Н.Ракымбай уулу > Новая национальная идея для Киргизии: Нужна? Какая? 16:58 29.12.2005
Вопрос о новой национальной идеологии возник, как только в стране начались перемены. Всплеск идеологических исканий журналистов, ученых и простых людей стал неопровержимым доказательством прежней идеологической доктрины. Сегодня в стране нет ни одной ценности, которую разделяли бы представители всех слоев и профессий, регионов и конфессий. У каждого есть личные ин0тересы и потребности, убеждения и представления. Но где та идея, которая объединила бы людей, несмотря на все различия и особенности? Где идея, вокруг которой мы могли бы созидать не только личное, но и общее будущее?
В чем наша цель?
Создание нового общества напоминает строительство здания. Сначала разрабатывается план. Затем устанавливаются параметры и требования к строительству. И только после этого разрабатывается программа конкретных действий по реализации общего плана. Если использовать эту аналогию, то план строительства заключается в разработке идеологических основ развития Кыргызстана. Именно национальная идея заключает в себе цель, к которой пойдет наше общество.
Ограничения и рамки, в которых будет происходить строительство, должна отразить в себе новая Конституция страны. Однако новый Основной Закон отразит лишь форму, в которой будет происходить развитие. А содержание этого процесса определяется целью и задачами государственной политики, те есть национальной идеей и приоритетными направлениями правительственного курса.
Заявленная правительством программа действий не дает и не может дать ответа на вопрос о конечной точке развития общества. Все о чем говорится в программе – борьба с коррупцией, стимулирование производства, демократизация политической системы – это лишь задачи, которые приходят и уходят вместе с изменением текущей ситуации. Все это лишь шаги к цели. Цели, которая все еще не определена.
Зачем нужна идеология?
Главная функция идеологии – стимулирование позитивных изменений в общественном, как массовом, так и индивидуальном, сознании. Идеология объединяет нацию, она объясняет смысл происходящих в обществе процессов, помогает осознать цель и задачи развития страны. Основное условие, которому должна отвечать любая идеология – это жизненность, наличие связи с распространенными в обществе обычаями, традициями и убеждениями, то есть с психологией и мировоззрением нации. Идеология способна породить в нации мощное движение, но для этого ей необходимо затронуть сердце и душу народных масс. В ней должны отразиться стереотипы общества и характерные для этой эпохи и в этой стране мечты и чаяния людей. Каждая историческая ситуация имеет свои болевые точки: в одну эпоху – это массовая бедность, нищета населения, в другую – недостаток свободы, в третью – кризис духовности. Именно на эти главные проблемы эпохи должна указывать идеология, именно на эти вопросы должна отвечать. И если это происходит – она превращается в мощную силу, которая способна преображать нацию и вести за собой массы.
Общество, обладающее сильной идеологией, само становится сильным. Народ, объединенный единой идеей, в своем энтузиазме способен на многое. Но прежде надо создать такую идеологию, которая нашла бы отклик в сердцах миллионов и разбудила спящий потенциал нации. Практика показала, что прежняя власть с этой задачей не справилась.
Какую идеологию мы имеем?
В основе той идеологии, которая до последнего времени признавалась и пропагандировалась в Кыргызстане в качестве официальной, лежала идея национальной государственности. Она строилась на истории, главным образом политической, кыргызского народа.
Именно на недостатках этой идеологии хотелось бы остановиться. Прежде всего отметим чрезмерный акцент на былом величии народа. Понятно, что это имеет целью доказать историческую обоснованность существования Кыргызской Республики, как суверенного государства. Однако тут неизбежен и обратный эффект. Подчеркивание минувшего процветания и великого прошлого на фоне нынешнего кризиса развивает сознание того, что все лучшее для нас уже позади. Сравнение масштабов побед и достижений тысячелетней давности со слабостью современного государства губит в людях веру в будущее. Это напоминает историю Монголии, которая уже прошла эпоху расцвета в период правления Чингисхана и сейчас лишь доживает свой век, вспоминая о подвигах далекой молодости.
> Акцент на кыргызском великодержавии, канувшем в лету более тысячелетия назад, лишь подчеркивает, что ныне Кыргызстан небольшое маловлиятельное государство, затерявшееся на просторах Евразийского континента. Народ с великой историей, который сегодня не играет главных ролей даже в своем, небольшом по масштабам регионе. Такое историческое сравнение прошлого народа с его настоящим производит удручающее впечатление. В девятом веке - кыргызский каганат, контролировавший Центральную Азию и Южную Сибирь, в двадцать первом – маленькая горная страна в сердце материка с аграрной экономикой и двухмиллиардным долгом. Откуда вера в будущее?
Но самое главное в этом сравнении - чтобы люди узнавали себя в историческом портрете, находили свои черты во всех периодах кыргызской истории. Нельзя выхолащивать историю, сводя ее к бесконечной борьбе народа за независимость и государственность. Такая однобокая история похожа на сказку, а не на реальную жизнь. Ведь кыргызы знают, что еще полтора века назад племена бугу и сарыбагыш едва не истребили друг друга в бессмысленной братоубийственной распре.
Так подрывается вера в подлинность нашей истории. Кыргызы не были идеальным народом, и ошибок было не меньше, чем верных решений. Как и любой народ, мы переживали взлеты и падения. Периоды единения и процветания сменялись эпохами раздоров и ослаблением. Это необходимо не только признавать, но и объяснять людям.
Чем "приглаживать" и "подправлять" прошлое, лучше развивать в людях сознание исторической ответственности. Не все было прекрасно в нашей истории, не раз мы могли вовсе исчезнуть как народ. И только от нас зависит, будем ли мы завтра.
Какая идеология нам нужна?
Уверен, что в новой идеологии Кыргызстана прошлое народа должно быть представлено не только как борьба с иноземными нашествиями и внешними врагами. В гораздо большей степени оно должно отражать историю взросления нации, преодоления ею собственных "болезней" и недостатков. Осознание исторической миссии каждого, в том числе и нашего, поколения в судьбе кыргызского народа – вот, что должно стать главным содержанием национальной идеологии. И тогда те, кто проникнется мыслью о нашей ответственности перед прошлым и будущим страны, распространят эту идею в народе.
Мы не должны доверять судьбу Кыргызстана одному, пусть даже самому выдающемуся лидеру. Ведь не политика (и не политики) лежит в основе нашей общности. Фундамент нации – вчера, сегодня и завтра – это неразрывность исторической судьбы, единство языка и культуры, традиций и обычаев кыргызского народа.
А что касается великого эпоса кыргызов, то главная его идея вовсе не в борьбе с захватчиками, как многие привыкли думать. В "Манасе" заключены вековые чаяния кыргызов о великом собирателе народа. Это сага о справедливом и великодушном вожде, которого кыргызам так не хватало, но о котором они всегда мечтали. В нем все, что хотели бы видеть кыргызы в своих правителях – человечность и доброта, мужество, сила духа, пронесенная через годы страданий и лишений, и беззаветная любовь к Родине, ради которой Манас ведет свой народ в великий поход. Он - лучшая часть нас. Поэтому мы зовем его не всесильным, не воинственным, а великодушным. В этом ценность – в величии души и широте взглядов.
Идеология и история
Идеология – это осмысление истории. Поэтому только правдивый и честный взгляд на историю может дать нации рецепт исцеления. Прошлое не должно быть придуманным или однобоким. Иначе оно не поможет нам найти будущее. Великий русский мыслитель говорил, что история – это фонарь, который светит из прошлого, освещая будущее. Путь, пройденный нацией, следует понять и принять во всей его сложности и неоднозначности. Только осознав свои ошибки, можно не повторить их снова. И пусть для этого придется отказаться от соблазна самовозвеличивания. Это не самая большая потеря.
Историю не выбирают. Хорошо или плохо, но прошлое состоялось, произошло. Поэтому мы здесь, мы есть как нация, а значит, возможно и наше будущее. То, что было, от нас уже не зависит, но завтрашнюю историю мы еще можем изменить. Потому что она создается сегодня, каждым нашим поступком и каждой нашей мыслью. Мы делаем свой выбор всегда, только не всегда это осознаем. И сегодня мы должны выбрать не прошлое, а будущее.
У Кыргызстана не должно быть комплекса "малого государства". Привыкнув считать себя частью великого государства, мы никак не можем избавиться от имперского мышления. Но державный взгляд на политику автоматически низводит нас до уровня политического карлика. А ведь достоинство нации измеряется не размерами занимаемой территории и количеством населения. Виктор Гюго писал: "Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом". Да, Кыргызстан – небольшая страна, но не это главное. Американцев тоже было немного, когда они начинали свой исторический путь. Швейцария и Австрия, Бельгия и Нидерланды, Сингапур и Тайвань тоже не самые крупные страны, но это не помешало им добиться успеха.
Идеология – это путь в будущее
Необходимо научиться жить в реальном мире, в настоящем пространстве и времени, полной, а не половинчатой истории. Пора избавиться от комплекса "бывшей великой нации" и перестать успокаивать себя давно минувшими успехами. Великим надо делать будущее, а не прошлое Кыргызстана.
Нам следует воспитывать в народе сознание достоинства и ответственности, а не привычку переодеваться, в зависимости от "международной погоды", то в истлевшее платье былого величия, то в убогое тряпье страны-попрошайки. Мы достойны куда большего. В это должен верить каждый, кто считает себя патриотом.
Н. Ракымбай уулу
29/12/2005
|