В.Портников > Иранский отказ. Просто у Ирана другая логика 09:21 28.12.2005
> Иранское правительство отвергло российские предложения относительно переработки урана для своей атомной энергетики. В Москве предлагали обогащать Иран на своей территории и уже затем направлять его на Бушерскую атомную. Однако официальный представитель иранского Министерства иностранных дел Хамид Реза Асефи был непреклонен: уран может обогащаться только на иранской территории.
Более того, иранский дипломат заявил, что его страна не получала никаких предложений от России. И здесь его слова расходятся с российской официальной версией событий. Ведь МИД Российской Федерации подтвердил свое предложение проводить у себя заключительную стадию обогащения урана и сообщил о существовании соответствующей ноты, переданной российским послом в Тегеране. Российскую инициативу успел поддержать глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи, отметивший, что она снимет беспокойство мирового сообщества в отношении ядерной программы Ирана. Но в иранской столице упорно не хотят замечать ни российской ноты, ни ее международной поддержки.
Заявление представителя иранского МИДа может оказаться точкой отсчета в расхождении интересов России и Ирана. В Москве могли рассчитывать на то, что строительство АЭС в Бушере и готовность Ирана продолжать развитие атомной энергетики сделают Россию не просто главным энергетическим партнером страны, но и ее главным внешнеполитическим покровителем. Но у Ирана оказались совсем другие цели и задачи: несясь на всех парах к возможности обладания ядерным оружием, официальный Тегеран может посчитать, что московские возможности уже использованы.
Бушер построен, обогащение урана скоро начнется, ядерное оружие появится, а новые атомные электростанции в этих условиях строить проблематично. И при чем тут Россия? А если ее руководству хочется и Ирану помочь, и с Западом не поссориться, и новые внешнеполитические возможности приобрести - так совершенно неясно, зачем иранскому руководству в этом содействовать.
В отношениях с Ираном Россию может ожидать разочарование, не сравнимое с теми разочарованиями, которые уже произошли в ее отношениях с другими "традиционными союзниками". Потому что там расставание с позицией происходило как бы само собой, в результате чужих военных действий, а здесь просматривается явное намерение "кинуть" Москву еще до того, как все началось. И, более того, намечается новая неприятность: России придется поддерживать Иран в то время, как сам Иран может откровенно игнорировать российские предложения. Потому что ввиду известной инерционности российской внешней политики Москве будет достаточно трудно признать, что ее надежды не оправдались, и никакого смысла в поддержке ядерной программы Ирана - кроме разве что материальной выгоды - не было. А потому предложения России - может быть, даже самые логичные и адекватные - будут постоянно сталкиваться с отказами Ирана, возможно, самыми неадекватными и нелогичными.
Просто у Ирана другая логика.
Виталий Портников
26.12.05
|