Нигара Хидоятова (лидер "Солнечного Узбекистана"): Я никогда не стану призывать к кровопролитию (интервью) 14:18 23.12.2005
Лидер партии "Озод дехконлар партияси" Узбекистана – в эксклюзивном интервью "Литеру"
– Нигара, из Узбекистана сегодня поступает противоречивая информация. Ваша страна, конечно же, не образец информационной открытости. Как вы оцениваете внутриполитическую ситуацию в Узбекистане?
– Отвечу лаконично. Узбекистан объят глубоким системным кризисом. В области политической это выражается в недоверии народа правящему режиму. В экономической – это фактически застой в производстве, развал единого внутреннего рынка и невероятно низкий уровень жизни. В социальной сфере – тридцатипроцентная безработица, при этом даже работающие не могут обеспечить себе необходимый уровень жизни. Плюс полный развал системы народного образования.
– Но официальная пропаганда говорит об успехах реформ по узбекской модели…
– Это лжереформы. И > вина за сегодняшнее состояние страны целиком и полностью лежит на режиме личной власти президента Каримова, который мы характеризуем как антидемократический и тиранический. Он, по сути, повторяет ошибки тоталитарного советского режима, когда полный отказ от демократических форм правления привел к катастрофе и развалу огромной страны. Все диктаторские режимы рано или поздно разваливаются. Сейчас эпоха демократии и диктатура личной власти – исторический анахронизм. – Комментируя последние события в вашей стране, эксперты разделились на два лагеря. Одни считают, что "железная рука" – единственный способ сохранить управляемость и стабильность в Узбекистане, предотвратить новую "оранжевую революцию". Другие убеждены в том, что на участников андижанских и ташкентских волнений власть намеренно наклеила ярлыки "исламских экстремистов" и единственное спасение страны – демократические реформы. Что же, по вашему мнению, произошло на самом деле? Каково отношение вашей партии к описанным событиям? – Вы правы. Единственное спасение страны – в проведении демократических реформ. В стране должны быть обеспечены свобода слова, свобода собраний, нормальный парламент с представленной в нем оппозицией и т.д. Правы вы и в том, что излюбленным методом борьбы с оппозиционными выступлениями ташкентских властей является наклеивание ярлыков. Власть стремится изобразить себя борцом против "исламистов" и получить поддержку мировой общественности. Конечно, получается это грубо, нецивилизованно, с кровавыми трагедиями. До сих пор это сходило с рук. В свое время режим, предоставив американцам военно-воздушную базу в Ханабаде, пытался записаться в друзья США, и это, надо признать, на некоторое время приглушило огонь критики в его адрес. Но андижанские события стали явлением из ряда вон выходящим. Америка очень чувствительна к таким событиям, общественное мнение оказывает огромное давление на американское правительство, требуя от него санкций против каримовского режима. Наша позиция в отношении андижанских событий была ясна и принципиальна с самого начала. Мы осудили действия властей. Нельзя стрелять в свой народ – на это не может быть никаких благих предлогов и оправданий. Нельзя так жестоко относиться к своему народу! Скрыть правду об этих событиях властям не удалось, и они прибегли к своему излюбленному методу – фальсификациям. Отсюда обвинения повстанцев в исламском экстремизме, попытке государственного переворота. Это ни что иное, как стремление преуменьшить масштабы массового убийства мирных граждан. В первый день после трагедии президент утверждал, что погибло 10 человек, затем говорили о 130, а последняя цифра – 187. Даже эту цифру посчитали незначительной для честного ответа на все вопросы со стороны мирового сообщества. Подумаешь, рассуждали они, 187 убито – стоит ли об этом говорить? Стало быть, жизнь людей для этого режима не представляет никакой ценности, чтобы убиваться из-за сотни-другой, еще народим! Но независимые международные организации пришли к выводу, что погибло не менее 700 человек, свыше 600 человек бежали в соседний Кыргызстан, а затем Комиссия ООН по беженцам переправила их в Румынию. Это была пощечина лично Каримову. Кыргызстан отказывался выдать еще 30 человек, на выдаче которых Узбекистан настаивал, утверждая, что они совершили уголовное преступление. В итоге мировая общественность осудила Узбекистан за массовое убийство людей. Тогда правящий режим в срочном порядке провел свое "расследование". Это за три-то месяца! В России события в Беслане до сих пор не расследованы, хотя работает большая комиссия, а в Ташкенте дело провернули за три месяца! Арестовано около 200 человек. Идет суд над 15 участниками событий. Все обвиняемые, как в сталинские времена, дают признательные показания, чернят и клеймят иностранных "подстрекателей". Естественно, в итоге будет доказано, что во всем виноваты сами повстанцы. Дескать, они первыми начали стрелять, причем по своим же повстанцам, и убивали их не войска, "свои". "Какой абсурд!" – скажете вы. Правильно, но такова логика режима личной власти. Но оправдаться перед мировым общественным мнением не удастся, за совершенное злодеяние теперь надо отвечать. – Вы возглавляете Партию свободных дехкан. Вы защищаете лишь сельское население? Какие у вас отношения с существующим политическим режимом? – "Озод дехконлар партияси" борется за демократизацию страны и аграрную реформу. У нас не узко социальная направленность, мы – партия общенародная. Нам отказали в регистрации без всякого объяснения причин, и, следовательно, партия не признана официально. У нас есть своя программа, устав, местные организации, активисты, преданные общему делу. Никогда я не представляла, что найду таких сподвижников, таких беззаветно преданных родине и узбекскому народу помощников. Я – сторонница гандизма и никогда не стану призывать к действиям, в результате которых может пролиться кровь. Мы стремимся поднять общий уровень политической сознательности нации, активизировать все здоровые силы народа, разъяснить крестьянам их права и научить правильно работать. – Основная беда существующего режима, по вашему мнению, – это кумовство, клановость и родство. Многие считают, что эти традиции настолько укоренились в восточном обществе, что никакая борьба с ними не может быть эффективной. Кроме того, коррупция – общая болезнь всех постсоветских государств. Каким образом вы намерены бороться с названными пороками общества в случае прихода к власти? – Коррупция – это не только беда всех постсоветских государств. Это общемировое, общечеловеческое явление. В Узбекистане коррупция поразила правоохранительные органы, прежде всего прокуратуру и государственные учреждения. В этом главная опасность. Но бороться с этим очень просто. Скажем, каждый сотрудник правоохранительных органов или госучреждений должен ежегодно подавать декларацию о своих доходах и расходах, и особый орган должен проверять соответствие деклараций действительности. Малейшая ошибка – и виновный должен быть уволен без права работать в будущем в этих органах. Некоторые ссылаются на китайский опыт, где за коррупцию расстреливают, но это слишком радикальные меры, бесчеловечная практика. Мы на это не пойдем. Уволить без права работать в этих органах, думаю, достаточная мера, чтобы с течением времени искоренить это зло. Конечно, предлагаемые меры могут быть эффективными лишь в условиях демократической открытости общества. Но в обстановке личной диктатуры они могут не работать, ведь все зависит от настроения и отношения того или иного руководителя. – Партия строится на конституционно-демократических принципах. Это значит, что все намеченные реформы вы планируете осуществлять мирным, демократическим путем, участвуя в парламентских выборах и органах местного самоуправления? Возможен ли такой путь реформ в Узбекистане? – Конечно, возможен. Ничто не вечно в нашей жизни, ситуация быстро меняется. Если мы хотим перестроить жизнь на демократических основах, надо терпеливо, упорно, цивилизованно добиваться своих целей. Это требует времени. Надо научить народ демократии. Во всем мире демократия несовершенна, и, думаю, именно Азия должна в будущем показать образцы истинной демократии. Пример Индии с ее терпимостью к языкам, религиям, иным взглядам показывает, что азиатские народы могут прийти к собственным моделям демократических систем, в основе которых лежат вечные и неделимые принципы: регулярная смена правительства, свобода слова, свобода мнений, свобода политических партий, свободные выборы, свобода передвижения, право на неприкосновенность личности. В то же время Азия не может принять моральную и нравственную вседозволенность западного общества. Наша демократия должна быть основана на собственных нравственных принципах, которые складывались веками. – Женщина в политике сегодня далеко не редкость. Но женщина, возглавляющая оппозиционную партию, основу которой составляет сельское население, постоянно подозреваемое в маргинализме, – это оригинально. Расскажите о себе. Как вы попали в большую политику? – Видно, к политике готовит вся жизнь. Мои дедушка и бабушка были великими актерами, они были безгранично преданы своему народу, государству, культуре, традициям. Отец – крупный ученый, историк, автор 15 книг, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки, прекрасно владеет английским и французским языками. Он верный и вечный поклонник Чингиза Айтматова. Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, затем – исторический факультет Ташкентского университета. В 1993 году защитила кандидатскую диссертацию по теме "Басмаческое движение в современной зарубежной литературе". Затем занялась бизнесом, который обеспечил меня материально, но удовлетворения морального не принес. В 2003 году я побывала в Наманганской области у родственников, и то, что я там увидела, привело меня в ужас. Я воочию увидела быт тружеников села. Их жизнь убогая, нищенская, бесперспективная, безжалостно загубленная. Мне вспомнился великий Махатма Ганди, которого также пробудила к политической жизни нищета индийского села. Но он увидел в индийском крестьянине – неграмотном, бедном, убогом – ту нравственную основу, которая помогла превратить его в великую освободительную политическую силу, принесшую свободу Индии. И внутренний голос подсказал мне: "Вот твое призвание. Узбекские крестьяне могут стать той силой, которая преобразует страну". В Узбекистане 65 процентов населения составляют крестьяне. Это огромная сила, которую нужно объединить. Я решила бросить бизнес и заняться политикой. Мое обращение о создании крестьянской партии поддержали многие друзья и единомышленники. Оказалось, что у многих из нас сходные моральные принципы и политические убеждения. Политика – деятельность трудная, сложная, а в таких странах, как Узбекистан, еще и опасная. Нашу партию не зарегистрировали, ее игнорируют, но от этого у нас не опустились руки, это усилило нашу энергию. Мы боремся и будем продолжать нашу борьбу. Своим соратникам, которых иногда охватывают сомнения, я напоминаю письмо Пушкина декабристам, сосланным в сибирские рудники: "Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья… и на обломках самовластья напишут наши имена". Мы полны оптимизма, мы смело смотрим вперед, поскольку будущее за нашим поколением. Наша партия – единственная партия в Узбекистане, которая в суровых условиях самовластия не сломилась, не потеряла веру в свой народ, в будущее демократии. Мы хотим сделать мир более добрым и справедливым, и только поэтому официальные власти развернули против нас клеветническую кампанию. Вот вам вся наша программа. – Ваша программа, на первый взгляд, предъявляет очень высокие требования к внутриполитической системе. Способен ли Узбекистан, в котором еще не прошли основные экономические рыночные реформы, воплотить политическую модель либеральных демократий западного образца? – Не надо идеализировать Запад. Разве не "либеральные демократии" привели к власти Пиночета? Разве не западные либералы взращивали Гитлера, Муссолини и Франко? Нет, мы не отвергаем основные принципы демократии, но и принимать "либеральные модели" за образец не собираемся.
Игорь ГОЛЬЦОВ, Алматы 23.12.2005
|