"Народ восстал против гоминьдановского режима", - бишкекчанин М.Усупов вспоминает как воевал за свободу Восточно-Туркестанской республики 14:57 30.12.2005
Синьцзянские тайны Восточно–Туркестанская Республика существовала с 1944 по 1949 год в трех пограничных с Советским Союзом округах китайского Синьцзяна. Иногда ВТР в исторической литературе поэтому называют "Восставшие три округа". Впрочем, восстание было своеобразным - полностью инспирированным советской разведкой и лично Сталиным, Берией и Меркуловым. Пикантность в том, что мятеж подняли против центрального китайского правительства во главе с Чан Кайши - тогдашним союзником СССР во Второй мировой войне. Правда, одновременно Москва поддерживала и враждебных чанкайшистам китайских коммунистов во главе с Мао Цзэдуном. Кроме Макая Усупова, еще по крайней мере один известный бишкекчанин принимал участие в боевых действиях по защите ВТР. Это - известный филолог, профессор Геннадий Зенков (1924–2004). Среди его военных наград - ордена и медали Восточно–Туркестанской Республики. Строгую "подписку о неразглашении" он соблюдал до последних дней жизни.
Александр ТУЗОВ
***
Вторая война Макая На днях 81–летний ветеран Великой Отечественной войны бишкекчанин Макай Усупов стал кавалером медали "Ветеран боевых действий", учрежденной комитетом по делам воинов–интернационалистов стран СНГ ( заметка "Боевое братство", "ВБ" за 22 декабря).
Мало кто знал, что аксакал в июле–октябре 1945 года воевал в армии Восточно–Туркестанской Республики. Эта тема была совершенно секретной, и только теперь старый солдат поведал нам необычную историю.
Для младшего сержанта победный май 1945 года не стал последним месяцем жесточайших битв XX века. Усупов после окончания войны в Германии был переведен в распоряжение воинской части 9525 НКВД СССР, сформированной, как считалось, из "добровольцев" для выполнения особого правительственного задания. - > "Называть нас добровольцами было бы не совсем точно, - сказал аксакал корреспонденту "Вечерки". - В один из июльских дней сорок пятого года молодых бойцов, в основном уроженцев Средней Азии, посадили на поезд и повезли в неизвестном направлении.
Через некоторое время мы очутились на границе Казахстана с Китаем и вскоре были переброшены в Синьцзянскую провинцию, в которой вместе с китайцами проживали уйгуры, казахи, кыргызы, русские и другие национальные меньшинства. Как оказалось, здесь шла гражданская война. Народ восстал против гоминьдановского режима Чан Кайши. Наша задача заключалась в том, чтобы научить новых друзей тому, как обращаться с оружием, вести боевые действия. Ведь люди были не военные, из мирных жителей. Тогда под натиском восставшего народа многотысячная армия гоминьдановцев была вынуждена отступить. И на территории трех освобожденных округов провозгласили Восточно–Туркестанскую Республику (ВТР). Кыргызстанец в составе революционной регулярной армии ВТР вместе с другими земляками воевал в качестве командира стрелкового взвода под руководством генерала Исхакбека Мониева, принимал участие в освобождении городов Шихо, Цзиньхо, ряда других населенных пунктов. Выполнив свой интернациональный долг, Усупов вернулся в Советскую Армию, а демобилизовался в 1947 году. Что сразу бросилось в глаза: аксакал, рассказывая о минувших боях в Синьцзяне, был очень немногословен, осторожен. Видимо, сказывалась советская школа, когда нельзя было говорить ничего лишнего. Этому принципу ветеран не изменяет и сейчас, спустя столько времени.
Боевое крещение То, что молодого бойца отправили воевать в другую страну, не было случайностью. Ведь Макай прошел огонь и воду в битве с фашистами. - В 1942 году в 18–летнем возрасте, - вспоминает ветеран, - сразу же был направлен в Орловское пехотное училище, эвакуированное в туркменский город Чарджоу. А через год моих сокурсников, даже еще не сдавших выпускных экзаменов, бросили в самое пекло войны - на Брянский фронт. Боевое крещение я получил в Орловско–Курском сражении. Что за битва была, не перескажешь словами. С каждой стороны противники выставили по миллиону солдат.
Бойцу из горной республики доводилось воевать в составе 1–го Прибалтийского и 3–го Белорусского фронтов, Кенигсбергского Краснознаменного полка 235–й стрелковой дивизии. Окончил службу в Германии. И только после четырехгодичной солдатской жизни Усупов смог приступить к мирной жизни.
Личное дело
Демобилизовавшись 23–летний сержант Усупов поступил в Каракольский педагогический институт, после окончания которого и началась его трудовая карьера. Высшая партийная школа в Москве, защита кандидатской диссертации, работа в ЦК Компартии Киргизии, Комитете народного контроля, Институте истории партии. Макай Усупов опубликовал множество научных трудов. Все они посвящены истории республиканской Компартии и Кыргызстана в годы Великой Отечественной войны. Большим успехом ученого стала в 1984 году защита докторской диссертации.
Самым счастливым моментом он считает встречу с будущей женой Марией, свадьба с которой состоялась более полувека назад. Ветеран гордится своими тремя сыновьями, дочерью, пятью внуками.
Корреспонденты "ВБ" увидели, что аксакал, несмотря на многочисленные награды и труд в высших эшелонах власти, очень скромен. Его квартира, где он сейчас живет с женой и неженатым сыном, обставлена без каких–либо изысков. Зато все сильны духом, верой в то, что Кыргызстан станет государством с богатой экономикой, в котором пожилые люди будут жить безбедно. В свои годы Макай Усупович выглядит очень молодо. И не сидит без дела. Много внимания уделяет военно–патриотическому воспитанию молодежи. А в мэрии, где генерал Чотбаев вручал медали ветеранам боевых действий, Усупов оказался самым пожилым. И - одним из самых моложавых.
Эльза КИМ
|