В Бишкеке издана книга москвича В.Ушакова "Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы". 11:43 29.12.2005
Политический ислам в Центральной Азии: миф или реальность?
В издательстве КРСУ вышла книга московского автора Вячеслава Ушакова "Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы". > Монография заслуживает внимания не только научных работников, но и широкого круга читателей.
Политический ислам как явление современного мирового развития только на первый взгляд может показаться феноменом такового, поскольку фактически изначально ислам имел политический характер, и именно под такими лозунгами осуществлялись арабские завоевания середины VII в. и дальнейших периодов истории. Однако проблемы политического ислама, как это ни парадоксально, не получили должной научной рефлексии ни в общей историографии, ни в религиоведении, ни в теории государства и права. Поэтому, на наш взгляд, рецензируемая монография является, пожалуй, первым опытом создания указанной рефлексии. В связи с этим можно утверждать, что уже одно это обстоятельство придает данному исследованию безусловную актуальность. Последняя, конечно же, еще более усиливается тем, что в настоящее время проблемы политического ислама приобрели исключительную злободневность в связи с резкой активизацией сил мусульманского фундаментализма, радикализма и экстремизма как во всем мире в целом, так и в Центральной Азии в частности.
В своей монографии автор подходит к раскрытию основной темы исследования с подлинно научных позиций, что выгодно отличает его работу от соответствующих публицистических изощрений последнего времени.
В первой главе монографии он подробно анализирует содержание концепций мусульманского государства и права и проблему власти как таковой в исламе. Можно, конечно, сетовать по поводу того, что автор делает это преимущественно на основе трудов аль-Маварди и аль-Гизами, не касаясь соответствующих воззрений, например, Ибн Ругида, аль-Кинди, Ибн Туфейля, Ибн Халдуна и др. Однако, по нашему мнению, в данном отношении он поступает правильно, поскольку, в противном случае работа приобрела бы более пространный характер, что, видимо, не могло бы не повлиять на ее компактность и выразительность. Безусловно, не все подходы автора к вышеуказанным проблемам представляются нам бесспорными, но в любом случае они заслуживают уважения, так как истинная наука может развиваться плодотворно только на основе разнообразия мнений. У нас нет никаких серьезных замечаний по содержанию параграфа первой главы, посвященного анализу истории распространения ислама в Центральной Азии и специфики мусульманской государственности в регионе в прошлом.
Нельзя не подчеркнуть органичность связи содержания первой главы монографии с таковым же ее второй главы, в которой автор анализирует ряд несомненно фундаментальных проблем ислама в государствах современной Центральной Азии, таких, например, как: соотношение независимости стран этого региона в контексте развития исламского мира и мусульманской цивилизации в целом; влияние ислама на политические процессы в них в новых условиях развития; роль и место исламистских партий и движений; влияние на их функционирование эндогенных и внешних факторов и т. п. Представляется весьма ценным то обстоятельство, что автор осуществляет указанный анализ на диалектической основе соотношения категорий общего и особенного, то есть не только в общерегиональном масштабе, но более на конкретном примере Ферганской долины, издавна являвшейся одним из сильнейших очагов мирового ислама, история которого всегда в немалой мере была наполнена событиями, присущими именно политическому исламу. Ценность такого подхода усиливается тем, что он носит политико-географический характер, а именно: подчеркивает то обстоятельство, что исламские проблемы Ферганской долины являются общими для Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, между которыми делится ее территория, а значит, общими должны быть и усилия этих государств, направленные на решение этих проблем.
Разумеется, у нас есть свои взгляды как на эти проблемы, так и на возможные пути их решения, однако это ни в коей мере не умаляет значения ни подходов, ни выводов, ни текстуальной содержательности рассматриваемой главы монографии.
По нашему мнению, при рассмотрении перспектив развития политического ислама как в Центральной Азии в целом, так и в Ферганской долине в частности, в третьей главе монографии автор демонстрирует качества зрелого научного аналитика. Он весьма прагматично подходит к выявлению сущности центральноазиатской альтернативы мусульманского политического движения в контексте исламского пути развития во всемирно-историческом процессе. То же самое присуще автору и в его подходе к анализу проблемы возможного создания единого исламского государства в Центральной Азии в будущем. И можно только приветствовать осторожность и предусмотрительность автора, который в этом вопросе, образно говоря, не рубит с плеча, а оставляет его как гипотетический.
Общие выводы автора по теме исследования, изложенные в заключении к монографии, логично вытекают из ее общего содержания и вполне согласуются с ним. На наш взгляд, не все из этих выводов представляются бесспорными в первой инстанции, однако мы не можем отказать им в самостоятельности и исследовательской оригинальности в лучшем смысле этого слова.
Не вызывает никакого сомнения то, что как тема исследования, так и само содержание монографии отличаются безусловной научной новизной как в своих общих, так и в частных положениях и выводах. В связи с этим есть все основания полагать, что сфера их практической значимости и соответственно практического применения могут быть, без всякого преувеличения, чрезвычайно обширными.
Свою предыдущую статью об одном из политических течений ислама в Центральной Азии - ваххабизме ("СК", 2.12.2005 г.) я закончил словами, что, если не давать повседневного и адекватного отпора наступлению подобных течений, произойдет катастрофа.
Вышедшая монография как нельзя лучше демонстрирует опасность религиозного экстремизма.
П. ЛИТВИНОВ, доктор исторических наук, профессор Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина (Россия).
№128 (21889) 27 декабря 2005г.
|