознательно провоцирует...
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Р.Убайдуллаева/М.Бекмурадов > Глобализационные процессы и трансформация ценностей
01:48 18.12.2005

Для любого цивилизованного общества благосостояние, мир, стабильность и счастье граждан являются основными критериями общенационального благоденствия
Сравнение национальных культур, восприятие общемировых стандартов демократии часто начинается с выявления различий в социальном поведении и ценностных ориентациях. Интернационализация культуры, духовности, экономики, их глобализация, превращение во взаимосвязанную единую систему - очевидная реальность конца XX начала XXI веков. Сбываются далеко опередившие свое время предсказания великого мыслителя средневековья Абу Наср Фараби о едином мировом согласии, сформулированные им еще в середине X века.

Эта идея, родившаяся на основе разработанной религиозно-философской концепции, строилась на представлении о духовно-культурном единстве людей, мира, Бога. Что же касается реальной социально-культурной действительности, то люди исходили в основном из постулатов о "правильности" собственной культуры и странности или даже неразвитости всех иных культур. Впоследствии эта позиция стала называться культурноцентристской, т.е. такой, при которой "моя культура и мой способ решения проблем" оцениваются как наиболее эффективные и, стало быть, практически доказанные, то есть как истинные, а все прочие - отклонения.
Много веков потребовалось человечеству, чтобы понять (и до сих пор эта потребность не изжила себя), что способы жизнедеятельности людей, живущих в разных условиях, не могут оцениваться по шкале какой-либо одной страны. Все они адекватны конкретным условиям.

Если в западных странах мир и стабильность обеспечиваются за счет строгого соблюдения равенства каждого человека, то жизненный уклад и образ жизни восточных народов основывается на совершенно иных ценностях. А именно на справедливом и рационально-логическом неравенстве между людьми. Идея соблюдения справедливого неравенства как основа стабильности общества и государства всесторонне и глубоко изучены в трудах Конфуция, Фараби, Бируни и Алишера Навои.
В нашем укладе существует древнетюркская иерархия согласованности повседневных действий и поступков, известная науке как пять уровней справедливого неравенства. Основу этического поведения составляют пять типов взаимоотношений, регулирующих справедливое неравенство отца и сына, учителя и ученика, правителя и подданного, старшего и младшего, мужа и жены. Все восточные народы убеждены в том, что игнорирование этих неравенств является причинами беспорядка, преступности и социального хаоса.

Неравенство взаимоотношений не означает просто предоставление неограниченных прав тем, кто главенствует. Хотя приоритетный статус старших не подлежит сомнению, на них возлагается ряд социальных обязанностей: они должны защищать тех, кто демонстрирует им свое повиновение и преданность, проявлять к ним доброту, предлагать партнерские отношения.

Естественно, современный уровень общественного сознания, а также глобализационные процессы вносят ощутимые изменения в образ жизни людей. С обретением государственной независимости Узбекистаном демократические преобразования имеют необратимый характер. Но вместе с тем глобализационные процессы и демократические принципы европейского образа жизни не должны идти вразрез с многовековыми устоями духовной целостности нации. Великий мыслитель Абу Наср Фараби особо подчеркивал: "Я с большой симпатией отношусь к свободе и равноправию, но в то же время считаю невозможным достичь всеобщего счастья без твердой и направляющей руки правителя, без власти его там, где царит анархия, где есть почва для развития и добродетельных, и самых низменных нравственных качеств".

Недавние события в Андижане стали наглядным примером. Узбекский народ - миролюбивый народ. Он всегда стремится к миру, консенсусу, сотрудничеству. Каждый новый день начинает со слов доброго пожелания себе и другим - "мира и спокойствия" и заканчивает его этими же словами. Поэтому узбекистанцы не только не поддержали экстремистов-акромистов, но и безоговорочно осудили их действия. Ибо революционный путь решения вопросов чужд нашему менталитету. Президент Узбекистана И.А.Каримов в выступлении на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в январе этого года обратил внимание общественности на архиважный постулат менталитета народа: "Хотел бы еще раз подчеркнуть, что в вопросах реформирования и модернизации страны мы выступаем против каких-либо революций и фундаментализма в любых его проявлениях".

Категоричность, абсолютизм в узбекском менталитете отсутствуют. Поэтому социально-политический хаос, в который пытаются нас ввергнуть экстремистские силы, не будет иметь развития. Этому противодействует и чувство любви граждан страны к своей Родине, верность Отчизне, Президенту.

Результаты социологического опроса, проведенного Центром изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр", показывают, что среди молодежи доминирует точка зрения, согласно которой преданность Родине ассоциируется с самоотверженным служением ей (70% из числа опрошенных) и готовностью к ее защите (60%). Желание служить Родине активно выражается во всех национальных и возрастных группах. Исследования показали, что большая часть русскоязычных респондентов, родившихся и живущих в Узбекистане, испытывают к стране достаточно сильную привязанность. Отвечая на вопрос анкеты "Какие у Вас чувства по отношению к своей этно-исторической Родине?" почти каждый второй опрошенный отметил вариант "Я родился в Узбекистане и считаю его своей Родиной, а к этно-исторической Родине отношусь спокойно" (46,9%), треть респондентов (31,6) остановились на варианте "Я много думаю об этом, но не уверен, что буду там полностью счастлив, т.к. я привык к Узбекистану, у меня есть все (дом, семья, дети, много родственников, работа, друзья, вера в будущее). Не хочу терять этого". Результатом такого позитивного отношения представителей нетитульной нации к стране, в которой живут, является забота государства о справедливом регулировании межнациональных отношений.

В настоящее время мир входит в новую полосу глобальных отношений. Идет процесс поиска взаимоприемлемых и взаимовыгодных решений как региональных, так и межгосударственных проблем.
В этом аспекте можно рассматривать новую эру союзнических отношений Узбекистана и России. Они предполагают дальнейшее развитие контактов в самых разных областях. В том числе в сфере духовности и культуры, открывают широкие перспективы для сотрудничества представителей различных слоев населения на самом высоком государственном уровне.
По данным изучения общественного мнения, жители Узбекистана полностью поддерживают путь сближения с Россией как со страной наиболее близкой по духу, менталитету и истории. Отвечая на вопрос "Какая из ведущих стран мира является наиболее важным стратегическим партнером для Узбекистана?" более 90 процентов опрошенных отметили Российское государство. И обосновали сближение с Россией такими важными мотивами, как дружественность, надежность, взаимовыгодность, обеспечение мира и безопасности.

Представляется целесообразным дальнейшее обновление и разработка этнических стереотипов как системообразующих факторов национального самосознания. Новое политическое пространство и реальная практика становления национального самосознания в Узбекистане отражают решающую роль титульной нации, что закономерно обусловливает необходимость признания ее всеми этническими меньшинствами в качестве катализатора, ответственного за гармонизацию межнациональных отношений и гражданское согласие в обществе.

Молодежь Узбекистана тесно связывает поступательное развитие всех сфер нашей действительности, мир и стабильность с именем Президента И.А.Каримова. На вопрос "Как вы считаете, что необходимо предпринять, чтобы молодежь нашей страны была предана национальной идеологии независимости" значительное количеству опрошенных (46.1%) считают, что для этого необходимо "глубоко освоить труды Президента Узбекистана", абсолютное большинство граждан нашей страны считают, что И.А. Каримов является гарантом мира и стабильности страны".

Следует отметить, что феномен личности в восточных культурах необходимо рассматривать как уникальное явление, диаметрально отличающееся от европейских образцов.
> В Узбекистане люди тесно сплетали свои судьбы с мечтой о сильной личности испокон веков. Например, когда Великий Темур объявил о своем намерении освободить страну от монголов, большинство соотечественников последовали за ним в самый трудный период его жизни. Правнука Амира Темура Мухаммада Захириддина Бобура, когда он вынужденно покинул пределы Мавероуннахра в 1502 году и направился в Афганистан и Индию, сопровождали и верно служили ему более 200 тысяч андижанцев.

Здесь большую роль играет сильная эмоционально-этическая приверженность народа к национальным устоям, образу жизни, воспитанным ценностям. Результаты опроса, проведенного среди различных слоев населения в течение последних пяти лет, убедительно показывают, что семья и семейные отношения стабильно и неизменно сохраняют свою лидирующую позицию. А на Западе институт, регулирующий репродуктивную и этико-физиологическую деятельность человечества, теряет ее. Там гражданский брак прочно вошел в жизнь, а рождение детей вне официального брака становится нормой. Статистические данные свидетельствуют: в 2001 году в Англии - 31%, во Франции - 32%, Норвегии - 43%, Дании - 47%, Швеции - 50% детей появились на белый свет вне официального брака. В Узбекистане эта цифра составляет лишь 0,2 процента. Но даже этот минимальный показатель отклонения от нормы не остается вне поля общественного порицания.

Семья как основное ядро жизненного уклада не только упорядочивает деятельность членов семьи, но и выполняет важные этико-поведенческие функции. Поэтому не случайно респонденты, отвечая на вопрос "Что нужно делать, чтобы оградить нашу молодежь от чуждых нам идеологий", высказали мнение: в первую очередь необходимо делать упор на духовно-нравственное воспитание в семье (46.8%).

Узбекский менталитет основан на толерантности, терпимости и взаимопонимании. Но толерантное поведение изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Об этом свидетельствуют результаты мониторингового социологического исследования об отмене смертной казни в Республике Узбекистан. В 1989 году 76,9 процента людей высказались за сохранение смертной казни, но с годами их количество неуклонно снижается и сегодня составляет 70,3 процента, а число противников применения смертной казни увеличилось с 16,9 до 29,1 процента. Это свидетельствует о позитивном изменении ценностных ориентаций узбекистанцев.

С обретением государственной независимости культурно-этническим ценностям народа стало уделяться больше внимания. Забота об укреплении роли семьи в обществе, членов семьи о милосердном отношении друг к другу закреплена в Конституции страны. Мы воочию убеждаемся в тесном сплетении ценностей народной культуры, государственной регуляции и заботы о сохранении национального духовного потенциала.

Хотя глобализационные процессы приобрели необратимый характер и в нашей стране, но они должны соответствовать народным ценностям, а не противоречить друг другу. Мировой опыт свидетельствует, когда ценности не соответствуют требованиям времени, они изживают себя. И в то же время глобализационные явления, если вводятся извне и не соответствуют местным, народным культурно-этническим ценностям, то порождают очаги сопротивления, конфликты, войны.

Включаясь в глобализационные процессы, наше общество старается, чтобы общемировые стандарты не нанесли ущерб национальным ценностям. "Говоря коротко, - как сказал Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, - мы за эволюционный, последовательный характер реформ и преобразований, которые необходимо тесно увязать с ходом трансформации общественных отношений и уклада жизни, укреплением демократических ценностей в сознании людей".

Р.Убайдуллаева.
Академик АН Республики Узбекистан.
М.Бекмурадов.
Доктор социологических наук, профессор

15.12.2005

Источник - Правда Востока
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1134859680


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх